0
327
Газета Печатная версия

23.02.2025 17:29:00

"Грузинская мечта" аплодирует Трампу

Оппозиционные партии покинули парламент республики

Арчил Сихарулидзе
Аспирант Классической Филологии СПбГУ и Основатель SIKHA foundation

Об авторе: Арчил Сихарулидзе – основатель Научно-исследовательского центра SIKHA foundation.

Тэги: грузия, политическая реальность, фундаментальные изменения, грузинская мечта, оппозиция, кризис


грузия, политическая реальность, фундаментальные изменения, грузинская мечта, оппозиция, кризис У парламента Грузии продолжает митинговать оппозиция, но уже не массово и не так громко, как раньше. Фото Reuters

Грузинская политическая реальность проходит через фундаментальные изменения. Многие постулаты и подходы, которые сформировались на основе существовавших на Западе норм, теперь уже неактуальны. Особенно сложно приходится оппозиционным в стране силам и так называемому гражданскому обществу, которые сделали ставку на мейнстримовую номенклатуру и ожидали от новоизбранного президента Дональда Трампа продолжения этой линии.

Однако надежды правящей «Грузинской мечты» хотя бы частично оправдались. Трамп не просто заменил Джозефа Байдена на должности, но и решил деконструировать его наследие в целом, международную политику по противостоянию с Москвой и давлению на нежелательные правительства по всему миру. В результате яростное желание главных игроков на Западе по свержению режима в Грузии внезапно пошатнулось. Посол США в Тбилиси Робин Данниган пропала с политических радаров, наверное, ожидая конкретных указаний из центра, а все американские фонды вроде USAID (организация запрещена в РФ) и NED ушли в подполье. Более того, все финансируемые ими проекты закрылись, подведя жирный итог в противостоянии правительства «Грузинской мечты», которая обвиняла их в антигосударственных действиях, в том числе финансировании беспорядков на митингах, и так называемого гражданского общества в стране, которое оказалось не в силах существовать без внешнего финансового и логистического вмешательства.

Как ни парадоксально, но это сказалось и на качестве и количестве протестующих напротив здания парламента, которые начинали бодро, а сейчас еле-еле собирают несколько сотен человек, чтобы символически вновь перекрыть дорогу вечером, сделать пару хороших фотографий для социальных сетей и потом разойтись по домам, дабы на следующий день вновь повторить ритуал. Он уже бессмысленный, но нужен для пропаганды «борьбы» против так называемого российского режима в Twitter недоброжелателями «Грузинской мечты», которые все еще надеются на успешное смещение этой партии митингами и пикетами столицы. Без американской политической и финансовой поддержки оппоненты власти оказались во всестороннем кризисе. Это касается не только денег, которые нужны для продолжения протестов, но и идеологии, формировавшейся на идее того, что Грузия и ее общество должны «слушаться», «подчиняться» указаниям/советам Запада, особенно Вашингтона. Эти сведущие в «правильных» ценностях внезапно сами отвернулись от своих предыдущих взглядов, оставив не только Европу, но грузинскую прозападную элиту без морально-нравственного поощрения, поддержки. Да еще и обозвав оппозиционеров «левыми фанатиками», что поставило всю их риторику нахождения на «правильной стороне истории» под удар. Безусловно, «Грузинская мечта», которая делала изначально ставку на Дональда Трампа и его стремление изменить Америку, сегодня активно аплодирует властям в Вашингтоне, понимая, что главный источник ресурсов ее оппонентов отныне перекрыт.

