0
2054
Газета Печатная версия

27.10.2024 18:00:00

Зять покойного диктатора стал президентом Индонезии

Джакарта благоволит и Америке, и Китаю

Владимир Скосырев

Об авторе: Владимир Александрович Скосырев – обозреватель «НГ».

Тэги: индонезия, президент, прабово субианто


индонезия, президент, прабово субианто Прабово Субианто занял президентское кресло с третьей попытки. Фото Reuters

20 октября состоялась инаугурация нового президента Индонезии Прабово Субианто. В Джакарту, столицу самого большого по числу мусульман государства мира, прилетело ради этого много высокопоставленных гостей. РФ представлял первый вице-премьер Денис Мантуров.

Прабово Субианто одержал победу на выборах в феврале. Передача власти от предыдущего главы страны Джоко Видодо новому была хорошо продумана. Вице-президентом стал сын предшественника Гибран Ракабуминг Рака. Как ожидают, Прабово продолжит независимый курс во внешней политике, балансируя между США, их союзниками и Китаем. Тут крутых поворотов не будет. Но потомки людей, убитых в годы правления Мухаммеда Сухарто, бывшего тестя нового президента, об этом не забыли. Об этом помнят и представители китайской диаспоры, которые тоже стали в 1965–1966 годах жертвами террора.

Как передает агентство АР, Субианто прошел большую дорогу от генерала, находившегося на службе в мрачные годы военной диктатуры, до дворца президента. Бывшего министра обороны, ставшего лидером страны, приветствовали тысячи людей на улицах столицы. Субиато принял присягу на Коране, священной книге мусульман, в присутствии посланцев из других государств. Бывший и нынешний президенты – люди осмотрительные, умеющие ставить государственные интересы выше личных. Ведь Субианто долгое время был главным соперником популярного президента Джоко Видодо. Он дважды бросал ему вызов на выборах – в 2014 и 2019 годах. И оба раза проиграл, но отказывался признать поражение. Однако в феврале Субианто победил с подавляющим большинством голосов именно благодаря тому, что Видодо его поддержал. Бывшие соперники стали в плане тактики союзниками.

Но неясно, как новый лидер будет спасать от нищеты бедноту и выводить на новые рубежи экономику. Ведь конкретных обещаний на сей счет он не давал. Взлету на высший пост Субианто во многом обязан своей семье, принадлежавшей к военной элите, к тому же одной из самых богатых в Индонезии. Субианто был командующим частей спецназа. В 1998 году его обвинили в причастности к похищениям и пыткам антиправительственных активистов и уволили из армии. Тогда Субианто пришлось временно эмигрировать в Иорданию. После этого США запретили ему въезд в страну.

Но теперь Вашингтон стал олицетворением доброжелательности. Белый дом послал на торжества своего постпреда в ООН Линду Томас-Гринфилд и главу командования Индо-Тихоокеанскими силами США адмирала Сэмуэла Папаро. Китай представлял зампредседателя КНР Хан Чжэн.

Алексей Другов, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, сказал: «Индонезийцы не забыли о трагедии 1965–1966 годов. Но когда эти страшные вещи творились, Субианто был мальчишкой. Он на себе это бремя не несет. А повзрослев, действительно женился на дочери диктатора. Они разведены, но без скандала. Конечно, террору подверглись тогда члены Коммунистической партии, среди них были и этнические китайцы. Было убито от 300 тыс. до 1 млн человек. Но об этом в Индонезии не принято говорить. Поэтому та трагедия на нынешние отношения Джакарты с Пекином не влияет. Субианто не раз высказывался позитивно о связях его страны с Китаем. Что касается внешних инвесторов в экономику Индонезии, то это прежде всего США и Китай. По инвестициям лидер – США, по торговле главный партнер – Китай. Субианто – человек гибкий, будет играть на многих досках, учитывая, кто стал мощнее – США или Китай. Правда, индонезийцы Запад не любят, помнят о колониальном прошлом. Прабово это учитывает. Не случайно близкие к нему СМИ старались уподобить нового президента с первым лидером независимой Индонезии Ахмедом Сукарно».

Мантурова приняли президент страны и министр-координатор, который является сопредседателем Межправительственной комиссии с индонезийской стороны. Как передал Интерфакс, в прошлом году объем торговли РФ с Индонезией превысил 4 млрд долл. Мантуров отметил, что помимо взаимодействия в области энергетики, Джакарта «заинтересована в диалоге с Роскосмосом в части создания космической инфраструктуры в Индонезии, включая участие в создании многоспутниковой орбитальной группировки».

Однако The New York Times, комментируя внутриполитическую обстановку в Индонезии, пишет, что покинувший пост президента Джоко Видодо хочет установить в стране политическую династию. В течение двух сроков пребывания у власти он избавил громадный архипелаг, где живет около 280 млн человек, от крайней нищеты. Но в то же время Видодо обходил законы, портя свою репутацию первого лидера страны, который выбился наверх из простонародья и не принадлежал к традиционной элите или генералитету. В прошлом году он побудил Конституционный суд разрешить его 36-летнему сыну Гибрану Ракабумингу Рака выступить на выборах кандидатом в вице-президенты в связке с Прабово Субианто. Узнав об этом, многие жители столицы вышли на демонстрации протеста. Тем не менее Видодо ушел в отставку, имея рейтинг одобрения 75%. При нем строились мосты, шоссе, была создана государственная система здравоохранения, самым бедным власти раздавали продукты и деньги. 


Читайте также


Александр Стояногло или Майя Санду?

Александр Стояногло или Майя Санду?

Зураб Тодуа

В Молдавии 3 ноября состоится второй тур президентских выборов

0
864
Зеленский подумает об изменении политики США после 5 ноября

Зеленский подумает об изменении политики США после 5 ноября

Наталья Приходко

Президент Украины рассчитывает на интернационализацию конфликта с РФ

0
1709
Молдавские выборы на грани срыва

Молдавские выборы на грани срыва

Светлана Гамова

Бухарест отказался поддержать Санду

0
2088
Доплывет ли уругвайская говядина до России

Доплывет ли уругвайская говядина до России

Ирина Акимушкина

Шансы на приход к власти в южноамериканской стране представителя левых сил возрастают

0
2256

Другие новости