Сегодня, глядя на ухоженный Лагерный сад, что расположен на границе Томска, трудно представить, что каких-нибудь лет пятьдесят назад здесь наблюдалось геологическое обнажение, где была обнаружена стоянка древнего человека.
Но постепенно все менялось. Из-за опасения оползней в саду вдоль береговой линии проведено так называемое уполаживание. Бывший глинистый обрыв стал пологим склоном с зелеными террасами. В горе появилась дренажная горная выработка. Исчезновение живописной "дикости" шло параллельно с "цивилизованным освоением" местных окрестностей. Вдоль обрыва появилась обжитая полоса, состоящая из гаражей, НИИ фармакологии, заводского Дома спорта, корпусов Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) и Сибирского физико-технического института (СФТИ), Технопарка и, наконец, многоэтажных жилых домов. Потом здравый смысл, казалось, восторжествовал - горисполком запретил строительство в этом районе. Но вопреки запрету в 2002 году там отводятся новые участки под жилье, военный институт и другие здания. Несмотря на то что недалеко от Технопарка образовался страшный провал и пострадали два гаража.
Лагерный сад, по мнению специалистов мэрии, находится в так называемой приоползневой зоне. А есть места, в которых строить запрещено категорически: микрорайон Каштак, район улицы Сибирской, а самым опасным, пожалуй, является новый микрорайон Солнечный, расположившийся на склоне горы. Несколько лет назад именно там из-за идущих оползневых процессов один из домов был расселен. Губернатор Виктор Кресс тогда негодовал: кто дал разрешение строить дом в опасном месте? Пусть, мол, прокуратура разберется в этом. Виновных, конечно, не нашли.
Так или иначе, но проблема Лагерного сада обострилась настолько, что власти в преддверии грядущих выборов сочли за благо передать дело на суд общественности. На научно-практическом семинаре "Развитие оползневых процессов в Лагерном саду г. Томска и внедрение мероприятий по инженерной защите территории" сторонники продолжения строительства настаивали, что в результате проведенных здесь с 1985 года противооползневых мероприятий опасные процессы прекратились и наступила стабилизация. А после 1988 года, когда вышло постановление мэра, запрещающее строительство без согласования с противооползневой станцией, новые проекты разрабатывались только по правилам. И отступлений от них не было. Да, дома строятся в приоползневой зоне. Но строительство "основано на всесторонней оценке", на двухлетних изысканиях. А чтобы все было в порядке, нужны только определенные инженерные мероприятия. Основную причину привлекательности для застройщиков опасной зоны назвал в своем выступлении главный архитектор ОГУП "Томскгражданпроект" Александр Шабашов: идет приватизация земли, а данная территория с уже созданной инфраструктурой "очень рентабельна".
Насколько "весомы" аргументы в пользу строительства, объяснил заведующий кафедрой геологии Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ) Валентин Ольховатенко: исследования показывают, что в Солнечном и в Лагерном саду оползневые процессы продолжаются. За 25 лет наблюдений отмечено, что кромка склона переместилась на
70 м. И самые опасные места - юго-запад и северо-запад, где ведется строительство. Здесь наибольшая обводненность, большие нагрузки от уже построенных сооружений (200 тыс. тонн), просадка грунта от дренажной горной выработки. А специалист с кафедры геофизики ТГАСУ Евгений Гусев обратил внимание на то, что Томск находится в зоне глубинного разлома и в последние годы наблюдается усиление тектонической активности.
Спикер областной Думы Борис Мальцев, в прошлом строитель, по поводу заверений, что, дескать, от постановления мэра 1988 года отступлений не было ни разу, заметил: "Были тысячи отступлений! В постановлении мэра говорилось о строительстве временных сооружений. Ведь в то время нужны были аварийные мероприятия, чтобы защищать построенное, а добавили еще 200 тысяч тонн. Шабашов увлекся капитализмом. Это он проектировал дом в Солнечном, который потом разобрали. И сейчас является застройщиком. Зачем экспериментировать на жизнях наших горожан?"
За прекращение строительства "до полной оценки состояния и устойчивости природно-технических систем в районе Лагерного сада" выступили девять человек из одиннадцати. Приняты соответствующие развернутые рекомендации. Остановка за малым: надо сделать практические выводы.
Томск