-ГОСПОДИН Элкапони, мы не первый раз с вами встречаемся и обсуждаем перспективу развития российско-азербайджанских отношений. Как вы оцениваете итоги визита президента Российской Федерации Владимира Путина в Азербайджан?
- Задолго до начала визита президента России Владимира Путина в Азербайджан наша партия всесторонне приветствовала возобновление диалога между нашими странами на высшем уровне, поскольку мы всегда оценивали Россию как основного и стратегического партнера Азербайджана как в политическом, так и в экономическом плане. Нынешний визит, состоявшийся, как известно, 9-10 января, способствовал тому, что было преодолено некоторое охлаждение, возникшее в последнее время между нашими странами. Примечательно также и то, что это первый зарубежный визит российского президента в новом веке.
Помимо этого, как нам представляется, состоявшийся визит свидетельствует еще и о том, что Россия в какой-то мере вносит коррекцию в свою политику, проводимую во всем Закавказье.
Говорить о детальной оценке результатов визита пока еще рано, можно лишь в целом отметить, что визит, безусловно, пошел на пользу обеим странам.
Кстати, одним из косвенных подтверждений такой оценки является отношение к нему азербайджанской диаспоры, проживающей в России. Практически все ее представители, являющиеся также членами НПС "Азербайджан - XXI век", выражают полную поддержку состоявшейся встречи двух президентов. Небольшой эпизод, свидетельствующий об этом, могли наблюдать миллионы телезрителей канала НТВ в девятнадцатичасовых новостях 9 января. В сюжете был отражен эпизод, в котором правоохранительные органы и службы безопасности, сопровождавшие президентский кортеж, были встречены стихийной демонстрацией у здания посольства Российской Федерации в Азербайджанской Республике. При этом охрана посчитала, что эта демонстрация имеет антироссийский характер и протестует против поставок российского оружия Армении.
Каково же было их удивление, когда реально это оказались люди, которые пришли приветствовать российского президента и выразить поддержку проходящим переговорам. Замечу, что среди них было много представителей диаспоры, прибывших в Баку из различных российских регионов вслед за Владимиром Путиным.
В этом мероприятии самое активное участие принимала и наша партия (в митинге приняли участие около 6 тысяч сторонников НПС), и именно ее активист член НПС Эльшан Алиев озвучил то, что хотели выразить собравшиеся люди.
Надо отметить, что существует мнение, согласно которому во многом политическое будущее Азербайджана зависит от людей, либо временно, либо постоянно проживающих на территории России, и наша партия с этим мнением полностью согласна.
В основе этого мнения лежит то обстоятельство, что, хотим мы этого или нет, но по экономическим или каким-то иным причинам большая часть интеллектуальной азербайджанской элиты живет и работает в России. Учитывая это обстоятельство, НПС "Азербайджан - XXI век" выступает с инициативой рассмотреть в установленном законодательством порядке вопрос о введении в республике двойного гражданства. Попутно можно отметить, что и в Грузии, и в Армении эти вопросы прорабатываются уже давно.
Мировая практика показывает, что институт двойного гражданства может быть успешно применен именно на постсоветском пространстве. Для представителей национальных диаспор - выходцев из ближнего зарубежья - точно так же, как и для русских, проживающих в бывших республиках СССР, введение двойного гражданства позволило бы решить массу проблем и обеспечило бы населению одно из важнейших условий жизнедеятельности - свободу передвижения.
Реализуя свою инициативу, Азербайджанская гражданская ассамблея при поддержке НПС обратилась к президенту Азербайджана Гейдару Алиеву и Милпи Меджлису с просьбой о предоставлении азербайджанской диаспоре в России двойного гражданства, и, насколько нам известно, позиция российской стороны по этому вопросу положительна.
В чисто законодательном плане для решения вопроса о двойном гражданстве достаточно доброй воли лидеров наших стран.
Следует также отметить, что, как и при любой встрече на таком уровне, существует как открытая, так и закрытая часть протокола, о последней мы узнаем по дальнейшему развитию событий. Если говорить об официально подписанных соглашениях, касающихся урегулирования вопросов использования акватории Каспийского моря, а также отмены решения о введении визового режима, сотрудничества в области правительственной связи и обеспечения безопасности информации, автомобильного сообщения, налогового законодательства, СМИ, ликвидации чрезвычайных ситуаций и ряда других, то их можно только приветствовать.
Конечно, многие из нас ждали и еще чего-то большего, людям свойственно ожидать в таких случаях новых, может быть, сенсационных событий, но, однозначно, и те итоги, которыми закончился этот визит, можно оценить самым положительным образом.
