Переговоры между Россией и Литвой о вывозе с территории Калининградской области химически опасных окислителей ракетного топлива, срок годности которых давно истек, зашли в тупик. Это может превратить близлежащие территории во второй Чернобыль.
Как сообщил корреспонденту "НГ" командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Валуев, ракетное топливо было вывезено в российский эксклав после распада Советского Союза из Польши, Восточной Германии, стран Балтии (той же Литвы) в процессе вывода войск. Сегодня на складах БФ скопилось 1200 тонн компонентов ракетного горючего, не пригодного к использованию. Его необходимо срочно вывезти, но Литва не дает "добро" на провоз опасного груза через свою территорию по железной дороге.
По-прежнему ни российские, ни литовские дипломаты не могут назвать конкретной даты, когда же будет осуществлен этот "химический транзит". Для вывоза топлива, по оценке специалистов, необходимы два железнодорожных состава, оснащенных специально оборудованными и защищенными от испарения и пролива ядовитых окислителей цистернами. На флоте же, если вывозить опасный груз морем в Ленинградскую область, цистерны также отсутствуют. Нет таких специально оборудованных грузовых поездов ни в Литве, ни на Калининградской железной дороге. Но есть они в "большой России" - в железнодорожных войсках Министерства обороны, у Минатома и МПС. Несмотря на прошлогодние майские договоренности в Вильнюсе министров обороны России и Литвы, ни "депутатам Балтики" в Госдуме, ни их коллегам из литовского сейма на сегодняшний день не удается добиться зеленого железнодорожного света для вывоза с Балтийского побережья ядовитых веществ. В итоге население не только Калининградской области, но и ее соседей продолжает оставаться заложником ядовитого наследия холодной войны.
Впрочем, калининградцы сегодня вообще недоумевают, как могла попасть непригодная к использованию ракетная отрава в регион, где для ее утилизации и захоронения нет ни специального оборудования, ни соответствующих, как на Новой Земле, могильников. Кто отдал приказ принять его на хранение на склады Балтфлота и 11-й гвардейской армии, неизвестно, но командовал флотом в этот период нынешний губернатор области Владимир Егоров.
Как сообщил "НГ" начальник радиологической и химической службы областного управления по делам ГО и ЧС подполковник Виктор Сеничев, опасность заключается в том, что в состав ракетного топлива с истекшим сроком годности входят окислители меланж и гидразин, которые при старении начинают разъедать топливные резервуары. В результате окислители попадают в почву. При испарении же ракетное топливо превращается в облако смерти и становится потенциальной угрозой для жизни людей и всего живого вокруг.
В правоте слов Сеничева корреспондент "НГ" убедился, побывав в Гвардейском районе, где когда-то в Ельниках дислоцировалась дивизия Ракетных войск стратегического назначения и неподалеку от нее - в населенных пунктах Калинково, Шиповка, Солдатово, где размещается сегодня ракетно-зенитная бригада ПВО Балтийского флота. Лес в Ельниках во многих местах выглядит мертвым. На месте бывших заправочных станций ракетным горючим трава не растет и по сей день. Так и не принятый на баланс из ведения Министерства обороны брошенный военный городок ракетчиков остается ничьим. Он давно превратился в приют для бомжей, которые разбирают склады ракетного топлива и продают кирпич "новым русским" и переселенцам.
Дозиметр в доме бывшей медсестры в поселке Калинково Галины Викторовны Заикиной зашкалил и показал 23 микрорентгена в час - запредельную по международным стандартам радиационную норму, намного превышающую естественный фон. Галина Викторовна пожаловалась, что у нее часто болит голова, а ее невестка, Алла Заикина, в 30 лет стала нетрудоспособной. Как рассказала пострадавшая, несколько лет назад она вместе со свекровью работала на огороде и вдруг увидела мчавшуюся в воинскую часть машину "скорой помощи". После этого в Калиновку и Шиповку приезжали военные, брали в колодце пробы воды и поведали, что в зенитно-ракетной батарее прохудились емкости, в которых хранилось ракетное топливо. От контакта с ним пострадали несколько солдат. Через несколько дней многие жители Шиповки и Калиновки почувствовали недомогание и вынуждены были обратиться за медицинской помощью. Самой Алле Заикиной после тщательного обследования поставили диагноз - острое заболевание щитовидной железы, которым она раньше не страдала.
Факт крупного разлива топлива неподалеку от Шиповки в зенитно-ракетной бригаде БФ подтвердил и дежурный отдела по делам ГО и ЧС администрации Гвардейского района Анатолий Маньковский. Он был очевидцем ЧП, служил в то время начальником службы ГСМ зенитно-ракетной бригады ПВО и участвовал в ликвидации чрезвычайной ситуации. Причиной разлива стало то, что ракетное топливо из-за длительного хранения разъело старые емкости, образовался свищ, началась течь, произошло заражение земли и испарение ядовитых окислителей в атмосферу. Весь грунт на территории базы хранения топлива пришлось выкопать и "КамАЗами" вывезти с территории. Где спрятана и закопана зараженная земля - до сих пор остается военной тайной. Лишь благодаря умелым действиям военных и сотрудников МЧС тогда удалось избежать заражения Гвардейска и его населения в 35 тысяч человек.
А вот Алле Заикиной не повезло: она стала инвалидом, и сегодня самостоятельно, без мужа и родителей, не может ездить в поликлинику на прием к врачу. Компенсацию за ущерб, нанесенный здоровью, никто молодой женщине не заплатил. Кстати, воспаление щитовидной железы - не только в Гвардейском районе, но и во всей области - считается одним из самых распространенных заболеваний. Опасное соседство с местами складирования ракетного топлива не только для военных, но и для гражданского населения может обернуться бедой. Резервуары, в которых хранится отрава, с каждым днем теряют запас прочности. Ведь они проектировались еще в 50-х годах. Похоже, пока дипломаты в Вильнюсе и Москве затягивают спор, не исключена очередная утечка жидких ядовитых окислителей ракетного топлива.
Калининград