В 2001-2002 годах Западную Европу потрясла очередная эпизоотия (одновременное заболевание большого количества животных на большой территории) коровьего бешенства - прионного заболевания крупного рогатого скота. В опасности не только коровы. Прион, особая белковая молекула, - возбудитель коровьего бешенства вызывает болезнь у кошачьих, зоопарковых жвачных животных и у человека.
Человеческий вариант заболевания называют новой формой болезни Крейтцфельдта-Якоба (БКЯ). Больной приходит в угнетенное состояние, быстро теряет способность ходить и глотать, слепнет и впадает в кому. Новая форма БКЯ отличается от классической и тем, что поражает не старых, а молодых людей (средний возраст больных - 29 лет) и тянется долго - 14 месяцев. Особая опасность заключается в том, что между заражением и болезнью может пройти от 10 до 60 лет.
Распространение болезни произошло через мясокостную муку, которой кормили скотину и которую Великобритания продолжала в огромных количествах производить и продавать еще 8 лет после первых случаев заболевания. Теперь все страны, которые покупали эту муку и британский скот, сидят на "прионовой бомбе". Хотя продажа английской мясокостной муки теперь запрещена, многие страны сами ее производят, не проверяя наличие в ней прионов.
Кроме кормов, опасность представляют зараженные хирургические инструменты, аппаратура или прием бычьего гормона роста. Вот почему все фармакологические препараты (даже косметические) бычьего происхождения давно и повсеместно запрещены. В международной практике уже существует список запрещенных стран, из которых производителям биопрепаратов не рекомендуется получать сырье для производства вакцин. Однако некоторые компании игнорируют запреты и продолжают использовать материалы бычьего происхождения из стран запрещенного списка.
Большинство стран контролирует мясо жвачных, белковые препараты и корма, но пищевые добавки остались практически безнадзорными. Свободно продаются американские добавки и пилюли "Brain-360", "Brain Essential", "Adrenal-Cortex Fraction" и некоторые другие, в состав которых входят компоненты бычьего мозга или гипофиза. Добавки для спортсменов включают гомогенаты бычьих костей, желез и других тканей в таких количествах, что для заражения новой болезнью Крейт-цфельдта-Якоба достаточно одной пилюли.
Ситуация очень серьезна и потому, что в деле замешаны огромные деньги. Запрет продажи мяса и огромного количества продуктов животного происхождения приносит огромные убытки и ставит под угрозу благополучие животноводства в рамках всего ЕС. Кроме того, контроль над выполнением всех запретов также требует немалых средств. Пример тому - производство мясокостной муки. Во-первых, оно решает проблему утилизации отходов, а по европейским стандартам, в отход может уйти до 2/3 общей массы убойного скота. Во-вторых, ее продажа приносит колоссальные доходы, а использование в качестве корма обеспечило интенсификацию животноводства в Европе с конца 70-х годов прошлого века. Сейчас применение мясокостной муки для откорма скота запрещено, и ее нелегально подмешивают в другие корма, например, в рыбную муку. В Российской Федерации, как и во многих других странах, введен весьма дорогостоящий лабораторный контроль ввозимой продукции; доля фальсифицированных партий кормов, в частности рыбной муки, содержащей ингредиенты жвачных животных, составляет 10-13%.
По мнению исследователя проблемы прионных заболеваний из Российского университета дружбы народов Владимира Макарова, экономические, социальные, эпидемиологические последствия прионной "эпопеи" в Европе должны послужить серьезным уроком для деятельности во всех отраслях, имеющих целью создание новых, необычных технологий и продуктов, затрагивающих живые системы. Что же касается животноводства, то на родине прионных инфекций крупного рогатого скота, в Великобритании, уже начинают сомневаться в целесообразности сверхинтенсивных технологий в животноводстве. По-видимому, страны ЕС вернутся к более традиционному и более гуманному типу ведения хозяйства. Все-таки каннибализм у жвачных - это противоестественно. Коровы не должны есть коров даже во имя прогресса.