ГРЭС в Приднестровье крайне важна для Молдовы. Фото с сайта www.vspmr.org
19 ноября прошла встреча переговорщиков от Приднестровья и Республики Молдовы (РМ) – министра иностранных дел Приднестровской молдавской республики (ПМР) Виталия Игнатьева и вице-премьера по реинтеграции РМ Олега Серебряна. Последний не обладает полномочиями что-либо решать. В лучшем случае он передаточное звено, рупор.
Он просто передает сказанное в ходе диалога тому, кто имеет полномочия на принятие решений по застарелому молдавско-приднестровскому конфликту – президенту Республики Молдова Майе Санду.
Беда в том, что сама Майя Григорьевна встречаться с приднестровским коллегой – Вадимом Николаевичем Красносельским – не хочет. На семь направленных ей официальных писем с предложением встретиться и обсудить наболевшие вопросы она не отвечает. Впрочем, президент Приднестровской молдавской республики, как уже не раз отмечалось, не одинок в таком к себе отношении. За всю свою первую президентскую каденцию (и с начала второй тоже) она ни разу не встретилась с президентом России Владимиром Путиным, президентом Белоруссии Александром Лукашенко, не побывала ни на одном форуме лидеров стран – участниц СНГ.
Впрочем, зачем ей туда ездить, когда она и ее соратники много раз заявляли о желании вывести Молдову из состава Содружества. Мол, мы идем в Евросоюз, являемся кандидатами на вступление в ЕС (хотя ничто не напоминает о желании брюссельских бюрократов и их американских кураторов хоть когда-то включить РМ в состав этого объединения), а потому совмещать будущее пребывание в евросообществе и членство в СНГ невозможно.
На первый взгляд встреча на минувшей неделе Игнатьев–Серебрян прошла как обычно. Но есть один нюанс, говорящий о том, что кое-что начинает меняться.
Дело в том, что много месяцев назад приднестровская сторона передала молдавской стороне проект декларации о решении всех спорных вопросов исключительно путем переговоров. Сразу по передаче руководство Молдовы отвергло этот проект.
Но сейчас, сразу после встречи 19 ноября, журналисты, да и вообще все интересующиеся ходом дел в молдавско-приднестровском диалоге узнали, что стороны договорились о том, что для доработки и согласования текста декларации сторонами взята недельная пауза. Ясно, что приднестровский текст для делегатов от партии власти Кишинева не подходит, но они впервые согласились рассматривать проект такого документа в принципе.
Тут надо напомнить, что нелюбовь Майи Санду и ее окружения к приднестровским предложениям кроется, по мнению ряда экспертов, в нежелании брать на себя какие-либо обязательства, которые помогли бы в дальнейшем давить на ПМР любыми способами. Тем более неясно, дали ли добро на результативный диалог с «сепаратистами» внешние кураторы, наблюдающие и направляющие внешнюю политику правящего режима. Среди таковых, в частности, называют бывшего американского посла в РМ Дерека Хогана и советника из Германии Мартина Зига.
Пока все пребывали в недоумении от согласия Кишинева рассмотреть проект декларации, подоспели другие вести.
20 ноября министр энергетики Республики Молдова Виктор Парликов сообщил, что глава «Газпрома» Алексей Миллер предложил ему приехать в Санкт-Петербург и встретиться 25 ноября, в понедельник. Министр сказал: «Мы согласуем этот визит с премьер-министром и определим наши позиции. Сделаем все, что в наших силах, чтобы обеспечить стабильные потоки газа, защиту потребителей и стабильность Приднестровского региона». Здесь Парликов упомянул Приднестровский регион (так в Кишиневе стараются использовать свой «новояз», лишь бы не упоминать о приднестровской государственности). Мол, есть такая проблема – снабжение газом Приднестровья, которое из этого самого газа вырабатывает на Молдавской ГРЭС в городе Днестровске, а потом поставляет в Молдову недорогую электроэнергию, но это лишь одна из проблем. Заодно и прочие вопросы обсудим, не менее важные.
Но всего лишь за день до этого, 19 ноября, Виктор Парликов встретился со специальным представителем Евросоюза в переговорном процессе по приднестровскому урегулированию Доротой Длоухи-Сулигой. И там он держал иные речи: «Министерство энергетики Молдовы подготовило план, который предусматривает в том числе и варианты поставок газа на левый берег Днестра в случае отказа «Газпрома» поставлять газ в Приднестровье. План включает 44 мероприятия, применимые к поставкам энергии и газа в холодное время года. План предусматривает два основных сценария, один из которых – отказ «Газпрома» поставлять газ в Приднестровский регион по альтернативным маршрутам после истечения срока транзитного контракта через Украину 1 января 2025 года».
