Губернатор Московской области Борис Громов распорядился создать региональную комплексную систему сбора, переработки и утилизации (рециклинга) транспортных средств, крупногабаритного металлолома, свинцово-кислотных аккумуляторов, бытовой техники. Очистить Подмосковье от этого хлама должно Министерство транспорта области.
Сегодня автомобильный парк области превышает 1,19 млн. машин. 90% из них - это легковушки, половина из которых имеет возраст более 10 лет, а каждая десятая прослужила более двух десятилетий. Каждый год завершают свой срок службы в Подмосковье около 80 тыс. автомобилей (в Москве эта цифра еще больше, а именно - 150-175 тыс. штук). На свалки выбрасывается почти 13 тыс. тонн бытовой техники.
- В нашей области ежегодно безвозвратно теряется не менее 57 тысяч тонн черных и цветных металлов в виде брошенных кузовов, узлов, деталей бытовой техники, - сообщил "НГ" первый заместитель министра транспорта правительства Московской области Андрей Кокурин. - Добавьте к этому более 50 тысяч тонн изношенных автопокрышек, тысячи тонн отработанных антифризов, пластмасс, стекла, отработанных масел. В реках области затоплены 26 судов, которые содержат 5,5 тысячи тонн черных металлов. Не в полной мере решается проблема утилизации выводимых из эксплуатации летательных аппаратов на аэродромах области. Все это загрязняет окружающую среду. А поскольку наша страна заявила о своем намерении вступить в ВТО, ей придется руководствоваться Директивой Совета ЕС 2000/53 ЕС "Транспортные средства, вышедшие из эксплуатации". В соответствии с требованиями этого документа "государства-члены ЕС обязаны предпринять меры для организации бесплатной доставки для последнего владельца автомобильных транспортных средств (АТС) на предприятия по переработке, когда такое АТС не имеет рыночной цены..."
В Подмосковье уже создан первый межрайонный пункт утилизации на базе ОАО "Вторметинвест", который располагается в Ногинском районе, в поселке Воровского. Осуществляется тесное взаимодействие с Министерством сельского хозяйства и продовольствия области по утилизации выведенной из эксплуатации сельхозтехники. Уже очищены Раменский, Егорьевский, Чеховский и Наро-Фоминский районы. Программу поддержали Министерство обороны и МВД РФ, а также столичные власти.
- В области создается несколько базовых межрайонных пунктов утилизации автотранспортных средств, находящихся вблизи от Московской кольцевой, - рассказывает Калман Цейтин, профессор, доктор технических наук, заслуженный эколог РФ, - в Подольске, Ногинске, Красногорске, Одинцове и Долгопрудном. Сегодня в Подмосковье действует и 5 предприятий по переработке ртути. Идет экологизация автомобильного транспорта.
В Подмосковье прорабатываются возможности создания производства по переработке аккумуляторов. По данным экологов, в регионе ежегодно образуется почти 19 тыс. тонн аккумуляторного лома, 6,3 тыс. тонн электролита. А перерабатывается только 20% аккумуляторного лома и 11% электролита. Нет эффективных производств по переработке отработанного масла. Не лучше положение и с переработкой автопластмассы. Сегодня ее прессуют вместе с кузовом. Своего часа ждет еще один нерешенный вопрос - переработка автостекла.
Как считает генеральный директор ОАО "Вторметинвест" Алексей Журавлев, программа, разработанная до 2010 года, позволит снизить негативное воздействие на окружающую среду, а также поможет создать необходимые административно-правовые, экономические механизмы и использовать экологически безопасные технологии получения вторичных ресурсов и их возврата в промышленное производство. Будут созданы дополнительные рабочие места на предприятиях области. Будут увеличены доходы областного бюджета за счет развития реального сектора экономики Московской области.
Ногинский район