Порт Чанкай станет важным транспортно-логистическим узлом, связывающим страны Латинской Америки с азиатскими партнерами по АТЭС. Фото с сайта www.coscochancay.pe
10–16 ноября в столице Перу Лиме проходит 31-й саммит Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС), различные мероприятия которого охватят еще четыре города этой латиноамериканской страны. Перу уже в третий раз принимает у себя лидеров АТЭС: в 2008 году перуанцы были хозяевами 16-го форума, а в 2016-м – 24-го. Этот факт свидетельствует о ясно выраженной заинтересованности перуанского политического руководства и национального бизнес-сообщества в развитии торгово-экономических связей с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), подчеркивает их все более акцентированную ориентацию на сотрудничество с динамично растущими азиатскими странами.
Созданное в 1989 году по инициативе Австралии АТЭС в настоящее время объединяет 21 экономику: 19 государств и 2 территории (Гонконг и Тайвань). 13 стран-членов (Австралия, Бруней, Вьетнам, Индонезия, Китай, Малайзия, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Япония) находятся в Азии и Океании, 5 – в Америке (Канада, США, Мексика, Перу и Чили), а Российская Федерация расположилась на огромном пространстве Евразии. По имеющимся оценкам, на долю членов АТЭС приходится 62% глобального ВВП, 48% – международной торговли и 38% – населения мира. Благодаря своему торгово-экономическому весу АТЭС постоянно взаимодействует со Всемирной торговой организацией (ВТО), а также с имеющимися в АТР интеграционными группировками: Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Региональным всеобъемлющим экономическим партнерством (РВЭП), Всеобъемлющим и прогрессистским транс-тихоокеанским партнерством (ВПТП).
Три десятилетия назад (1994) был принят основополагающий документ АТЭС – «Богорская декларация», призывавшая к либерализации торговли и созданию открытой региональной экономики. В 2020-м участники АТЭС сочли, что поставленные цели в основном достигнуты, и одобрили «Путраджайские ориентиры развития», которые предполагают ускорение процессов интеграции и создание к 2040 году жизнеспособного объединения.
Перу присоединилось к АТЭС в 1998 году (одновременно с Россией и Вьетнамом), что явилось началом переориентации внешнеэкономических связей этой страны с традиционных европейских на азиатско-тихоокеанские рынки. В последние два десятилетия товарооборот Перу с партнерами по АТЭС увеличивался опережающими темпами. Если общий объем перуанской внешней торговли вырос в 3,4 раза, то с членами АТЭС – в 5,2 раза, а их доля в торговом обороте Перу поднялась с 54 до 67%. При этом, как и в случае с целым рядом других стран Латинской Америки, главным торговым партнером Перу стал Китай. В настоящее время на долю Поднебесной приходится 26% перуанского импорта и 36% – экспорта. Китайские корпорации вложили в Перу свыше 31 млрд долл. и стали ведущими инвесторами в национальную экономику.
Отмеченные факторы наряду с рациональной хозяйственной и финансовой политикой властей обеспечили Перу беспрецедентно быстрый (по латиноамериканским меркам) экономический рост. В 2000–2023 годах среднегодовой прирост ВВП составил 4,2%, что явилось одним из самых высоких показателей в регионе и превысило среднемировой индикатор – менее 3,5%.
В дни работы саммита знаковым для Перу станет церемония открытия первой очереди нового глубоководного многоцелевого морского порта Чанкай, способного принимать самые крупные торговые суда вместимостью до 24 тыс. TEU (20-футовых контейнеров). Расположенный на Тихоокеанском побережье Перу в 80 км от Лимы, мегапорт Чанкай – перуано-китайское предприятие, крупнейший инфраструктурный проект КНР в Латинской Америке, являющийся ключевым элементом регионального сегмента глобальной инициативы Пекина «Пояс и путь». Не удивительно поэтому, что 14 ноября старт работе порта дадут председатель КНР Си Цзиньпин и президент Перу Дина Болуарте.
