В Санкт-Петербурге на побережье Финского залива на земельном участке, принадлежащем Кировскому заводу, планируется построить крупный морской нефтехимический терминал. Терминал будет осуществлять перевалку жидких химических грузов и минеральных удобрений. Продукты нефтехимии будут следовать сюда по железной дороге, пересекая районы с плотной жилой застройкой. Уже завершены предпроектные разработки по заказу владельца терминала ОАО "МАКС-Терминал". Мощность комплекса составит 1,7-2 млн. тонн в год.
Нефтехимические продукты, которые здесь появятся, по классификации относятся к 3-й группе опасности. Это означает, что вся "химия" способна крайне негативно воздействовать на окружающую среду. Неспециалистам вряд ли что-нибудь скажут названия этих веществ - моноэтиленгликоль, стирол, бензол, ортоксилол, фенол, параксилол, изобутиленовый и изопропиловый спирты... Это легковоспламеняющиеся жидкости, практически все ядовиты, некоторые легко смешиваются с водой и выделяют диоксиды. И не дай бог, если произойдет ЧП - жилые дома расположены неподалеку. Ядовитые вещества и их пары раздражают кожу и слизистую оболочку живых организмов. Второй этап строительства комплекса также не вызывает оптимизма. Здесь организуют перевалку минеральных удобрений - карбамида, фосфата, калийной и аммиачной селитры.
Говорят, что проектная документация уже прошла согласование в 14 федеральных и городских структурах. Добро дали представители администрации Кировского района, Госсанэпиднадзора, Комитета по градостроительству и архитектуре, Октябрьской дороги, Управления генплана... В контролирующие организации направлялись лишь письма с просьбой о согласовании без предоставления самой предпроектной разработки. Вот, к примеру, как мотивировал свое согласие Комитет экономического развития администрации города: "К нам пришла уважаемая фирма. Фирма - "Кировский завод". Она исправно платит налоги, она обеспечена финансированием, она, без сомнения, справится с проектом". Следуя таким аргументам, необходимо поощрять "терминальные" инициативы всех без исключения уважаемых и стабильных компаний. Чиновники не посчитали нужным уведомить о появлении потенциально опасного объекта горожан. Хотя законодательство предполагает, что граждан обязаны об этом информировать местные власти...
Авторы проекта утверждают, что учтены все современные требования к безопасной технологии перевалки продуктов нефтехимии. Контроль же за состоянием окружающей среды возложат на лабораторию качества с международной аккредитацией.
Но, к примеру, для прохождения танкеров с нефтью по Неве также предусмотрены все мероприятия, обеспечивающие экологическую безопасность. А в реальности в акватории города сложилась угрожающая ситуация с нефтеразливами. Если в 2001 г. было зарегистрировано 11 случаев разлива нефти с танкеров в акватории Невы, Морского порта и Финского залива, то в прошлом году число нефтеразливов выросло до 52 (!).
Железнодорожная ветка, по которой цистерны опасным грузом будут доставляться к месту перевалки, проходит через город. Что очень небезопасно в условиях нынешнего террористического времени. Если шахиды Басаева взорвут эшелон с фенолом где-нибудь в районе Ленинского проспекта, выброс ядовитого вещества в атмосферу может вызвать ожоги кожи и слизистых оболочек организма у десятков тысяч петербуржцев, будут отравлены грунт, поверхностные и подземные воды.
Почему появление подобного опасного для жизни горожан проекта стало возможным? Позиция "Кировского завода" предельно понятна: собственник земельного участка, площадь которого превышает необходимую, стремится выгодно сдать в аренду излишки территории. Позиция акционерного общества "МАКС-Терминал" тоже ясна. Естественно, строить высокорентабельный терминал лучше в городе, где существует развитая транспортная сеть, производственная и социальная инфраструктура. Это и больницы, магазины, квартиры для сотрудников. Это банальная возможность добраться до места работы без особенных временных затрат.
Но почему власти отступают от собственных планов, в частности от принятой схемы развития Большого порта Санкт-Петербурга? Уже несколько лет и администрация города и Минтранс России публично озвучивают несколько важных системных установок в отношении порта. Так, дальнейшее его развитие должно связываться не только с нарастанием грузооборота, но и с изменением структуры грузопотоков. Грязные, опасные, дешевые потоки должны уйти в строящиеся порты Ленинградской области. В порту города должны остаться чистые и дорогие грузы. Те же экологически небезупречные грузы, которые вывезти нельзя, должны переваливаться через специализированные терминалы. Именно такая установка легла в основу принятой в 2002 году Генеральной схемы развития Санкт-Петербургского портового узла.
- Проект нефтехимического терминала - прямое нарушение ранее неоднократно декларировавшихся долгосрочных планов администрации города, - сказал корреспонденту "НГ" председатель правления ассоциации "Совет по транспортной и транзитной политике" Андрей Карпов. - Руководство города, таким образом, способно внешне немотивированно менять собственную концептуальную позицию. Нечеткость позиции администрации стала для Петербурга проблемой общего порядка. Смольный меняет собственные решения с завидной частотой и легкостью, не желая понять, что залог успеха именно в стабильности позиций властей. Город, который не может выдвинуть для управления собственной экономикой менеджеров соответствующей квалификации, проигрывает в конкурентной борьбе и превращается в "город с областной судьбой".
Окончательное решение вынесет уже новая городская администрация. Остается надеяться, что новые власти избегут ошибок предшественников. Возможный выход из ситуации - отказ от приоритетного права власти принимать решения в подобных вопросах. К обсуждению таких проблем должна привлекаться и общественность.
Санкт-Петербург