Кто во Владивостоке не знает дом # 116 по улице Мельниковской? Тут, как говорится, все удовольствия жизни "в одном флаконе": и морг, вернее краевое бюро судебно-медицинской экспертизы, и виварий медицинского университета. Зловоние такое, что зимой еще кое-как перетерпеть можно, но летом┘ Морг рассчитан на прием и хранение 50 трупов. Но на полу, стеллажах, секционных столах - около 300 покойников. Изрядная часть из них при жизни не имели определенного места жительства. Таких привозят каждый месяц по 50-70 человек. Причину смерти показывает вскрытие. Биологические отходы после вскрытия неизбежно загрязняют сточные воды, которые попадают прямиком в Амурский залив. У морга никогда не было очистных сооружений.
Коврижка с двухметровым слоем грязи
Коврижкой называют в народе остров Скребцова. Когда-то это было одно из чистых мест в акватории Амурского залива. Недавно морское дно в районе Коврижки обследовали водолазы лаборатории морских ландшафтов Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения Российской академии наук (ДВО РАН). Погружался в мутные воды залива в водолазном костюме и заведующий лабораторией профессор Борис Преображенский. На дне они увидели только двухметровый слой грязи. Ни рыб, ни моллюсков, ни водорослей. Загрязнение катастрофическое. И губят Амурский залив (равно как и Уссурийский, и залив Петра Великого) именно неочищенные сточные воды города. Требования водного законодательства не выполняются все последние 25 лет.
От народа долго скрывали, что и биологические отходы танатологического отделения владивостокского морга тоже сливаются в воды Амурского залива. Купание и рыбалку на берегах залива пока еще никто не отменял.
На строительство нового судебно-медицинского комплекса нужно 252 млн. руб. Краевые власти жмутся: таких денег в закромах якобы нет. Средства выделяются только на ядохимикаты и на ультразвуковые пугалки для крыс, которые в танатологическом отделении разгуливают безо всякого опасения даже днем. Откушенные носы у покойников и оглоданные конечности в этом медицинском заведении никого не удивляют.
Знают ли об этом в центре Госсанэпиднадзора? Выяснилось, что знают и даже пытаются остановить работу танатологического отделения краевого бюро судебно-медицинской экспертизы. Вот один из документов проверки санитарными врачами помещений морга на улице Мельниковской, дом 116, в нынешнем году: "Во всех отделениях морга складированы трупы (всего 274 тела при норме 50). Секционный зал # 2 используется для хранения трупов, в секционном зале # 1 также складированы трупы. Имеются трупы, подвергшиеся гнилостным изменениям. Секционные залы находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии, проведение текущей дезинфекции и уборки невозможно. Рефконтейнер забит трупами. Постановление главного государственного санитарного врача о приостановлении эксплуатации танатологического отделения игнорируется".
Санитары морга не скрывают, что первый этаж танатологического отделения с завидной регулярностью заливается грунтовыми водами. Все они потом тоже устремляются в акваторию Амурского залива.
Ловись, ловись, кальмар канализационный
Рыбалка - любимый вид отдыха обитателей Владивостока. Что ловят на хлебные насадки, мидии и морского червя местные рыбаки? Да все, что плавает┘ Некоторые любители ловят только на имитацию кальмара. Хорошо клюет и сом, и карась, и сазан. По всему побережью вылавливают красноперку, камбалу. Кефаль берет не везде. И не у всех. В последнее время - это отмечают все рыбаки - совсем исчезла зубастая корюшка.
То, что корюшка действительно ушла из мутных вод Амурского залива, подтверждает и рьяный рыбак (он же - доктор геолого-минералогических наук и заведующий лабораторией Дальневосточного геологического института ДВО РАН) Олег Авченко. По мнению ученого, сказалась сильная загрязненность залива именно сточными водами городской канализации. Кроме корюшки, давно не видят в заливе и тихоокеанского кальмара. Пропала и мечта всех браконьеров - "золотая рыбка" - сима. Многие опытные рыбаки уже давно уезжают рыбалить куда-нибудь в сторону островов Фуругельма, Фальшивого или Желтухина.
По данным многолетних наблюдений ученых Тихоокеанского института ДВО РАН, уровень загрязнения воды Амурского залива превышает ПДК (предельно допустимые концентрации) в 20-30 раз. По бактериологическим показателям 30% проб в Амурском заливе не соответствуют нормативным. Ежегодно из воды залива высеивают холерный вибрион.
Во всех пробах, отобранных сотрудниками лаборатории морских ландшафтов на побережье Амурского залива от Токаревой кошки до станции "Санаторная", где, кстати, располагается санаторий "Амурский залив" и где постоянно поправляют свое пошатнувшееся здоровье не только жители Владивостока, высеяны ротовирусы, вирус гепатита А и их антитела. В совершенную негодность пришли месторождения лечебных грязей в районе залива Угловой. Хотя именно эти грязи продолжают поступать в санатории средней полосы России как лечебные.
- В Амурском заливе практически исчезли моллюски - устрицы, гребешки, а также иглокожие, такие, как трепанги, кукумарии и морские ежи, - рассказывает зав. лабораторией морских ландшафтов Тихоокеанского института географии ДВО РАН, профессор Борис Преображенский. - Вместо них появилось огромное количество представителей червеобразных. Из большого разнообразия водорослей почти полностью исчезли виды, требовательные к прозрачной морской воде, а их место заняли менее прихотливые. Обилие органических веществ в водной толще усиливает процессы гниения.
Сегодня спасением Амурского залива пытаются заниматься сразу несколько солидных научных учреждений, таких, как Институт защиты моря ДВГМА им. адмирала Невельского, Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, а также Морской экологический фонд и Специализированная Дальневосточная морская инспекция. Свою помощь пытается оказывать и Всемирный фонд дикой природы. Но┘ Амурский залив медленно умирает.
Последняя надежда - на морскую капусту?
Ежесуточно Владивосток сбрасывает в море до 500 кубометров сточных вод. Река Раздольная выносит примерно в 30 раз больше. Таким образом, город отводит все стоки в прилегающие акватории. "Водоканал" послушно выплачивает штрафы, выписанные местными экологами, - до 106 млн. руб. в год, и голова у него не болит. Остальные проблемы как будто никого из чиновников не трогают. Ущерб от бытовых и промышленных стоков никто не подсчитывает.
Ученые выступили с предложением высадить в заливе плантации морской капусты (ламинарии). В Институте биологии моря ДВО РАН разработан проект по санитарной марикультуре Амурского залива, и главным участником этой научной разработки является ламинария. Это растение - своеобразный природный фильтр, оно способно поглощать вредные вещества без ущерба для собственного здоровья и очищать воду. Кстати, свою роскошную плантацию ламинарии имеет Владивостокский судоремонтный завод, и вода там гораздо чище, чем в устье Суйфуня, где когда-то чуть ли не сачками для бабочек ловили тихоокеанского кальмара.
Дело за малым: решить вопрос с финансированием проекта ученых из Института биологии моря ДВО РАН. И непременно строить новый судебно-медицинский комплекс подальше от центра города с обязательными очистными сооружениями. Решение столь важных задач по зубам только краевым властям. Врачи-эпидемиологи не сгущают краски, когда говорят, что сегодняшнее состояние танатологического отделения краевого бюро судебно-медицинской экспертизы способно спровоцировать в регионе вспышку как тифа, так и холеры.
Москва-Владивосток