- Не секрет, что часть оппозиции в Азербайджане скептически оценила сам факт приезда Владимира Путина и итоги состоявшихся переговоров с Гейдаром Алиевым...
- Мне хорошо известны те люди и те политические силы, которые или выступали против самого визита, или пытались всячески принизить сам факт прямого диалога двух президентов. Причины этого мне тоже понятны. Дело тут не только и не столько в самом приезде Владимира Путина в Азербайджан, сколько в политических пристрастиях лидеров ряда оппозиционных партий.
Сегодняшняя политическая жизнь республики еще не устоялась и страдает от стремления некоторых политиков добиться сиюминутного результата, то есть любым путем войти во власть. Я не отношу эти слова к правящей партии, которая с громадным перевесом выиграла последние выборы в Милли меджлис, и, извините за некоторую нескромность, к НПС.
Дело в том, что многие оппозиционные партии являются ангажированными и проводят, если можно так выразиться, "заказную" политику, Это не составляет особого секрета. В спектре этих сил присутствуют и партии, целиком ориентированные на Иран, Турцию, США, ряд других западноевропейских стран. При этом интересы собственного народа зачастую их просто не волнуют. Поэтому естественно, что для них и для их хозяев укрепление двухсторонних политических и экономических отношений между Россией и Азербайджаном или просто усиление позиций России в Закавказье - это, как говорится, кость в горле.
Геополитическое положение Азербайджана таково, что туда уже давно протянули щупальца не только многие страны, находящиеся от него за много тысяч километров, но и крупные транснациональные корпорации - вот они-то и подпитывают свои "карманные" оппозиционные партии, которые, в свою очередь, отрабатывая затраченные на них средства, лоббируют интересы своих хозяев.
Так что в моем представлении цена упомянутого вами "скепсиса" не велика.
Я был и остаюсь оптимистом, поэтому уверен, что нашей страной всегда будут управлять те силы, которые ставят интересы народа во главу угла и не управляются извне.
- На состоявшейся в столице Азербайджана пресс-конференции вы сделали прямо-таки сенсационное заявление о необходимости развертывания российских военных баз в Азербайджане и о совместной с Россией охране азербайджанско-иранской границы...
- Все то время, когда проходил визит президента Владимира Путина, я действительно находился в Баку, решая многочисленные проблемы, связанные с деятельностью НПС, в том числе принимал участие и в упомянутой вами пресс-конференции.
Однако должен сказать, что производить сенсации или шокировать присутствующих - такой цели я не преследовал. Пользуясь случаем, хотел бы несколько подробнее прояснить свою позицию по этому действительно не простому и болезненному вопросу. Сразу оговорюсь, что выражаю не только свою точку зрения, но и позицию НПС.
Практика создания военных баз на территории другого государства - это общепринятая мировая практика. Сложно даже назвать хотя бы одну развитую страну, которая таких баз не имела. При этом ни у немцев, ни у итальянцев, турок, англичан или японцев наличие на своей территории американских или НАТОвских баз, как известно, никакой паники не вызывает. Это реальность, которая в каждом конкретном случае продиктована своими конкретными причинами.
Наконец, давайте смотреть правде в глаза: российская военная база на территории Азербайджана давным-давно существует. Я имею в виду введенную в действие еще в 1984 году Габалинскую радиолокационную станцию. Другое дело, что ее существование не определено юридически и обросло за прошедшие годы целым клубком сопутствующих проблем. Но ведь она существует, это факт, а уж решение этих проблем - дело высоких государственных инстанций, включая правительство, Министерство обороны и т.п., поскольку понятно, что подписанный в 1992 году Рагимом Казиевым документ о передаче станции России на 25 лет правовой силы не имеет и здесь необходимы какие-то новые подходы. Вот их и надо искать. По данному вопросу НПС выступает за то, чтобы в соответствии с международными нормами Габалинской РЛС был присвоен четкий статус иностранной военной базы со всеми выходящими отсюда последствиями - это сняло бы массу существующих проблем. При этом вопросы, связанные с взаимозачетами, не должны сводиться только к обсуждению не совсем понятно как подсчитанного 4-миллионного долга России за использование РЛС. Отношения наших стран очень многосторонни, и в порядке взаимозачетов нельзя не учитывать тот факт, что более чем половина азербайджанских семей получают доход от соотечественников, работающих в России.
Теперь посмотрим на проблему с другой стороны: еще не войдя в Белый Дом, вновь избранный президент Буш заговорил о новом витке создания глобальной противоракетной обороны, и надо сказать, что, имея весьма солидный профицит бюджета, американцы на самом деле могут себе это позволить.