Это позволило правящей элите сделать важный для дальнейшего развития суверенитета, как политического, так и ментального, шаг – исключение прошедших в результате парламентских выборов оппозиционных лидеров из законодательной жизни. В частности, 5 февраля законодатели от правящей партии «Грузинская мечта» поддержали заявления 49 оппозиционных депутатов об отказе от мандатов, официально сократив численность законодательного органа со 150 до 101 человека. Следовательно, попытка повторения сценария 2020 года провалилась, и «Дело для Грузии», «Единство – Национальное движение» и «Коалиция за перемены» потеряли не только места в парламенте, но и финансирование, а что самое главное, защиту от уголовного преследования, которое они активно использовали. Теперь осталась лишь одна оппозиционная партия, которая еще может спастись и наконец-то начать свою законодательную работу, – это «За Грузию» экс-премьера Георгия Гахарии, которая не спешит официально откреститься от «пророссийского» парламента, хотя и не признает результатов выборов.

Очевидно, что в партии есть понимание изменившейся геополитической реальности и ее представители будут использовать свои места в парламенте для дальнейшей политической деятельности, возможно, торгов. «Грузинская мечта», по сути, не просто освоила и взяла под контроль абсолютно все сферы политической деятельности, но и выполнила обещание, данное еще в 2012 году – наказать и отстранить от политической жизни представителей предыдущего правительства Михаила Саакашвили. Она долго не могла на это пойти, поскольку не хотела ссориться с западными коллегами извне, которые видели в Саакашвили и его людях возможный будущий капитал. Однако Байдена во власти больше нет, а Брюссель уже достаточно сильно открестился от Тбилиси, позволив правительству открыто действовать, не заботясь о том, что скажут бюрократы в Европе.

Пока «Грузинская мечта» аплодирует администрации Трампа и пытается догнать ее в критике Европы, а также инициирует и принимает каждый день новые проправительственные поправки в законодательство, представители оппозиции и «нанятого» гражданского общества проводят активные переговоры и дебаты. Цель – понять: можно ли в срочном порядке заменить Вашингтон на Брюссель, дабы продолжить ежедневные митинги и театральные спектакли в столице. Многие понимают важность этого, поскольку если прекратить многодневное протестное шествие, то оживить его будет уже невозможно и оппоненты власти окажутся окончательно на обочине политической и общественной жизни. Они и так уже остались без денег, без идеологической подпитки, на грани потери статуса и всего, что делало их частью «элит». А если не найти замену в виде Брюсселя, то «Грузинская мечта» сможет их подавить, исключить и, наверное, в конце концов, просто запретить. Точно так, как это сделал Дональд Трамп с USAID – одним движением руки. Поэтому пока политические процессы и крики о якобы сформировавшейся в стране «диктатуре» и «тирании» притихли, оппоненты власти ждут каких-то определенных сигналов из Европы о том, что она готова не просто идти против Трампа идеологически, но и фактически, с одной стороны, вкладывая миллиарды долларов в Киев, а с другой – продолжая провоцировать беспорядки и протесты в Тбилиси. Пойдет ли на это Брюссель, пока никто не знает. Но даже если согласится, как и ранее, ни у Европы, ни у США не хватит сил просто по своей воле изменить статус в Тбилиси – слишком выросло местное общество и слишком мало ресурсов на месте у оппонентов власти.

Поэтому на грузинском фронте пока без особых перемен. Власть – властвует, а оппозиция – в экзистенциальном кризисе, ожидает просветления. 

 


Читайте также


В Тбилиси радуются, что не сели в украинский поезд

В Тбилиси радуются, что не сели в украинский поезд

Игорь Селезнёв

Грузины оценили конфликт между Зеленским и Трампом

0
4169
Нейросети способны вызывать финансовый кризис за несколько минут

Нейросети способны вызывать финансовый кризис за несколько минут

Анастасия Башкатова

Центральным банкам предстоит подготовиться к массовым галлюцинациям ИИ-агентов

0
2603
В Австрии делают последнюю попытку сформировать правительство

В Австрии делают последнюю попытку сформировать правительство

Олег Никифоров

Лидеры народников и социалистов отчаянно пытаются создать коалицию

0
2528
Цифровые выборы становятся новой реальностью

Цифровые выборы становятся новой реальностью

Дарья Гармоненко

У оппозиционных партий нет приемов против электронного голосования

0
2325

Другие новости