0
28312
Газета Печатная версия

16.06.2024 17:22:00

Центральная Азия: в поисках общей водной политики

Страны региона сталкиваются с возрастающим дефицитом воды

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов– доктор политических наук, заведующий кафедрой политологии и политической философии Дипломатической академии МИД России.

Тэги: центральная азия, водная политика, дефицит воды


центральная азия, водная политика, дефицит воды Жителям Центральной Азии уже сегодня не хватает питьевой воды. Фото Reuters

В последние годы в водной сфере стран Центральной Азии сложилась критическая ситуация. Стремительно нарастает дефицит водных ресурсов, что связано с изменениями климата и проводимой государствами региона политикой. Изменение климата уже привело к сокращению площади ледников и снежного покрова в горах, тем самым оказав негативное влияние. Объем водных ресурсов значительно снизился. Так, за последние годы Амударья потеряла около трети водных ресурсов. На фоне тенденции снижения объема доступной воды увеличивается на нее спрос. Это связано с ростом численности населения в странах Центральной Азии, амбициозными планами развития национальных экономик, а также продолжающимся курсом стран региона на строительство гидротехнических объектов.

Ключевая проблема для региона заключается в том, что страны Центральной Азии не продвинулись дальше деклараций. До сих пор отсутствуют общие подходы к регулированию трансграничных водотоков, не говоря уже о механизмах, способных реально регулировать использование водных ресурсов в интересах всех сторон.

Страны региона пытаются самостоятельно искать пути решения проблемы, связанной с дефицитом водных ресурсов, не рассматривая в качестве основного варианта налаживание взаимодействия на многосторонней основе. Расчет делается на то, что удастся в конечном итоге навязать свою позицию соседям по региону и таким образом решить проблему. Хотя в последние годы страны Центральной Азии проводят консультации. Однако они больше направлены на обсуждение сложившейся ситуации, нежели на выработку практических шагов, способных наладить многостороннее сотрудничество.

Отражением остроты проблемы стало увеличение количества различных мероприятий в странах Центральной Азии, в том числе с участием представителей государственных структур, на которых обсуждается водная проблематика. В основном доминируют оценки, согласно которым нарастающий дефицит водных ресурсов приведет к конфликтам между отдельными странами. При этом варианты сотрудничества и взаимных уступок в практической плоскости не рассматриваются. Более того, представители власти отдельных стран акцентируют внимание на необходимости продвижения своих позиций, предпочитая «не замечать» мнения оппонентов.

Новый импульс к обсуждению постоянно возрастающего дефицита водных ресурсов в странах Центральной Азии придало начало строительства на севере Афганистана канала Куш-Тепа. Реализация проекта началась в марте 2022 года. Протяженность канала должна составить 285 км при ширине 100 м и глубине в 8,5 м. Проект должен быть реализован к 2028 году. После завершения строительства Афганистан может отбирать из Амударьи до 17 куб. км. Это создаст огромные проблемы для Туркменистана и Узбекистана, расположенных ниже по течению, поскольку они столкнутся со значительным сокращением водных ресурсов, необходимых для орошения посевных площадей.

Водная политика Афганистана может оказать негативное влияние на экономическое, а возможно, и политическое развитие стран Центральной Азии. Прежде всего сокращение объема водных ресурсов скажется на сельском хозяйстве. С учетом того, что в выращивании сельскохозяйственных культур занята значительная часть населения региона, сокращение водных ресурсов отразится на социально-экономической ситуации.

После распада СССР интересы Афганистана в водной сфере зачастую игнорировались. Страны Центральной Азии вели переговоры и подписывали различные документы без участия представителей Афганистана, тем самым не беря в расчет его социально-экономические интересы. В Центральной Азии преобладала точка зрения, согласно которой страна, в которой сохраняется сложная внутренняя политическая ситуация и наблюдается рост производства наркотиков, не будет проявлять интереса к водным проблемами. К подобному подходу страны Центральной Азии подталкивал и относительно небольшой объем водных ресурсов, который афганская сторона забирала из трансграничных рек. В результате возможность увеличения Афганистаном отбора водных ресурсов из трансграничных рек рассматривалась как маловероятный сценарий. Соответственно центральноазиатские страны в реализации своей водной политики практически не учитывали интересы Афганистана.

В последние годы ситуация стала меняться. Афганистан стал уделять водным ресурсам повышенное внимание. В частности, Кабул стал разрабатывать, а затем и реализовывать планы, которые в конечном итоге должны увеличить отбор водных ресурсов из трансграничной реки – Амударьи.

Проблема с уменьшением стока Амударьи возникла давно. Разбор Амударьи начался с середины прошлого века, когда началось строительство гидроэнергетических объектов. В последующие десятилетия климатические изменения еще больше снизили поступление воды в Амударью.

Страны Центральной Азии имеют ограниченное количество рычагов влияния на Афганистан. К тому же водная проблематика рассматривается всеми сторонами: странами Центральной Азии и Афганистаном в контексте более широкой политики, которую они реализуют в отношении друг друга. Эта политика включает вопросы энергетики, сотрудничества в экономической сфере, вопросы безопасности. В свою очередь, в Афганистане понимают, что со строительством канала будут созданы не только возможности для получения дополнительного объема водных ресурсов. Афганистан станет располагать мощным рычагом влияния на страны Центральной Азии. В условиях, когда численность «климатических мигрантов» в мире постепенно возрастает под влиянием изменения климата, данный рычаг влияния может стать ключевым.

В последнее десятилетие обсуждаются идеи совместного управления водными ресурсами. Однако пока все ограничивается общими подходами, которые не получают своего практического воплощения. Cтраны Центральной Азии в основном рассматривают возможности экономии водных ресурсов, прежде всего в сельском хозяйстве.

Впрочем, и без фактора Афганистана страны Центральной Азии имеют сложные отношения друг с другом в водной сфере. Единство региона в основном существует на бумаге. Соответственно водная проблематика уверенно занимает первое место среди проблем, которые будут влиять на развитие Центральной Азии. Все острее встает вопрос, что будет происходить, когда дефицит водных ресурсов достигнет критического предела, после которого страны будут поставлены перед выбором: соглашаться на расширение сотрудничества и сообща искать непопулярные и непростые решения или попытаться решить проблему в одностороннем порядке. Последний вариант приведет к обострению ситуации в регионе. Без отказа от национального эгоизма в водной сфере решить данную проблему будет практически невозможно. 


Читайте также


Проект Организации тюркских государств – путь к десуверенизации стран Центральной Азии

Проект Организации тюркских государств – путь к десуверенизации стран Центральной Азии

Александр Кобринский

Реальная власть в ОТГ скорее всего перейдет к наднациональному чиновничеству

0
5769
Деколонизация в странах Центральной Азии далеко не завершена

Деколонизация в странах Центральной Азии далеко не завершена

Андрей Захватов

Не исключено, что это окажет решающее влияние на геополитику

0
8715
Чехия сблизит Казахстан и Узбекистан с Европейским союзом

Чехия сблизит Казахстан и Узбекистан с Европейским союзом

Виктория Панфилова

Включение Праги в центральноазиатскую "игру" делает регион еще более привлекательным для ЕС

0
3181
Общее богословие, общий алфавит и общая карта тюркского мира

Общее богословие, общий алфавит и общая карта тюркского мира

Андрей Мельников

Ускорилась духовно-культурная консолидация надгосударственного объединения в Евразии

0
14880

Другие новости