В этом плане необходимо заметить, что в советской системе ПВО Габалинская РЛС являлась уникальным объектом и остается таковым по сей день, не имея аналогов в мире. Шутка ли сказать - станция, на которой в лучшие времена работало до двух тысяч человек, контролирует половину южного полушария, включая акватории Индийского и Атлантического океанов, отслеживая пуски ракет с подводных лодок, половину Африки, территории Ирана, Ирака, Индии, Турции, Пакистана, Китая и даже Австралии. Это очень серьезный объект, такими, как принято говорить, не бросаются.
Мои оппоненты могут возразить, дескать, все это так, но, позвольте, причем тут Азербайджан? Далее следуют заявления о том, что РЛС плохо влияет на экологию Габалинского района. Ответ на это, по-моему, напрашивается сам собой. Западные стратеги утверждают: кто владеет Балканами - тот владеет миром. Проводя допустимую, с моей точки зрения, аналогию, можно сказать, что все южные границы России как раз и являются тем "мягким подбрюшьем русского медведя", через которые и возможно совершать акты агрессии.
А в случае возникновения сколь-либо серьезного, даже локального конфликта, никто не будет разбираться, где и чьи территории расположены, здесь впору подумать о коллективной безопасности. Защита юга России - это, как представляется, и защита территории сопредельных стран.
Вопрос об экологической опасности РЛС носит надуманный характер. Половина территории планеты покрыта подобными РЛС, военного или мирного назначения, однако с человечеством ничего не произошло. Меры по нейтрализации СВЧ-излучения разработаны десятки лет назад и хорошо известны, и, если требуются какие-то дополнительные меры по их применению, их надо задействовать.
Но говорить о каком-то фатальном влиянии РЛС на население - это значит заниматься словесной спекуляцией. Представителям СМИ, которые заявляют подобное, не мешало бы побывать в лагерях беженцев, где проживает около 1 миллиона 200 тысяч человек. Вот там действительно происходит трагедия, это просто вырождение нации, там из каждых 7 рожденных детей шестеро рождаются с гепатитом, а детская смертность превосходит все мыслимые пределы. Может быть, они об этом не знают, но это хорошо знаем мы, поскольку именно по линии НПС и Фонда Фрэнка многих из больных детей посылают на лечение в Россию. Так что сравнивать реальную трагедию с надуманным вредом, наносимым РЛС, просто кощунственно.
Что касается совместной с российской погранслужбой охраны азербайджанско-иранской границы, то это вопрос, тесно связанный со всем вышесказанным. В настоящий момент многие участки этой границы являются неконтролируемыми, всего это около 240 километров. При таком положении дел подрывается само понятие суверенитета, ибо каждое государство должно иметь совершенно определенные границы. Имея "прозрачные" границы между Россией и Азербайджаном и такие же между Азербайджаном и Ираном, Россия кровно заинтересована в укреплении последних - это же полностью отвечает интересам нашей республики. Через неконтролируемые "окна" в республику просачивается поток контрабанды, включая как промышленные товары, так и наркотики, в отдельных случаях попадают и экстремистские группировки, а в обратную сторону уходит ценное сырье, нехватка которого ощущается у нас самих.
Процесс военного строительства для любого государства является длительным и чрезвычайно расходным, а в случае кризисного состояния экономики может затянуться на десятилетия.
Поэтому исходя из тех же принципов коллективной безопасности участие российских пограничников в охране азербайджано-иранской границы пойдет на пользу прежде всего самому Азербайджану. Федеральная пограничная служба России традиционно отличалась высокой надежностью и дисциплинированностью, ее кадровый состав формируется очень тщательно и имеет прекрасную боевую подготовку. Участие российских пограничников, даже в качестве инструкторов, значительно укрепило бы отечественную пограничную службу.
Безусловно, такие вопросы решаются только на межправительственном уровне, однако предшествует этому инициатива, исходящая из тех или иных источников. В данном случае наша партия НПС "Азербайджан - XXI век" выступает именно с этой инициативой.
- Пожалуй, тяжелейшая на сегодня для Азербайджана проблема - нерешенный вопрос с Нагорным Карабахом. Состояние ни войны, ни мира способно привести к еще большей катастрофе. В чем, на ваш взгляд, выход из сложившейся ситуации?
- Мы глубоко убеждены, что произошедший кровавый конфликт тяжелейшим бременем лег и на азербайджанский, и на армянский народ. Сотни лет карабахской проблемы не существовало, и в данном случае войну развязали не народы, а вполне конкретные политики.
