Чуден Томск в любую погоду. Особое очарование ему придают старые тополя, крона которых, смыкаясь над проезжей частью, в ряде районов города образует живописные зеленые туннели. Увы, вся эта красота доживает последние дни. Внезапно выяснилось, что "нормальный" возраст тополя бальзамического всего 30 лет, после чего, как оказывается, дерево начинает представлять большую опасность и его нужно ликвидировать.
Прозрение наступило в прошлом году, когда во время урагана в самом центре города, рядом с мэрией, сломавшийся тополь убил девушку. Между тем истина могла открыться и ранее, если бы городские власти прислушались к мнению специалистов-ученых, коих немалое количество и в Томском государственном университете, и в НИИ биологии и биофизики, и в Сибирском ботаническом саду.
Все пошло по известной формуле "пока гром не грянет - мужик не перекрестится". "Гром грянул", и тополя начали в срочном порядке массово валить или подрезать. Сквер на центральной Новособорной площади после такой экзекуции своими пнями стал напоминать места лесных вырубок. А проспект Ленина, в наибольшей степени подвергшийся такой процедуре, своими тополиными обрубками, выстроившимися в ряд, обрел просто зловещие очертания.
Оппозиция мэру, окопавшаяся в городской Думе, устроила проверку деятельности "Горзеленхоза". Выяснилось - не зря. По словам Владимира Козырева, руководителя думской Счетной палаты, 922 тысячи рублей (90 процентов!), из тех казенных денег, что были выделены из фонда чрезвычайных ситуаций на снос "аварийных" деревьев, использованы не по целевому назначению.
Все же 1700 тополей спилили. Но, как выяснила та же палата, только 15 из них были проверены специальной аппаратурой и признаны опасными.
На основании чего снесли все остальные - непонятно.
Владимир Козырев отметил, что в "Горзеленхозе" отсутствует программа по озеленению, санитарной вырубке, восстановлению зеленого фонда города. "Получается, - говорит он, - где хотим, там и пилим, где хотим, там и сажаем┘ В нескольких актах на сумму в 304 тысячи рублей проверить объемы работ мы вообще не смогли, потому что в них не было даже адресных данных, где конкретно проводились работы, связанные с озеленением и вырубкой".
"Адресные данные" вскоре появились. Но некрасивую историю это только усугубило. Аппетит, как известно, приходит во время еды. Журналисты телекомпании "ТВ-2" воспользовались попавшими в их руки такими данными и устроили предметную проверку. И оказалось, что на одном из городских участков, где "Горзеленхоз" отчитался за посадку 2880 кустов, журналист насчитал всего 2250.
Подсчитано, что при сносе деревьев только на одном центральном проспекте "Горзеленхоз" "обсчитался" (естественно, в свою пользу) на 378 тысяч рублей (согласно опубликованным в СМИ данным, снос одного дерева обошелся бюджету в 3000 рублей).
Директор УМП "Горзеленхоз" Галина Шанина предложила целую программу по сносу еще 3000 деревьев, мотивировав это, во-первых, тем, что деревья опасные, а во-вторых, тем, что на эти деревья указали и сами граждане.
Журналист, проехав по шести адресам, выяснил, что ни одно из учреждений с подобными просьбами к "Горзеленхозу" не обращалось.
Похоже, уничтожение деревьев - для чиновников дело исключительно прибыльное.
Томск