Построенный совместно китайской госкорпорацией COSCO Shipping Ports (60% капитала) и частной перуанской компанией Volcan Compañía Minera (40%), Чанкай призван стать в Южной Америке флагманским тихоокеанским контейнерным портом, важным транспортно-логистическим узлом, связывающим страны региона с азиатскими партнерами по АТЭС. Функционирование этого мегапорта позволит сократить доставку грузов из Перу в Китай (и наоборот) с 40 до 25 дней и на 30% снизит расходы на фрахт. Кроме того, в районе порта планируется создание свободной экономической зоны, предоставляющей резидентам налоговые льготы и другие преимущества. В этой связи экспортеры и импортеры южноамериканских государств, активно торгующих с Азией, в первую очередь Бразилии, Колумбии, Чили, «выстраиваются в очередь», чтобы воспользоваться услугами нового регионального экономического хаба.
Россия подала заявку о присоединении к АТЭС в 1995 году, в ноябре 1998-го стала полноправным членом объединения и с этого момента принимает активное участие в его деятельности. В частности, по инициативе Москвы в 2008 году была создана специальная группа АТЭС по цветным металлам, в работе которой российская сторона взаимодействует с латиноамериканскими экспортерами сырьевых товаров – Мексикой, Перу, Чили. Этапным было успешное проведение в сентябре 2012 года во Владивостоке 20-го саммита. По его итогам «поворот на Восток» российской внешней торговли начал приобретать конкретные очертания.
К нынешнему форуму в Перу РФ подошла, когда разворот в сторону азиатских рынков стал реальностью: за одно десятилетие (2014–2023) доля партнеров по АТЭС во внешнеторговом обороте РФ выросла с 29 до 49%, разумеется, при решающей роли Китая.
Нет сомнений в том, что внешнеэкономическое будущее нашей страны в сильнейшей степени зависит от развития деловых отношений с государствами АТР, в том числе в формате АТЭС. На этапе подготовки 31-го саммита межведомственная делегация РФ приняла участие в так называемых кластерах мероприятий АТЭС, продвигая идеи формирования Большого Евразийского партнерства, оптимизации торговых операций в тихоокеанском макрорегионе, создания дополнительных возможностей в международной финансовой сфере и т.д. В выступлениях российских представителей отмечалась важность сохранения открытого характера мировой торговли на основе правил ВТО, подчеркивался императивный характер реализации в АТР инклюзивных интеграционных проектов, звучала критика практик политизированного протекционизма.
Высокую значимость для мирового сообщества имеет обеспечение продовольственной безопасности, о чем шла речь на встрече министров сельского хозяйства. Глава российской делегации замминистра Сергей Левин отметил, что площадка АТЭС является важнейшим инструментом в преодолении глобальных вызовов в сфере АПК, и поделился с коллегами отечественным опытом государственной поддержки технического переоснащения предприятий пищевой промышленности и внедрения системы безотходного сельскохозяйственного производства. Он также обсудил с министром сельского хозяйства и ирригации Перу Анхелем Манеро Кампосом перспективы расширения взаимной торговли продукцией АПК. РФ закупает в Перу фрукты и овощи, рыбу и морепродукты, кофе и какао, масличные культуры, а поставляет туда злаки и удобрения. По мнению перуанской стороны, с вводом в действие мегапорта Чанкай возможности двусторонней торговли существенно возрастут.
В ходе профильных дискуссий на разнообразных подготовительных встречах (их насчитывалось около 200) представители членов АТЭС затронули широкий спектр актуальных вопросов деятельности объединения в свете происходящих в мировой экономике и торговле новых явлений. В фокусе внимания были проблемы цифровизации в финансовой области и использования технологий искусственного интеллекта, расширения возможностей микро-, малых и средних предприятий в региональных экономических связях, повышения роли женщин в бизнесе. В результате дискуссий их участники обозначили приоритеты сотрудничества, включая продвижение инициативы по созданию на базе АТЭС зоны свободной торговли в АТР.
Напомним, что АТЭС за годы своего существования прошло через серию тяжелых испытаний, включая азиатский финансовый кризис 1997 года, глобальный кризис 2008–2009 годов, пандемию COVID-19 и резкое обострение геополитической ситуации в 2022–2024 годах. Тот факт, что объединение не только сохранилось, но привлекает внимание ряда государств, подавших заявки на вступление в АТЭС (Индия, Колумбия, Коста-Рика, Монголия, Пакистан), указывает на наличие дополнительных торгово-экономических и инвестиционных возможностей, реализация которых позволит нарастить хозяйственный потенциал его участников.