0
5343
Газета Печатная версия

19.05.2024 17:37:00

Женщину – в генсеки ООН

Кампания по выборам следующего главы организации стартовала

Юрий Сигов

Об авторе: Юрий Игоревич Сигов – журналист-международник.

Тэги: генсек оон, кампания по выдвижению, кандидаты, женщины


генсек оон, кампания по выдвижению, кандидаты, женщины У экс-президента Чили Мишель Бачелет богатый международный опыт. Фото Reuters

В октябре 2016 года Совет Безопасности ООН на закрытом заседании принял резолюцию о выдвижении на пост генерального секретаря португальца Антонио Гутерриша. И уже на следующий день фактически стартовала кампания по выдвижению уже его сменщиком обязательно генсека-женщины. Хотя на самом деле официально эта кампания продолжается с 2007 года, на практике ее активная часть запускается в широком международном масштабе именно сейчас.

Непременное желание нарушить почти 80-летнюю мужскую монополию на пост генсека ООН объяснимо. Если страны Запада сегодня определяют все основные тенденции глобального развития, то оставлять ООН без женского присмотра не соответствовало бы ключевым кадровым изменениям, охватившим не только ведущие корпорации, министерства и ведомства, но и важнейшие международные организации.

Протолкнув женщин на посты руководителей Международного валютного фонда и Всемирной торговой организации, принято «глобальное решение» относительно ООН. С учетом же того, что за последнее время престиж этой структуры при решении важнейших международных проблем значительно упал, замена пожилого мужчины на активную, и главное – «из своих» женщину видится для западных стран приоритетным для восстановления ее управляемости.

Интересно, что своего рода пробной «тренировочной разминкой» в продвижении женщины на пост генсека ООН была избирательная кампания в США, когда на высший государственный пост баллотировалась Хиллари Клинтон. Однако, несмотря на ее поражение, прежде всего сами американские власти с тех пор активно побуждают мировую общественность к тому, что «время женщин» на самых высоких управленческих постах в международных организациях пришло.

В этой связи большинство неправительственных организаций, женских ассоциаций, министерств и ведомств, которые возглавляют женщины, прежде всего в западных странах, делают все возможное, чтобы широкие круги мировой общественности прониклись идей необходимости ликвидации якобы мужского доминирования при назначении на высшие международные посты в мире. По этой причине они уже сегодня просят все государства предлагать в качестве кандидатов на пост будущего ооновского генсека исключительно женщин.

Ожидается, что в течение ближайших двух лет будет обозначен круг потенциальных участниц борьбы за высший международный пост, а постоянные члены Совбеза ООН смогут заранее согласовать всех устраивающую кандидатуру. При этом, согласно общепринятой практике, выбор может быть ограничен как представительницами одного, стоящего «в очереди» континента или региона, так и при наличии достойных кандидатур из других стран.

Согласно очередности занятия высших постов в ООН (хотя она очень относительна, но тем не менее пока достаточно строго соблюдается), сейчас генсека должны выдвигать из своих рядов страны Латинской Америки и Карибского бассейна. Теоретически там вполне реально найти подходящую кандидатуру, имеющую приличный международный опыт и возможности обеспечить себе поддержку со стороны ведущих держав. Чтобы не просто быть выдвинутой, но и на практике занять высшую мировую должность.

Другой вопрос: а захотят ли они сами участвовать в этом изнурительном и вовсе не от них зависящем состязании? И получат ли они поддержку со стороны своих стран, которые частенько не желают связываться со своими подданными, которые могут претендовать на самый высокий международный пост и тем самым стать «выше» самих президентов и премьер-министров собственных государств? Такое в истории ООН уже бывало, поэтому подбирать хотят из числа тех, кто и своим властям не насолил чем-то, и международным влиянием все же обладает.

Среди вероятных кандидатов называют прежде всего Мишель Бачелет. Она была дважды президентом Чили (впервые в истории страны, и в этом ее хорошие шансы также впервые стать генсеком ООН), а в промежутке возглавляла чуть ли не специально под нее созданную ооновскую структуру по делам женщин UNWomen. Дo 2022 года она возглавляла ооновский офис по правам человека в Женеве, то есть и международный опыт у нее богатый.

Другим кандидатом на генсековский пост называют министра иностранных дел Мексики Алисию Барсену. Правда, совсем скоро в Мехико сменится президент, и очевидно, что Барсену с этого поста уберут. Но у нее тоже имеется богатый ооновский опыт – она возглавляла на протяжении длительного времени Экономическую комиссию ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) в Сантьяго и довольно хорошо знакома как с системой работы офисов ООН, так и с функционированием латиноамериканских государств.

