Ежедневно в Костроме умирают 15-17 человек. А на муниципальном кладбище местные могильщики отказываются рыть могилы. За сорок лет кладбище заполнили до предела. Похоронные процессии часами топчутся у ворот погоста. Родственникам усопших уже не раз самим приходилось брать в руки лопаты и лом, чтобы долбить замерзшую землю. Костромской городской суд устал рассматривать иски граждан к муниципальному предприятию по благоустройству и специальному обслуживанию населения.
Тем временем городские чиновники продолжают с пеной у рта выяснять отношения с представителями экологического движения "Во имя жизни", хотя экологи уже добились отмены решения администрации Костромы о возведении в деревне Конино нового городского кладбища. Областной арбитражный суд поддержал выводы экологической экспертизы, рассказывает сопредседатель движения "Во имя жизни" Валентина Ямщикова, согласно которым строительство кладбища может привести к потере источника питьевой воды.
Костромские чиновники бьются за сооружение погоста в районе месторождения подземных вод. По мнению экспертов, именно в районе деревни Конино в течение ближайших 50 лет можно получать в сутки до 60 тыс. кубометров чистой воды. Месторождение это утверждено как стратегический запас пресной воды.
Известно, что кладбище - крупный источник бактериального загрязнения. И что, если памятники и кресты действительно появятся в деревне Конино? Ведь согласно ст.107 Водного кодекса не допускается размещение свалок и кладбищ на водосборных площадях подземных водных объектов, которые могут использоваться для питьевого и бытового водоснабжения┘ А ст. 16 Закона "О похоронном деле" вообще запрещает размещать кладбище в районе водоносных горизонтов. Мэрия г. Костромы свободно обходит все правила и законы. И настойчиво стремится разместить строительную площадку именно перед носом у обитателей Конино.
Экологи предложили городским чиновникам обратить свои взоры в сторону поселка Поддубное. В этих местах нет подземных источников, да и находится поселение совсем недалеко от городских районов (по нормативам погост не должен быть расположен дальше 14 км от города, дабы родственники без хлопот могли бы добираться до могил), но чиновники и слушать подобных предложений не желают.
Недавно на Костромском городском кладбище объявился заместитель мэра Александр Шилин. Местные журналисты добились от него единственной фразы: "Припрет, будем что-то решать┘" Но, кажется, приперло уже сильно, раз граждане-костромичи сами стали рыть могилы.
- Если проблема с захоронениями не будет решена в ближайшие дни, - считают экологи, - последствия предсказать будет трудно. А ведь потребность в строительстве нового кладбища возникла не вчера. Ей уже по меньшей мере 5 лет. Кладбище вплотную подошло к окрестным деревням и сельскохозяйственным угодьям. Давно уже хоронят в болотистую почву. Повсеместно нарушается планировка захоронений, годами не вывозится мусор.
И вместо того чтобы действовать, городская мэрия судится с экологами за право захламить чистый угол области - окрестности деревни Конино.
Москва-Кострома