Президент Густаво Петро попытался успокоить колумбийцев, встревоженных склоками в высших эшелонах власти. Фото Reuters
То, что произошло в Колумбии в прямом эфире национальной телекомпании, обнажило острую конфронтацию между ключевыми членами кабинета министров, с одной стороны, и президентом Густаво Петро с его не слишком многочисленными сторонниками – с другой. Сначала для Петро ничего не предвещало беды. Явно с прицелом на предстоящие в марте 2026 года президентские выборы нынешний глава государства инициировал процесс перестановок в правительстве, чтобы заменить «не справившихся» с порученными задачами и тем самым бросавших тень на его репутацию на более «надежных» и лояльных. При этом Петро предпринял беспрецедентный шаг – он распорядился транслировать заседание Совета министров, на котором должны были произойти перестановки, в прямом эфире, чтобы этот процесс для колумбийцев был прозрачным.
Однако то, что должно было стать демонстрацией эффективности руководства Петро, на деле обернулось грандиозным скандалом и прямой конфронтацией с президентом ключевых министров. Триггером конфликта послужило предложение Петро назначить своим советником Армандо Бенедетти, скандально известного из-за употребления наркотиков и подозреваемого в коррупции. После того как предложение Петро было оглашено на упомянутом заседании, вице-президент Колумбии Франсиа Элена Маркес и еще четыре министра отказались участвовать в еженедельной встрече с президентом.
Негодование охватило весь правительственный кабинет и парламент. Особое возмущение выразил левый альянс – Исторический пакт «Колумбия может», который, собственно, был создан для обеспечения победы Петро на президентских выборах 2022 года. Левые конгрессмены начали мобилизацию своих сторонников с целью выразить протест против появления Бенедетти в ближайшем окружении президента. Наиболее откровенно высказался сенатор Иван Сепеда, который на своей странице в одной из соцсетей назвал назначение Бенедетти «возмутительным».
Кроме того, возмущение ключевых министров вызвало предложение назначить главой внешнеполитического ведомства 30-летнюю Лауру Сарабиа. В свое время она оказалась в центре скандала, связанного с пропажей крупной суммы государственных денег из ее резиденции, из-за которого ей пришлось уйти с поста главы канцелярии президента.
Таким образом, задуманный самим Петро процесс вышел из-под его контроля и обернулся глубоким правительственным кризисом. В результате ряд ключевых членов правительства и президентской администрации подали в отставку.
Первым о своей отставке объявил глава административного департамента президента Хорхе Рохас. За ним последовали отставки министров обороны, внутренних дел, культуры, труда, окружающей среды и устойчивого развития, директора Национального подразделения по управлению рисками при чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях, главы национальной полиции Колумбии и секретаря по правовым вопросам администрации президента.
На этом фоне Петро попытался успокоить общественность и заверил, что отставки не повлекут за собой серьезных изменений в его команде, что ушли только те, кто хотел бросить вызов действующей власти, и что беспокоиться особо не о чем.
Вместе с тем бывший президент страны Эрнесто Сампер призвал протестующих не успокаиваться и предложил остальным членам правительственного кабинета также подать в отставку. К Самперу присоединился экс-министр иностранных дел Альваро Лейва, выступивший с резкими заявлениями и обвинивший Петро в потере нравственных ориентиров. Не стесняясь в выражениях, он раскритиковал нового министра иностранных дел Лауру Сарабиа, заявив, что «ей не хватает необходимых знаний и авторитета, чтобы представлять страну и чтобы к ней серьезно относились за рубежом». Лейва выразил уверенность, что кризис в правительстве на этом не закончится и что колумбийцам нужно приготовиться к более серьезным событиям.
Ряд экспертов отмечает, что нынешний правительственный кризис свидетельствует о низкой эффективности правления Густаво Петро. Он это осознавал, в связи с чем сам и инициировал перестановки в правительстве с целью повышения своего авторитета и рейтинга, учитывая, что до новых президентских выборов осталось менее двух лет.
Колумбийский политолог Рикардо Галан считает, что отсутствие сплоченной коалиции в правительстве вряд ли позволит Петро добиться эффективного управления до начала кампании 2026 года. К тому же, по его словам, планы действующего президента не ясны, и именно он виноват, а не подавшие в отставку министры, в правительственном кризисе, происходящем в момент резкого ухудшения ситуации с безопасностью из-за активизации вооруженных действий повстанцев из Армии национального освобождения (ELN).
В середине января Петро объявил о приостановке мирных переговоров с ELN. Причиной стали столкновения ее боевиков с другими вооруженными группировками, жертвами которых оказались десятки рядовых колумбийцев.
Колумнист газеты El Espectador Педро Виверос согласен с мнением Галана о том, что в отсутствие многопартийной коалиции Петро и его кабинет вряд ли смогут добиться больших успехов на фоне глубокого застоя в государственном и частном секторах. Аналогичной точки зрения придерживается профессор Университета-Экстерната Колумбии Хайро Либрерос. Он считает, что, если кабинет Петро займет радикальную позицию, исключив другие партии из управления страной, то обеспечить политическую и экономическую стабильность станет невозможно.
С другой стороны, будущее правительства Петро будет зависеть от возможной широкой коалиции, объединяющей различные партии. Отсутствие ясности в президентских решениях и нестабильность в правительственном кабинете могут сильно осложнить ситуацию в условиях бюджетного дефицита и высоких процентных ставок и привести к открытой внутриполитической конфронтации и широким протестам по всей стране.
В минувшую среду Петро назначил новым министром обороны генерала Педро Санчеса – первого военного, возглавлявшего Минобороны с 2009 года. «Генерал Педро Санчес поможет нам привести Колумбию к миру», – написал глава государства в соцсети.
Он отметил, что Санчес участвовал в операции по поиску четырех детей, пропавших в джунглях после авиакатастрофы в мае 2023 года. Несовершеннолетние были найдены живыми через 40 дней после происшествия.
Возможно, этот шаг позволит Петро хоть как-то снизить градус внутриполитической конфронтации в стране.