Затопленные гражданские суда и военные корабли лежат на дне Кольского залива, тесно прижавшись друг к другу. Сегодня в акватории их насчитывается около 120, и среди них есть даже суда союзных конвоев времен Великой Отечественной. Несанкционированная свалка судов угрожает экологии района, а в ряде случаев представляет и навигационную опасность.
Брошенные и затопленные суда ограничивают возможности хозяйственного использования прибрежных районов (развития прибрежного рыболовства, возрождения прибрежных поселков, разведения мари-культуры и т.п.). Находящиеся в них остатки нефтепродуктов несут потенциальную угрозу природной среде. И этот процесс только усугубляется продолжающимся сокращением военного флота, бесконтрольностью утилизации военного имущества. Нередко с выведенных из боевого состава флота и проданных в утиль кораблей снимают представляющий ценность металл, а корпуса бросают или затапливают. Многим памятна история бывшего сторожевого корабля "Резвый", который был затоплен у одного из причалов судоремонтного завода, расположенного в поселке Абрам-Мыс. Московская компания "Арсенал", которой принадлежит "Резвый", спокойно отнеслась к тому, что ее имущество затонуло в Кольском заливе, поскольку все самое ценное с корабля было уже снято и вырезано, а за его подъем со дна требовалось заплатить приличную сумму.
Наконец, стремительное развитие атомного ледокольного и военно-морского флотов превратило Кольский залив в один из самых потенциально опасных в радиационном отношении районов страны, а по некоторым аспектам - и всего северо-запада Европы. Считается, что радиационная обстановка в акватории залива находится в пределах допустимой нормы, но серьезную обеспокоенность экологов вызывают перегруженность хранилищ отработанным ядерным топливом и низкие темпы утилизации ядерных отходов.
Деятельность флотов и предприятий в акватории Кольского залива сегодня практически бесконтрольна. Если до 1995 года появление на поверхности залива большого мазутного пятна сопровождалось его немедленным обследованием с судов и вертолетов, то сегодня никто не может даже составить полноценную карту экологического бедствия, не говоря уже об устранении последствий таких ЧП. Конечно, если в заливе произойдет что-то серьезное, в дело вмешается областное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Мазут (как и другие загрязняющие вещества) оседает на дно залива, покрывает толстой пленкой его берега, выносится в районы прибрежного лова.
Ученые неоднократно пытались исправить положение. В 2000 году Морской биологический институт совместно с мурманским Гидрометом, гидрографической службой Северного флота частично восстановили мониторинг в Кольском заливе и прибрежных водах Баренцева моря. Однако денежных средств хватает только на организацию квартальных наблюдений, а ежемесячный контроль, так необходимый для получения общей картины и глубокого анализа, по-прежнему недоступен. По этой же причине нет и полноценного оперативного контроля над экологической ситуацией в заливе.
В конце 90-х годов областная администрация предприняла очередную попытку остановить процесс захламления залива корпусами старых кораблей. Постановлением губернатора области предусматривался перечень мер по очистке акватории залива от брошенных и затопленных судов. Однако из-за недостатка финансирования это постановление не выполняется, и залив продолжает превращаться в свалку. Отдельные организации в течение последних пяти лет утилизируют суда, стараясь очистить акваторию, но процесс этот идет медленно и хаотично. Тем временем к "полигону" отстоя судов в районе Белокаменки прибавились несанкционированные свалки в районе реки Лавна (12 судов), мыса Ретенский (16 судов), губы Тюва (10 судов).
Мнение заместителя директора мурманского филиала северо-западного межрегионального парламентского центра "Наукоемкие технологии и интеллектуальная собственность" Владимира Бахарева:
- Сегодняшнее состояние Кольского залива критическое, и оно усугубляется с каждым днем. Отрицательно сказывается на ситуации тот факт, что до сих пор в области нет единого органа, который бы планировал, регулировал и контролировал природоохранные мероприятия на побережье Баренцева моря и в акватории Кольского залива. Но проблема не только в этом. Побережье Баренцева моря до сих пор не включено ни в одну из действующих федеральных экологических программ. Хотя Кольский залив - федеральная собственность, и решать его экологические проблемы без поддержки федеральных структур просто невозможно.
Ну а пока - пока все ржавые корабли лежат на дне залива, мешая и военным морякам, и рыбакам.
Мурманск-Москва