Что показательно: обе дамы скорее всего получат поддержку правительств своих стран, если решат баллотироваться на пост генсека ООН. Вопрос только в том, поддержат ли их представители других латиноамериканских и карибских стран, которые могут иметь собственные преференции в назначении кандидатов на этот высокий пост. Да и вполне вероятна возможность выдвижения других кандидатур женщин от государств региона, которые пожелают засветиться в ооновском сражении за кабинет в высотке на Ист-Ривер в Нью-Йорке.

Как запасной вариант (а он, между прочим, вполне может стать и основным) уже сегодня рассматривается в качестве всех устраивающего кандидата премьер-министр Барбадоса Мии Моттли. Она была министром образования, а затем возглавила правительство островного государства на Карибах. Женщина она властная, бросившая вызов самой Британии, пожелав отделиться от покровительства тамошней монархии. Но вот международного опыта у нее практически никакого, да и известна она своей бурной премьерской деятельностью максимум в кругу своих коллег на Карибах.

Теоретически женщина может возглавить ООН и в самое ближайшее время, если вдруг по какой-то причине Гутерриш не сможет осуществлять эти функции по состоянию здоровья или другим обстоятельствам. Дело в том, что сейчас официально заместителем генсека ООН является Амина Мохаммад. У нее два паспорта – Нигерии и Великобритании, и она может возглавить ООН только в крайнем случае до конца истечения срока полномочий нынешнего генсека как временно исполняющая его обязанности.

Вне всякого сомнения, повестку для ООН за последние 30–40 лет, кто бы и что бы по этому поводу не заявлял, определяют страны глобального Запада. Они навязывают темы, которые еще сравнительно недавно вообще никого не волновали, а нынче стали чуть ли не важнейшими на планете (хотя совершенно очевидно, что таковыми не являются).

Изменение климата, права расовых и сексуальных меньшинств, гендерное равноправие, права человека (исключительно в интерпретации западного понимания этого термина) и многое другое распространяется на кадровую политику самой ООН и ее отдельных подразделений. Это касается как назначения на рядовые должности, так и продвижения кандидатов на высокие посты в международных организациях.

При этом общее влияние всех структур – начиная со Всемирной организации здравоохранения (по итогам пандемии COVID-19) и кончая самой ООН (например, на два вооруженных конфликта, наносящих колоссальный ущерб всей системе международных отношений – в секторе Газа и Украине) – значительно ослабло. Все чаще слышны не просто критика ООН с обвинениями в беспомощности и неадекватности усилий перед лицом текущей международной обстановки, но и требования радикальных изменений в организации, в том числе в кадровых вопросах.

И здесь очевидно, что никакой разницы, кто конкретно – мужчина или женщина, европеец или азиат, 80-летний старик или молодая особа, опытный в чем-то или не очень дипломат-функционер – будет занимать пост генсека ООН или любого из ее агентств. При той системе, которая существовала в этом вопросе почти 80 лет, любой генсек – это пусть и высокопоставленный, но все же рядовой наемный работник, полностью зависимый от тех, кто ему платит зарплату и ставит перед ним условия для получения собственной выгоды при приеме такого человека на работу.

Опытные и проработавшие в ООН не один год чиновники давно говорят о том, что генсеком организации должен быть не обычный дипломат-функционер, а всемирно уважаемая личность, человек, влияние которого на важнейшие мировые процессы действительно было бы решающим (своего рода новый Неру или Мандела). Особенно в кризисные моменты, когда именно мировой лидер-личность мог бы в своих решениях подняться над ежедневной суетой президентов, пусть у себя в странах важных, но не принимаемых за истину в последней инстанции на мировой арене.

Ведь назначение даже очень уважаемой женщины из Латинской Америки не решит главной проблемы ООН – поднятия ее престижа и «слышимости» на планете, в том числе когда между собой не в состоянии договориться ни президенты, ни премьеры ведущих государств. А значит, разворачивая мощнейшую кампанию под девизом «женщину – в генсеки», ООН вновь рискует еще больше ослабить свои международные позиции. Тем более что конфликты на Ближнем Востоке и вокруг Украины – явно не последние испытания, с которыми ООН при любом генсеке придется неизбежно столкнуться. 


Читайте также


Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2564
Выборы в Иране ведут к перегруппировке "ястребов"

Выборы в Иране ведут к перегруппировке "ястребов"

Игорь Субботин

Смерть Раиси не остановила ядерные переговоры с Вашингтоном

0
3026
Петербург не станет "городом четырех революций"

Петербург не станет "городом четырех революций"

Дарья Гармоненко

Коммунисты разменяют губернаторскую кампанию на муниципальную

0
2114
Почему выборы в Мексике будут особенными

Почему выборы в Мексике будут особенными

Сергей Никитин

Впервые в истории страны за пост президента поборются две женщины

0
6669

Другие новости