0
883
Газета Печатная версия

09.03.2025 16:53:00

В ФРГ не исключают точечного диалога с Россией

Какой будет внешняя политика нового правительства Германии

Владислав Белов

Об авторе: Владислав Борисович Белов – руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН.

Тэги: германия, правительство, коалиция, хдс, хсс, сдпг, внешняя политика, прагматизм, франция, вейсарский треугольник, нато, сша, рф, антироссийские санкции, украинский кризис


германия, правительство, коалиция, хдс, хсс, сдпг, внешняя политика, прагматизм, франция, вейсарский треугольник, нато, сша, рф, антироссийские санкции, украинский кризис Фото Reuters

Последний день февраля ознаменовался относительно неожиданным решением консервативного блока Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) и Социал-демократической партии Германии (СДПГ) немедленно начать коалиционные переговоры. Первоначально предполагалось это сделать после окончания карнавальных мероприятий и традиционной «пепельной среды», в рамках которой партии активно критикуют друг друга. Однако растущая глобальная нестабильность, углубление кризиса в трансатлантических отношениях и растущие противоречия внутри Евросоюза побудили руководство консерваторов и социал-демократов ускорить переговорный процесс. Партии быстро сформировали делегации, в которые вошли их ведущие политики.

Основная задача переговорщиков – сформировать общие подходы к спорным ключевым вопросам, другими словами, найти компромиссные решения и объединить их в общем знаменателе стратегических целей на период до 2029 года. Среди них одно из ведущих мест традиционно отводится внешней политике.

В предвыборных программах ХДС/ХСС и СДПГ будущему внешнеполитическому курсу немецкого государства уделено достаточно много места. Несмотря на идеологические разногласия между партиями, их объединяет необходимость преодоления экономического кризиса, укрепления влияния Германии в ЕС и выстраивания новой политики в отношении основных мировых игроков, включая Россию. Исходя из партийных положений и озвученных в ходе предвыборной кампании позиций, политическую логику предстоящих договоренностей можно оценить следующим образом.

Коалиционные партнеры в отличие от прошлого «светофорного» правительства больший акцент будут делать на сбалансированный прагматизм, а не на ценностно-идеологические подходы, которые олицетворяла Анналена Бербок и возглавляемое ею Министерство иностранных дел (борьба за права человека, феминизация внешней политики, активная поддержка Украины, жесткий курс против России и Китая). В центр внимания возвратятся экономические интересы.

Христианские партии продолжат занимать чуть более строгую атлантистскую позицию, ориентированную на прочные связи с США и НАТО, подчеркивать необходимость учета интересов немецкого бизнеса, выступать за жесткость по отношению к России, не исключающую точечного диалога. Социал-демократы после «светофорного» кризиса начнут возвращаться к более прагматическому курсу, сохраняя приверженность европейской стратегической автономии, атлантизму и хорошо зарекомендовавшим себя дипломатическим механизмам урегулирования конфликтов.

Безусловный внешнеполитический приоритет будущей коалиции – по-прежнему европейский вектор, в котором выделяются несколько ключевых направлений.

Центральным партнером по ЕС останется Франция – наравне с Германией ведущая экономическая и политическая сила союза. Среди непростых задач – усиление ослабевшего в последние годы тандема.

Особое внимание будет уделено реанимации «веймарского треугольника» и восстановлению отношений с Польшей как стратегического союзника Берлина в Восточной Европе и важного фактора формирования общеевропейской политики безопасности.

Один из крупнейших экономических партнеров ФРГ и ключевая страна в обсуждении реформирования Евросоюза – Италия. С ее руководством предстоит найти решение вопроса о перераспределении финансовых потоков в ЕС. Для Берлина важно сохранить конструктивные связи с Испанией – важным торговым партнером, который усиливает свою роль в энергетической безопасности Европы, в том числе в контексте развития зеленой экономики и поставок водорода. Растет значение Балтийско-Скандинавского макрорегиона – он становится одним из ключевых партнеров в вопросах энергетики, логистики и безопасности.

В Европе за пределами ЕС более значимым контрагентом в области торговли, безопасности и обороны становится Британия. А также Балканы, где ФРГ активно участвует в процессе их евроинтеграции и стабилизации экономической ситуации. Важное место в миграционной и энергетической политике сохранит Турция.

Вторым стратегическим вектором германской внешней политики бесспорно являются трансатлантические отношения и НАТО. США, несмотря на возникшие с приходом Дональда Трампа к власти противоречия вокруг путей решения украинского конфликта и двусторонних торговых связей, останутся важным союзником. Очевидно, что в этом контексте коалиционеры согласуют ряд шагов по обеспечению большей автономии Брюсселя и Берлина в принятии решений, особенно в вопросах европейской безопасности. Именно этот вектор может существенно ускорить проведение переговоров между ХДС/ХСС и СДПГ.

Коротко о других внешнеполитических приоритетах возможной будущей коалиции. Во-первых, это Китай и Индия – конкурирующие друг с другом ключевые игроки в рамках глобального Юга. Во-вторых, Средний и Ближний Восток – регион, имеющий стратегическое значение для Германии в сфере энергетики, безопасности и миграционной политики. Среди ключевых субъектов – Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран и Израиль.