Нужно сказать, что кишиневские чиновники в последние месяцы очень часто говорили о том, что Россия почему-то может «отказаться» от поставок газа в союзное ей Приднестровье. Не то что ей кто-то помешает, а сама она «откажется». Возможно, западные и румынские шефы готовили сценарий пресечения российских поставок, но обвинить в этом собирались Россию. Мол, она бросила приднестровцев, а мы придем на выручку. Правда, с новыми, высокими ценами. Цель – Приднестровье должно понять что расплатиться невозможно, и сдаться, раствориться в составе унитарной Молдовы.
Ну а дальше – добро пожаловать в Румынию, а заодно – под крышу НАТО.
Но что-то пошло не так…
Министр Парликов, правда, подстраховался: «У Российской Федерации есть все технические возможности для обеспечения поставок газа в Приднестровский регион по альтернативным маршрутам, а в случае прекращения поставок есть технические возможности обеспечить электроэнергией и газом потребителей на обоих берегах Днестра». Дескать, Россия может и по другим трубам дать газ, ну а если нет – тогда другие выручат. Но здесь-то и крылась засада.
20 ноября министр энергетики Румынии Себастьян Бурдужа (а именно о переходе на закупку электроэнергии из Румынии рассказывали члены команды действующего президента РМ, а до них – и некоторые их предшественники) прямо заявил: «Румынии сегодня просто не хватает энергии. Мы по сравнению с 1989 годом потеряли половину производственных мощностей. У нас цена вдвое выше, чем, например, в Австрии».
И тогда в Молдове начались интересные события.
Премьер-министр Республики Молдова Дорин Речан откровенно назвал причину поездки Виктора Парликова в Петербург: министр отправляется в Россию на переговоры с поставщиком газа компанией «Газпром» по одной причине – обсудить условия транзита газа для Приднестровья. Эти его предельно откровенные слова явились лучшим доказательством того, что Россия не собирается «бросать» приднестровцев и «прекращать» подачу газа в ПМР. Более того, сама Москва и инициирует решение вопроса о газоснабжении приднестровцев.
Вольно или невольно, но выходило так, что Кишинев заодно хоронит схему прерывания поставок голубого топлива в Приднестровье. Почему? Все просто: нынешняя власть Молдовы остается враждебной Москве, но газ и электроэнергию ей взять больше неоткуда. Ради этого пришлось наступить на горло собственной антироссийской песне. Вместо нее прозвучало: «Правый берег РМ не покупает российский газ, но для обеспечения Левобережья (Приднестровья) это важно».
Далее происходит нечто еще более удивительное. Спикер парламента РМ Игорь Гросу, которого многие считают еще более радикальным прорумынским националистом, чем Майя Санду, произнес: «31 декабря 2024 года истекает срок действия контракта на транзит газа по территории Украины. А у нас есть левый берег, где мы должны быть государственными деятелями и думать о своих гражданах. Мы прекрасно понимаем, что Россия продолжает экспортировать газ в Евросоюз, и инфраструктура для этого имеет решающее значение».
Эта поистине революционная фраза из уст ярого противника Кремля закрепила общеизвестное: политика отказа от российских энергоносителей, проводимая уже сравнительно долгое время полностью управляемыми Западом и Румынией, зашла в тупик.
Было бы ошибочно полагать, что кишиневские вожди решили сыграть открыто, без задней мысли. А она просматривается в словах Парликова, сказанных 22 ноября: «Мы также готовы к сценарию, при котором российский газ больше не будет поступать от «Газпрома», а жители Приднестровья «должны будут вносить платежи заранее».
И вот в СМИ появляется изюминка кишиневской позиции: «Если этот сценарий осуществится, по мнению министра, нам придется взять на себя ответственность за Приднестровский регион, а ЕС и США будут его спасать».
Итак, вот их задумка: поставки газа из России «прекращаются», а «спасать регион» будут западники. И при таком сценарии от ПМР потребуют «вносить платежи заранее». Если таких платежей не будет, то будет гуманитарная катастрофа в Приднестровье. Без газа.
Если недорогая электроэнергия перестанет вырабатываться в ПМР и поступать в Молдову, то тарифы в РМ взлетят до небес, а в 2025 году парламентская гвардия Майи Санду в лице партии «Действие и солидарность» пойдет на выборы. Она и так проиграла президентские выборы внутри Молдовы, а на парламентских и зарубежная диаспора, живущая на Западе, может правящую партию не спасти.
Возможно, поэтому премьер Дорин Речан подытожил происходящее так: «Почему важна доставка природного газа на левобережье Днестра? Потому что этот природный газ производит электроэнергию для правого берега. Нам нужны нынешние тарифы на электроэнергию. Именно поэтому важно защитить этот интерес нашего гражданина и сделать все возможное, чтобы природный газ доходил до левого берега Днестра, а мы получали электроэнергию по этой цене».
Надежда на «братьев» из-за Прута оказалась призрачной. Приходится возвращаться к проверенным и надежным поставщикам, которые всегда держали на плаву экономику Молдовы. Или то, что от нее осталось.