Петербург, кроме "славы" города наводнений, в последние годы получил и "статус" города песчаных бурь, которые стали одолевать его каждую весну и лето. Многие горожане, да и сами специалисты садово-паркового хозяйства связывают появление в Северной столице песчаных бурь с целым рядом факторов.
В первую очередь простор для пыльных бурь стал возможным в связи с каким-то маниакальным истреблением тополей в городе, которые были и пока остаются естественными фильтрами. Именно тополя, как в свое время герань и фикус, чиновники записали во "врагов народа", дав им даже официальное наименование - "деревья угрозы". Понятно, что очень уж старые и больные деревья действительно надо постепенно убирать из города, но ведь под эту марку началось исступленное наступление на все зеленые насаждения города, в том числе парки, скверы, аллеи, набережные┘ Тут можно согласиться лишь с тем, что тополиный пух действительно досаждает людям, склонным к аллергии, но заметьте, речь идет лишь о деревьях женской особи, но никак не мужской.
Причиной песчаных бурь в Петербурге стала и другая новация. Как известно, Питер - один из немногих городов, где тротуары и дороги обильно посыпаются песчано-солевой смесью как средством от гололеда. И если раньше регулярно собираемый снег всю зиму и раннюю весну вывозился за город, то теперь он остается таять прямо на улицах, после чего повсеместно образуется нарост из песка и соли. Малейшее дуновение ветерка, и эта измельченная колесами автомашин до фракции цемента масса поднимается в воздух.
После минувшей зимы улицы оказались буквально засыпанными песком. И если бы просто песком. В качестве последнего здесь выступает "гремучая" смесь пыли, свинца, хлорорганики и массы болезнетворных микробов. Все это и приходится вдыхать в себя горожанам, и особенно тяжко приходится тем из них, кто страдает бронхо-легочными заболеваниями, астмой. В самом худшем положении оказываются новорожденные, поскольку, находясь в детских колясках, они как раз-то и вдыхают самый грязный слой воздуха (наиболее агрессивная воздушная среда - 0,5-0,7 м от поверхности асфальта). Это же относится и к детям от 4 до 8 лет в силу их невысокого роста. Не зря именно весной фиксируется всплеск аллергических заболеваний, легочных недугов. В пылевой сезон концентрация вредных веществ многократно возрастает.
От песчано-солевых бурь страдают не только люди, но и окружающая среда. Начальник Садово-паркового хозяйства Санкт-Петербурга Герман Вихарев рассказал, что песчано-соляная смесь наносит большой вред газонам и посадкам: первые просто забиваются солью, деревья же и кустарники зачастую получают ожог почек. Более того, в последнее время и представители "Горэлектротранса" стали предъявлять коммунальщикам претензии: соль, растворяющаяся в сыром воздухе, во взвешенном состоянии образует вольтову дугу, из-за чего происходит обрыв трамвайно-троллейбусных проводов.
Пыльные бури стали наваждением и для "бессолевой" Ленинградской области. Причины песчаных катаклизмов здесь несколько иные - хищническая разработка недр.
С некоторых пор в Ленинградской области объявились деятели, которые строят свой "бизнес" на песке. Причем получают от этого двойную прибыль. Секрет махинаций предельно прост. Представитель некой строительной конторы приезжает к руководителю местной администрации и предлагает им в кратчайшие сроки соорудить зону отдыха для трудящихся.
Большинство местных руководителей клюют на эти предложения и заключают с "коммерсантами" соответствующие договоры-подряды на сооружение таких объектов.
С первых же дней работа буквально закипает. Экскаваторы едва успевают "затаривать" песком могучие самосвалы, которые мчат его в неизвестном направлении. Когда запасы песка иссякают, "строители" также неожиданно, как и появились, исчезают, оставив вместо благоустроенного озера некое подобие лунного пейзажа, состоящего из серии кратеров.
"Масштабы хищения песка под видом строительства, - рассказал вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас, - составляют от 800 тысяч до миллиона кубометров в год. При этом деньги, которые зарабатывались коммерсантами на незаконной продаже песка, полностью уводились от налогообложения. Кроме того, что выемка песка под видом строительства наносит ущерб бюджету области, она больно бьет и по окружающей среде, так как ведется хищнически и без рекультивации земель". Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков заявил: "Природные ресурсы - это государственная собственность, которую мы отдаем в пользование, и они должны служить на благо всего населения. Добыча полезных ископаемых связана с нарушением природы в местах проживания человека. Изменяется экологическая обстановка, почвы, надо проводить рекультивации. Это направление, на которое хозяева карьеров не обращают внимания. Места бывших разработок - это горы грязи и пыли, которые к тому же быстро превращаются в стихийные свалки". Порывы ветра разносят эту грязь не только по ближайшим окрестностям, и она вливается в песчаные вихревые потоки, которые по "розе ветров" обрушиваются на Петербург.
Санкт-Петербург