0
345
Газета Печатная версия

20.04.2025 18:05:00

От чего "суверенизируется" Грузия?

Правящая партия продолжает выстраивать независимую политику страны

Арчил Сихарулидзе
Аспирант Классической Филологии СПбГУ и Основатель SIKHA foundation

Об авторе: Арчил Сихарулидзе – основатель научно-исследовательского центра SIKHA Foundation, (Тбилиси, Грузия).

Тэги: грузия, грузинская мечта, кобахидзе, независимая политика, западный патернализм


грузия, грузинская мечта, кобахидзе, независимая политика, западный патернализм Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе считает важным сохранить независимость страны при партнерстве со Западом. Фото Reuters

Правительство «Грузинской мечты» продолжает выстраивать независимую политику страны. Еженедельно принимаются новые законодательные поправки, которые окончательно ограничивают внешние финансовые потоки без согласия соответствующих правительственных органов. 

Особенно изменения коснулись европейских агентств, которые активно вкладывались в разные благотворительные мероприятия грузинской оппозиции, по сути, поддерживая оппонентов власти. На это можно было бы закрыть глаза, если бы сами лидеры оппозиционных группировок не стали признавать свою роль в насильственных протестах в ноябре-декабре 2024 года. Никанор Мелия, лидер «Единого национального движения», прямо заявил, что участвовал в «штурме» законодательного органа, что является уголовным преступлением, а финансовыми донорами, которые поддерживали его «политическую активность», были разные европейские грантодатели и уже плачевно известный USAID (деятельность организации запрещена в РФ).

Отдельно следует упомянуть изменение, которое упразднило обязанность правительства активно вовлекать в законодательный процесс грузинское гражданское общество, которое, как показали время и нынешний кризис, в основном состояло из радикально прозападно настроенных людей. Они десятилетиями финансировались западными институтами и давно трансформировались в политический механизм внутреннего давления на власти, а ее элитарная часть время от времени полным составом уходила в правительство. Кстати, основной костяк команды Михаила Саакашвили составляли сотрудники разных неправительственных правозащитных организаций; это те же люди, которые уже отсидели или отсиживают свои сроки за уголовные преступления и в большинстве своем проиграли иски в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге. Подытоживая, грузинская политическая система, гражданское общество, академическая и бизнес-элиты были практически полностью под контролем Запада через активные финансовые вливания, контроль кадров и систему тренингов, ориентированные на формирование прозападно настроенных поколений, которые ставили Запад, членство в ЕС и НАТО превыше национальных интересов страны. Для этих людей Брюссель и/или Вашингтон должны были быть в большем приоритете, нежели собственное государство и избиратель.

Между Грузией и Западом, как оказалось, не было стратегического партнерства, а скорее всего существовала своеобразная форма патернализма, в котором страну поддерживали, пока она себя вела соответствующим образом. Как только Тбилиси перестал следовать указаниям, внезапно всплыли все минусы и недостатки, о которых все всё хорошо знали. Отвечая на вопрос о кризисе между Западом и Грузией, бывший министр по исполнению наказаний и пробации при правительстве «Грузинской мечты» Каха Кахишвили спокойно заявил, что на протяжении последних 30 лет каждого министра и замминистра не утверждали без «позволения» представителя посольства США. Поэтому нет ничего странного в том, что Вашингтон и Брюссель не захотели разрушать рабочую схему, которую «Грузинская мечта» решила внезапно упразднить. Запад просто не понимает, почему он должен позволить грузинским политикам решать стратегические вопросы без согласования с соответствующими силами в США и Европе.

Понимая реальную обстановку и перестановку сил в Грузии, легко понять, о какой «суверенизации» идет речь. Безусловно, она подразумевает больше правительственного контроля над внутренними процессами. В том числе и ужесточение давления на несогласных и оппонентов власти в целом, что может быть использовано для формирования авторитарного режима. Однако есть серьезные сомнения в том, насколько «Грузинская мечта» способна на такой контроль, с одной стороны, и насколько партия желает идти в таком направлении, с другой стороны. Кто бы что ни говорил, но вся грузинская «демократия», если когда-то и существовала, то лишь благодаря реформам и политическим намерениям этой же партии. Сегодняшний кризис – это результат тактических ошибок, которые сделали саму власть, стабильность в государстве уязвимыми перед пожеланиями и требованиями внешних сил. Слишком много было делегировано Западу с надеждой на то, что стратегические партнеры не посмеют воспользоваться своими механизмами и не будут требовать от Тбилиси самопожертвования. Эти надежды и иллюзии разрушились, и «Грузинская мечта» оказалась вынуждена «затягивать гайки», в срочном порядке на законодательном уровне расширять свои полномочия, чтобы удержать власть и страну под контролем. Это тяжелый урок для правящей элиты и той части грузинского населения, которые подумали, что управление страной можно кому-то хотя бы частично передать, а потом требовать уважения и защиты своих национальных интересов.

Следовательно, Грузия «суверенизируется» не для того, чтобы устроить в стране новый «пророссийский» режим с авторитарно-диктаторскими наклонностями, а для того, чтобы сохранить свою субъектность на мировой политической арене. Дабы не повторился сценарий 2008 года, когда при переговорах между Россией и Грузией никто Тбилиси серьезно не воспринимал, считая страну «продолжением» геополитической воли администрации Джорджа Буша-младшего.

Конечно же, тяжело не вспомнить и украинский сценарий, в котором маленькая группировка прозападно настроенных фанатов и ура-патриотов довели страну до роли «пушечного мяса», с которым не считается ни Вашингтон, ни Москва, а Брюссель – лишь номинально, чтобы никого не обидеть. В отличие от многих других стран «Грузинская мечта» может провести эту «суверенизацию» правильно, взяв ответственность за развитие молодого поколения на себя, взрастить патриотически настроенных людей, которые не будут стремиться убежать из собственного государства. Все это можно сделать и при финансовой поддержке Запада, и с Западом, если понять, что ответственность за собственную родину лежит на ее элитах и народе. Интеграция в западный мир не означает отказ от собственного подхода, мышления и интересов. Вот от такого мышления и надо в первую очередь «суверенизироваться».

«Грузинскую мечту» вынудили задуматься о собственной эмансипации от западного патернализма. Сможет ли власть сделать все правильно и успешно, покажет время, но это хорошее окно, чтобы наконец-то стать «суверенными» не только от советского прошлого и «вредоносного» российского влияния, но и неокоммунистического прозападного мышления, основанного на том, что раньше все грузины были коммунистами, а сейчас должны быть европейцами.  

 


Читайте также


Грузия претендует на лидерство в регионе

Грузия претендует на лидерство в регионе

Игорь Селезнёв

Тбилиси продолжает продвигать мирную повестку на Южном Кавказе

0
3753
В Румынии не хотят защищать Молдавию, если та ввяжется в вооруженный конфликт...

В Румынии не хотят защищать Молдавию, если та ввяжется в вооруженный конфликт...

Светлана Гамова

Киргизия делает ставку на игорный туризм

0
5055
В Грузии День единства стал днем борьбы с «рабами»

В Грузии День единства стал днем борьбы с «рабами»

Игорь Селезнёв

Тбилиси не понял, что делать со своей независимостью

0
4086
Парламент Грузии рассмотрит пакет законопроектов о получении НПО и партиями грантов из-за рубежа

Парламент Грузии рассмотрит пакет законопроектов о получении НПО и партиями грантов из-за рубежа

0
1488

Другие новости