В-третьих, Африка. Берлин уделяет все больше внимания сотрудничеству с ее ведущими государствами (ЮАР, Нигерия, Египет, страны Сахеля), особенно в сфере инфраструктурных проектов, энергетики и борьбы с нелегальной миграцией. В-четвертых, Латинская Америка, интерес к которой в последние годы несколько снизился. Тем не менее ФРГ продолжит укреплять экономические связи с Бразилией, Аргентиной, Мексикой и Чили, особенно в контексте поставок стратегического сырья.

Особое место во внешнеполитической повестке будущего правительства традиционно займет Россия. При этом можно утверждать, что новый кабинет министров (не важно, в каком составе) столкнется с объективной необходимостью пересмотра политики в отношении одного из ведущих игроков на Евразийском континенте. В последние годы Берлин по отношению к РФ занимал крайне жесткую позицию, поддерживая санкции и стремясь ограничить все сферы сотрудничества. Однако усиление глобальных кризисов и смена геополитической реальности вынудят его внести коррективы в такую стратегию.

На наш взгляд, нынешние коалиционные переговорщики первоначально сохранят «недружественный» подход к Москве. Он включит продолжение поддержки антироссийских первичных и вторичных санкций и ужесточение контроля за их исполнением. Берлин по-прежнему будет занимать позицию отказа от любых переговоров до выполнения требований ЕС и НАТО, делая при этом акцент на поддержку восточноевропейских союзников, включая Польшу и страны Балтии. Одновременно есть предпосылки встраивания в такой подход элементов прагматизма, например выражение готовности на фоне сохранения санкционного давления к точечному сотрудничеству в отдельных сферах. Вполне можно допустить политические сигналы Брюсселю о возможности начать обсуждение условий восстановления энергетического диалога с РФ на фоне кризиса в ЕС.

Берлин наверняка предпримет попытки более активно подключаться к дипломатическому урегулированию кризисов, в первую очередь украинского. В случае определенных успехов в этом направлении коалиционеры могли бы поставить вопрос о поэтапном смягчении санкций в обмен на уступки со стороны Москвы. Немецкий бизнес заинтересован в восстановлении прежних экономических контактов, в том числе в сфере технологий и инфраструктуры (отметим, что его малые и средние компании сохранили присутствие на российских рынках, обеспечив минимальный уровень хозяйственного взаимодействия в условиях СВО). Будущее правительство в средне- и долгосрочной перспективе также заинтересовано в усилении роли Германии в переговорах по безопасности в Европе.

Мы увидим усиление роли будущего канцлера в определении внешнеполитического вектора Германии и его более конструктивное взаимодействие с главой внешнеполитического ведомства. С высокой долей вероятности им станет представитель СДПГ. Нынешние спекуляции допускают, что это может быть популярный в народе Борис Писториус. Но, на наш взгляд, он постарается сохранить свой пост министра обороны – ему предстоит продолжить начатые в 2023 году реформы Бундесвера, а также курс на «милитаризацию экономики».

Таким образом, внешняя политика будущей коалиции ФРГ будет зависеть от множества факторов, включая внутриполитическую динамику и экономическую ситуацию в стране, давление со стороны руководства ЕС и НАТО. Несмотря на нынешнюю риторику жесткости, Германия с учетом происходящих геополитических изменений будет вынуждена выбрать более прагматичный курс в отношении России, особенно в вопросах энергетики и экономической дипломатии. Однако значительных перемен в ближайшей перспективе ожидать не стоит. Прежней «остполитик» быть не может. Но понимание необходимости для достижения своих стратегических целей (в первую очередь по украинскому треку) выстраивать «содержательные» отношения с «восточным противником», каковым раньше был СССР, а теперь Россия, и у вероятного канцлера, лидера ХДС Фридриха Мерца, и у социал-демократов есть. Берлин продолжит балансировать между европейской солидарностью и национальными интересами, что сделает его позицию менее предсказуемой, но в среднесрочной перспективе потенциально более гибкой. 


Читайте также


КПРФ вытесняют из "левого поворота" перед выборами

КПРФ вытесняют из "левого поворота" перед выборами

Иван Родин

Другие партии отрабатывают социальную проблематику громче и оперативнее

0
349
Российский бюджет теперь зависит от саудитов, американцев и иранцев

Российский бюджет теперь зависит от саудитов, американцев и иранцев

Ольга Соловьева

Вашингтон не намерен искать теневой флот РФ, но планирует досматривать танкеры Исламской Республики

0
519
Будущая черно-красная коалиция хочет перевооружить Германию

Будущая черно-красная коалиция хочет перевооружить Германию

Олег Никифоров

Чрезвычайные законы поставлены на голосование в старом составе Бундестага

0
422
Резня на побережье стала стресс-тестом для новой Сирии

Резня на побережье стала стресс-тестом для новой Сирии

Игорь Субботин

Иран и Израиль пытаются укрепить свое влияние в стране

0
545

Другие новости