Выход из создавшегося положения НПС видит в непрерывном и настойчивом переговорном процессе. Причем процесс этот должен идти на двух уровнях и в двух форматах.
Вначале должен быть решен вопрос о захваченных территориях, решен окончательно и бесповоротно - они должны быть возвращены без всяких условий, чтобы беженцы могли вернуться в свои дома. Только после этого можно приступать к переговорам о судьбе самого Карабаха. Переговоры должны вестись как на правительственном уровне с участием Азербайджана, Армении и России, так и на более низовых уровнях, между общественными организациями и движениями, парламентариями, на межпартийном уровне.
НПС готов вступить в диалог с любой влиятельной армянской партией, которая заинтересована в конструктивном решении вопросов, связанных с захваченными территориями и Нагорным Карабахом.
Как нам представляется, именно такое сочетание переговоров на высшем уровне и своего рода "народной дипломатии" может принести скорейшие плоды в переговорном процессе.
Оставляя в стороне политическую и военную сторону вопроса, должен отметить, что существующее положение дел наносит громадный экономический ущерб обеим странам. В Азербайджане это проблема беженцев, которые вот уже восемь лет находятся в бедственном положении, а на их поддержку требуются крупные государственные дотации. В Армении это непосильное для бюджета бремя по содержанию войск и вооружений на захваченных территориях.
Абсурдность ситуации состоит еще и в том, что все эти годы захваченные земли пустуют, на них практически никто не живет. На этих территориях рассредоточены армянские воинские формирования, но ничего на них не производится и не выращивается. Фактически армянские войска стоят на страже выжженной, пустой и безлюдной земли. И перспектив здесь тоже никаких нет, поскольку даже самым экстремистским армянским политикам не придет в голову мысль как-то осваивать или тем более заселять эти территории. Да совершенно очевидно, что и желающих не найдется.
Суммируя сказанное, повторюсь - этот тяжелейший вопрос, связанный с захваченными территориями и Нагорным Карабахом, может и должен быть решен. В свою очередь, НПС готов приложить все доступные ему усилия для ускорения этого процесса. Мы не откажемся ни от какой работы и готовы действовать как по указанию правительственных органов, так и в плане сопутствующих межпартийных переговоров.
- Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития российско-азербайджанских отношений и Содружества независимых государств в целом?
- О политических перспективах развития наших двухсторонних отношений говорилось уже довольно много, поэтому постараюсь подробнее остановиться на экономических аспектах.
Здесь, как нам представляется, необходимо сместить акценты в существующем товарообороте. В первые годы после распада Советского Союза в Азербайджане царила своего рода "нефтяная эйфория", был даже вброшен ложный и политически вредный лозунг: "Азербайджан - второй Кувейт", отголоски этих настроений существуют и сейчас. По официальным данным, за прошедшие годы в развитие нефтегазовой промышленности республики было вложено из различных источников девять миллиардов долларов, и сейчас поступления в бюджет от нее достигает 75%, между тем как поступления от реализации сельскохозяйственной продукции, по разным сведениям, составляют от 5 до 12%.
НПС считает такое положение дел неестественным. По нашим подсчетам, если бы из упомянутых девяти миллиардов хотя бы три было вложено в развитие и поддержание сельского хозяйства - это существенно изменило бы хозяйственную структуру в республике, создало бы сотни тысяч рабочих мест, дало дополнительный доход в бюджет и повысило бы экспортный потенциал отечественной продукции. В настоящее время НПС силами около тридцати ведущих ученых разрабатывает антикризисную программу по подъему сельского хозяйства. Как только программа будет полностью подготовлена, мы передадим ее для обсуждения во все заинтересованные инстанции, включая кабинет министров и Милли меджлис.
Традиционно большинство азербайджанского населения было привязано к земле и в свое время снабжало сельхозпродукцией крупнейшие промышленные районы всего Советского Союза, обеспечивая при этом до 70% поступлений в республиканский бюджет. Интенсивное развитие сельского хозяйства не делает страну экономически отсталой и уж тем более не мешает развитию промышленности. Для примера можно взять хотя бы Голландию, которая от продажи цветов имеет чуть ли не столько же, сколько Южная Корея от продажи электроники, или Израиль, который всю Европу снабжает свежими овощами и фруктами.
