В Российской Арктике ежегодный браконьерский отстрел белого медведя достигает примерно 300 особей. Лидируют в этом промысле Диксон и Чукотка. Белый медведь занесен в Красную книгу России и Международного союза охраны природы (МСОП) и включен в приложение СИТЕС. В России охота на него запрещена с 1956 года. Однако в интернете и сегодня вывешено объявление о продаже 55 шкур белого медведя.
- Имеются данные о противозаконной организации коммерческих охот на белого медведя, - рассказывает представитель Всемирного фонда дикой природы в Москве Полина Герасимова. - Нелегальная охота на белого медведя становится школой криминала для коренного населения Российской Арктики. Масштабное браконьерство в России угрожает подрывом популяций белого медведя, политически дискредитирует Россию как страну, которая несет обязательства по международным соглашениям.
Ученые-экологи из Всемирного фонда дикой природы считают, что проблемы, связанные с незаконной добычей и торговлей дикими животными и растениями, являются следствием неспособности исполнительной власти России организовать должный контроль выполнения международных соглашений, а главное - реализовать нормы внутреннего законодательства в этой области. Да и имеющаяся законодательная база далека от совершенства. Отсутствует координация действий между многочисленными ведомствами.
Но в случае с белым медведем проблема не исчерпывается бюрократическими препонами и браконьерскими отстрелами.
Поскольку, по данным экологов, именно на Чукотке хозяина Арктики отстреливают с завидной регулярностью, ситуацию прокомментировал для "НГ" Владилен Кавры, член правления Чукотской ассоциации зверобоев традиционной охоты (ЧАЗТО), председатель комиссии по белому медведю.
- На Чукотке все с нетерпением ждут начала возобновления промысла на белого медведя, - рассказывает Владилен Кавры. - А зависит это от итогов исследования, проводимого у нас на Чукотке. После того как полученные данные будут обработаны российскими и американскими учеными, будет принято решение и определены квоты. К сожалению, исследования затянулись по ряду причин, поэтому открытие промысла намечено на 1 января 2004 года.
В декабре 2002 года на Аляске, в городе Ном, прошло заключительное чукотско-эскимосское заседание по исследованию проблемы белого медведя на Чукотке. Аляскинской эскимосской комиссии "Нанук" был предоставлен полный отчет о проделанной работе, обработанный научным консультантом ЧАЗТО, биологом Анатолием Кочневым. С моей стороны был предоставлен доклад "Белый медведь - священное животное", в котором я рассуждал, к каким последствиям привел запрет на промысел.
С этим животным у наших предков было связано абсолютно все: праздники, обряды благодарения, различные ритуалы. Сегодня мы ощущаем, что многолетний запрет на промысел белого медведя сказался отрицательно на культуре нашего народа. Мы практически потеряли традиционный уклад жизни. Во многих поселках морзверобоев прежние праздники, обычаи, обряды и традиции забылись. Дело в том, что на этих праздниках обязательно должны присутствовать череп и шкура белого медведя - без них ритуалы невозможны. Исчезла из обихода теплая одежда и вещи, сделанные из медвежьих шкур. Забывается старый быт, а вместе с ним забывается и язык. Сегодня во многих селах молодежь практически перестала говорить на родном языке. Наш народ просто исчезает.
Надо отдать должное инициатору проекта "Умка-Нанук" депутату Государственной Думы Владимиру Етылину, который сделал все возможное, чтобы возобновить промысел. Это важный шаг к восстановлению потерянной культуры морзверобоев и оленеводов, живущих в полном контакте с береговыми жителями. Благодаря этому проекту сбор традиционных знаний о белом медведе помог частично восстановить обряды, обычаи и традиции нашего народа. К сожалению, раньше мы уделяли этому очень мало внимания и сегодня ждем помощи от населения в сборе любой информации о белом медведе, чтобы восстановить прошлое наших предков.
Раньше, когда убивали белого медведя, добычу привозили в яранги, и обряд благодарения или ритуал проходил в стойбище. Сегодня обряд благодарения проходит прямо на месте добычи - из-за запрета на охоту. Поэтому он дошел до наших дней в измененном виде. А раньше старики говорили, что неправильный обряд делал из души белого медведя злого духа.
Вот как происходит разделка белого медведя на месте добычи. Голову отделяют и кладут с северной стороны от туши, снимают с нее мясо, вырезают глаза. Между передними клыками закладывают маленький кусочек жира нерпы, лахтака, моржа или кита (раньше жир брали только из оленьих кишок). Отделив почки и сердце, отрезают небольшие кусочки, мелко нарезают и кидают в море - благодарят море, место добычи, духов. На месте разделки остаются только голова, печень и желудок.
Существовал такой обычай на обоих побережьях: молодой выносливый охотник с собаками должен был догнать медведя и задержать его на месте, а следом шел опытный охотник, который убивал зверя копьем. Но добыча считалась собственностью того, кто первым заметил медведя.
Сегодня на праздниках еще можно увидеть ритуалы с черепом белого медведя, который "кормят", намазывая на зубы олений костный жир. Мясо медведя, несмотря на многолетний запрет на его добычу, является одним из основных видов пищи морзверобоев, оно считается и деликатесом. Известен очень простой способ приготовления колбасы из белого медведя: кишки медведя набивают мелко нарезанными почками, сердцем, мясом, срезанным с головы, и жиром. Варят полтора-два часа. Колбаса готова.
Анадырь