В маленьком городишке на берегу Камы, названном по имени реки Камбаркой, население внимательно следит за тем, как складываются отношения между США и Россией. В этом у камбаряков прямая заинтересованность. Ведь от того, смогут ли договориться наши и заокеанские политики, зависит судьба арсенала химоружия, которое хранится в трех километрах от города со времен Великой Отечественной войны, а значит, в какой-то мере и судьбы всех местных жителей.
Еще год назад было неясно: будут строить в Камбарке объект по уничтожению люизита или перевезут опасный груз для промышленной детоксикации в другое место, а может быть, попросту все останется на своих местах? Новая федеральная программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" расставила точки над "i". Да, объект в Камбарке будет возведен.
Эта программа появилась на свет вместо проваленной по срокам предыдущей, по которой довольно активно велись работы только в одном месте - поселке Горный Саратовской области. Этот завод по уничтожению химоружия, возводимый с помощью Германии, должен сдаваться первым. Вторым планировался завод в городе Щучье Курганской области. Здесь предполагалось совместное российско-американское финансирование, но, увы, деньги из Штатов не поступили, не смог выделить свою квоту и российский бюджет. А на остальных территориях, где также по первоначальному варианту планировалось возвести заводы, как говорится, конь не валялся. Однако международную конвенцию выполнять надо, и Россия попросила продлить срок ликвидации наших запасов до 2012 года. Началась перегруппировка сил.
Удмуртия весьма заинтересована в ускорении процесса, так как на ее территории - в Камбарке и поселке Кизнер - хранится треть всего химоружия России. Программа ликвидации приносит республике некоторые социальные "дивиденды". В Камбарке, например, ведется строительство газопровода, улучшено качество питьевой воды, появилось новое общежитие и многоквартирный жилой дом, районная больница получила шведское диагностическое оборудование.
Особый вопрос - "лечение" населения от страха, химиофобии. В начале 90-х годов жители Камбарки вышли на центральную площадь с лозунгами против строительства завода. Это движение возглавила существующая и сейчас общественная организация "Союз за химическую безопасность". Потом для разъяснения истинного положения дел был создан Центр по связям с общественностью, и постепенно волнения улеглись.
За это время в центре зарегистрировано более шести тысяч обращений и посещений. Здесь хранится вся информация об арсенале. Устраиваются встречи населения с военными, охраняющими объект, с экологами. Сюда может прийти каждый. Кто-то, например, почувствовал, что ветер со стороны хранилища принес странный запах. К таким заявлениям не относятся как к капризам или причудам, а сразу выходят на место и делают замеры воздуха.
Инспектировавший арсенал полпред президента России по Приволжскому федеральному округу и председатель Государственной комиссии по уничтожению химоружия Сергей Кириенко нашел, что условия хранения люизита в Камбарке не вызывают тревоги. За 60 лет разъеден лишь один миллиметр одиннадцатимиллиметровых стенок цистерн. Емкости установлены в надежных кирпичных зданиях с бетонированным полом, все предусмотрено на случай утечки, но нештатных ситуаций ни разу не было. Ежедневно ведутся замеры воздуха, грунта, воды, периодически - толщины стенок цистерн и высоты налива. Но полпред счел, что следует заменить приборы контроля и систему пожаротушения на более современные, что и сделали финские специалисты.
Обновленную программу по уничтожению химоружия в России будет осуществлять уже не Минобороны - так потребовали западные партнеры, а Российское агентство по боеприпасам. Недавно в Удмуртию приезжала рабочая группа во главе с генеральным директором РАБ Зиновием Паком. Гости побывали на обоих удмуртских арсеналах, провели совещание с руководителями республики, подписали с президентом Александром Волковым ряд соглашений. Была оглашена новость: изменена порядковая нумерация строительства объектов. Завод в Горном по-прежнему фигурирует первым по вводу в действие, во вторую очередь попала Камбарка, а не Щучий. Переговоры со Штатами, которые должны финансировать строительство объекта в Щучьем, пока не дали конкретных результатов. Американцы считали, что Россия не выполняет своих обязательств. Российской стороне, сказал Зиновий Пак, удалось убедить конгресс и сенат США в том, что мы начали выполнять условия соглашения и на этот год в бюджете Америки предусмотрено выделить 500 млн. долл. на российскую программу. Но пока их нет. Пентагон и администрация президента США сделали запрос в конгресс на следующий год о выделении более 3 млрд. долл. на строительство завода в Щучьем. Но в США много сил, не заинтересованных в том, чтобы помогать России в выполнении конвенции, считает Зиновий Пак. Большие надежды он возлагает на встречу президентов Владимира Путина и Джорджа Буша 24 мая в Москве.
А пока в агентстве решили, что строительство большого завода в Щучьем одна российская сторона не потянет, а вот небольшое производство в Камбарке - да. Первая очередь камбарского объекта по уничтожению люизита будет построена в 2004 году, а в 2005 году он полностью заработает.
- Какова будет судьба отходов производства и представляют ли они опасность? - спросили журналисты Зиновия Пака.
- Это безобидная щелочь, абсолютно неопасная. Мы с президентом Удмуртии решили, что будет объявлен конкурс среди химиков-переработчиков, и кто его выиграет, увезет отходы к себе за пределы Удмуртии.
Как выяснилось, завод будет построен целиком на федеральные средства. Уже в этом году республика получит 300 млн. руб. на укрепление социальной структуры Камбарки.
Для этого маленького города строительство завода - не беда, а благо. Город отрезан от остальной территории республики полноводной Камой и оказался как на острове. Связь с Ижевском и соседними районами Удмуртии в летнее время осуществляется с помощью трех паромов, а зимой - по опасной ледяной переправе. Здесь самый высокий в Удмуртии уровень безработицы и самый низкий - жизненный. Местные коммерсанты не могут развернуться - у населения нет денег. Градообразующее предприятие - машзавод - долго лежал "на боку" и только начал подниматься. Теперь здесь надеются, что с осуществлением программы по уничтожению химоружия жить станет лучше. Так, Камбарский машзавод участвует в строительстве газопровода в рамках программы и строит планы получить от РАБ заказ на изготовление фильтров для нового предприятия. В домах жителей появится газ, горячая вода... А главное - исчезнет опасное соседство.
Ижевск