Все, что я сказал, имеет непосредственное отношение к заданному вопросу. Развитие сельского хозяйства в Азербайджане неизбежно приведет к оживлению экономических отношений с Россией, Украиной и Белоруссией, которые производили и производят машиностроительную продукцию и запчасти, необходимые для сельхозпроизводства. Западная техника, которую мы вынуждены закупать сейчас, слишком дорогая, и кроме того, существует опасность, что, закупив ее в больших масштабах, мы попадем в своего рода капкан, связанный с последующими поставками запасных частей. В то же время, помимо ценового фактора, использование техники из ближнего зарубежья позволяет широко применять бартерный механизм, выгодный для обеих сторон, на что западные партнеры никогда не пойдут.
Так что перспективы развития и двухсторонних российско-азербайджанских отношений, и внутренней кооперации стран СНГ мы оцениваем как весьма благоприятные, резервы здесь громадные. Именно поэтому НПС "Азербайджан - XXI век", присоединяясь к мнению широких масс населения, считает, что Азербайджан был и останется с Россией.
Сближение стран в рамках СНГ имеет и еще один важный аспект. Натовской программе "Партнерство во имя мира" необходимо что-то противопоставить. По вопросам, связанным с коллективной безопасностью в рамках СНГ, мы считаем, что необходимо поставить вопрос о восстановлении, хотя бы частичном, системы ПРО, существовавшей в советский период.
Это восстановление не должно войти в противоречие с уже имеющимися и ратифицированными международными соглашениями, однако должно учитывать необходимую достаточность объединенного оборонного потенциала стран СНГ.
- Вскользь вы упомянули Фонд Фрэнка, достаточно известную некоммерческую благотворительную организацию, учредителем которого вы являетесь. Нам стало известно, что вскоре Фонд приобретет международный статус. Расскажите немного о его деятельности, не исключено, что это даст стимул и другим бизнесменам заняться благотворительной деятельностью.
- Это действительно так, хотя, работая и в России, и в Азербайджане, мы, в общем-то, уже являемся международной организацией и в этом году отмечаем свое пятилетие. В данном случае речь, видимо, идет об открытии наших филиалов в дальнем зарубежье. В самой России география деятельности весьма широка. Это Саратовская, Рязанская области, Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Иркутск, Тюмень, Краснодарский край и ряд других российских регионов.
Основная уставная деятельность Фонда связана с оказанием безвозмездной благотворительной помощи больным и одиноким детям, малоимущим и многодетным семьям, ветеранским организациям, больницам, детским домам, интернатам, а также с развитием детско-юношеского спорта, да и еще со многим другим, все просто сложно перечислить. Достаточно сказать, что на обеспечении Фонда находятся 780 детей, около 2000 тысяч детей из районов Сибири тоже скоро станут нашими подопечными, на нашем содержании находятся 8 больниц и детских домов.
Мне кажется, что если бы каждая из нескольких тысяч богатейших компаний России приняла на себя заботу о 20-30 детях, то со страшным словом "беспризорщина" навсегда было бы покончено.
В конкретном плане мы оказываем финансовую и материальную помощь тем школам, больницам, домам ребенка, которые находятся в наиболее бедственном положении. Помогаем конкретным семьям и конкретным людям. Наша помощь носит, как правило, постоянный и долговременный характер. Конечно, мы проводим и разовые акции, но в основном мы работаем на постоянной основе. Оплачиваем дорогостоящее лечение, посылаем молодых людей на учебу. Фонд работает в тесном контакте с администрацией тех городов, краев и областей, где расположены наши филиалы, взаимодействуем мы также с организациями "Красный Крест", "Гражданское содействие", рабочей группой, занимающейся вопросами, связанными с карабахским конфликтом, которую возглавляет Светлана Ганнушкина. В последнее время расширяется не только география нашей деятельности (первые филиалы открываются в Эфиопии и на Кубе), но и формы деятельности.
Мы занимаемся оказанием помощи беженцам, пострадавшим от карабахского конфликта и в других "горячих точках", эти люди годами живут в палаточных городках, лишенных самых элементарных бытовых удобств.
Государственных дотаций, выделяемых для помощи беженцам, катастрофически не хватает, поэтому Фонд считает своим долгом оказывать помощь этим несчастным людям до того момента, когда они смогут вернуться в родные места.
Учитывая сложное финансово-экономическое положение на местах, Фонд совместно с НПС выступил с инициативой, и в ближайшее время приступает к ее реализации, по восстановлению и реставрации исторических памятников, посвященных подвигам, совершенным советскими людьми в Великой Отечественной войне, так как, к сожалению, многие из них находятся в плачевном состоянии. В работу Фонда постепенно вовлекается все больше и больше людей, так что наш лозунг "Творить добро не покладая рук" обретает вполне конкретное содержание. Однако рассказ о деятельности Фонда Фрэнка - это тема для отдельного разговора, и, надеюсь, мы еще к нему вернемся.