0
33304
Газета Печатная версия

21.04.2024 18:50:00

Три столетия прогресса и разума

У человечества есть основания для построения нового мирового порядка

Андрей Быстрицкий

Об авторе: Андрей Георгиевич Быстрицкий – председатель совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай», декан факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.

Тэги: влиятельные мыслители, иммануил кант, философская система, универсальные ценности, моральный закон, глобальное согласие, новый миропорядок, кантовский конгресс, калининград


8-12-9480.jpg
Иммануил Кант был настроен искать
универсальные ответы на универсальные
вопросы. Иоганн Готтлиб Беккер. Портрет
Иммануила Канта. 1768.  Национальный музей
Шиллера, Марбах-ам-Неккар, Германия
Иммануил Кант, один из самых влиятельных мыслителей человечества, родился 300 лет назад. Как и мы, он жил в неспокойное время. Кант стал свидетелем целого ряда крупных войн, например Войны за австрийское наследство или Семилетней войны, которую некоторые историки называют мировой; нескольких разделов Польши, кстати, при живейшем участии Фридриха Второго, государя, которым Кант восхищался; Французской революции и Наполеоновских войн.

Понятно, что все это заставляло Канта и многих его современников думать о причинах происходящего, как сделать мир лучше. Но в отличие от подавляющего числа современников Кант был гений, причем очень трудолюбивый. И в каком-то смысле он заложил ту философскую систему, в рамках которой развивалась европейская мысль, да и не она одна.

Сам Кант был настроен искать универсальные ответы на универсальные вопросы, которые касаются всех живущих на нашей планете. Конечно, возникает естественный вопрос – а есть ли на Земле такие универсальные ценности, которые безусловно объединяют всех? Есть ли такие цели развития, которые признают в любом уголке света? Кант полагал, что да, есть, что практический разум, то есть этика, работает более или менее одинаково по всему миру. Кстати, Ницше называл Канта «китайцем из Кёнигсберга». И при всей странности этой шутки в ней скрыт определенный смысл. Ницше усматривает связь между логикой Канта, рациональной и императивной, и Китаем, его разнообразными философскими школами и стремлением к порядку.

Те вопросы практической жизни, которые волновали Канта, никуда не делись и сейчас. И сегодня нам хочется понять, как можно так отрегулировать жизнь людей, чтобы они, по возможности, причиняли друг другу минимум зла. Есть ли хотя бы гипотетические возможности для этого? Если верить Канту, то есть.

Его понимание этики, основ морального поведения таково, что теоретически все люди могут успешно сотрудничать, причем никакие религиозные и культурные различия тому не препятствие. Моральный закон в душе есть у каждого. И поскольку основы морали для всех одни и те же, то, следовательно, при определенных условиях общество, как в отдельно взятых странах, так и в целом, в мире, может достичь достаточно комфортного – для людей – состояния. Кант, конечно, же подчеркивает, что все это требует времени, просвещения, что на пути будут препятствия, – но все же это возможно. В этом смысле Кант политический и исторический оптимист, считающий уместным глобальный подход.

Глядя на нынешнюю мировую ситуацию, кажется, что существует такой уровень ценностей, установок, который может быть сочтен универсальным и применимым в любой или почти любой стране.

Если верить современной науке, то все люди на Земле произошли из одного источника. Цвет кожи, глаз или рост существенной роли не играют, человечество единая семья и подчиняется единым биологическим законам. Это приводит к тому, что система мифов, древних еще представлений о человеке, природе, происхождении жизни и смерти у разных народов имеет много общего, объединяющего.

С моей точки зрения, как ни странно, это некоторым образом подтверждает философию Канта, его представление о категорическом императиве, о внутренней укорененности в человеке нравственных законов. Причем эта укорененность носит планетарный масштаб. И следовательно, у нас есть почва для глобальных договоренностей.

Конечно же, общность базовых ценностей вовсе не означает, что социальные, культурные и политические механизмы обеспечения жизни общества в соответствии с разделяемыми нормами, которые возникают в различных странах и регионах, будут идентичны. Как показывает исторический опыт, возникающие социальные и политические институты будут различаться, но все же та исходная кантовская антропология будет общей. И если это так, у нас есть основания для построения нового мирового порядка, причем приемлемого для всей планеты. Остается, тоже по-кантиански, надеяться на это.

Но вернемся к путям достижения глобального согласия. Кант писал о длительном историческом пути, который требуется для преобразования сомножества личностей в общность, способную к управлению собственным развитием. А это предполагает способность и достичь общих договоренностей, и сохранить их в дальнейшем.

Конечно же, главный вопрос для нас, сколько времени и усилий потребуется для достижения этих договоренностей. Как уже отмечалось, Кант был свидетелем многих потрясений, сильнейшим из которых, можно предположить, оказалась Французская революция. Она, вне всяких сомнений, потрясла современников и своей радикальностью, и жертвами, и многочисленными войнами. Любопытно отношение Канта к ней, который в целом к собственно революции отнесся критически, обращая внимание на цену, которую за нее заплатили непосредственные участники событий. Но высоко оценил результаты, которые революция принесла. И прежде всего потому, что многому научила современников, помогла становлению новых отношений между людьми и в целом содействовала прогрессу и освобождению личности, увеличению ее степеней свободы, что, по Канту, есть прогресс.

Кант, кстати, много говорит о том, что нужно выходить из состояния несовершеннолетия, что человек должен в суждениях полагаться на самого себя. И хотя лучше всего иметь просвещенного сюзерена, как Фридрих Второй, и повиноваться ему, но иногда и потрясения во благо.

Иными словами, безумие радоваться кровопролитию и насилию, но нужно видеть, что за последствия за этим следуют. В случае Французской революции эти последствия мы видим и знаем. Кант их точно определил как позитивные, работающие на становление правового государства и комфортное положение в нем свободной личности.

Все это будет обсуждаться в Калининграде, где 22 апреля в рамках Кантовского конгресса в Балтийском федеральном университете пройдет сессия Международного дискуссионного клуба «Валдай», посвященная теме «Разум и прогресс. История цивилизаций, повернутая в будущее». 


Читайте также


Поселение рыбаков, задорный балтийский ветер и немного оперы

Поселение рыбаков, задорный балтийский ветер и немного оперы

Александр Матусевич

О культурном ландшафте самого западного российского мегаполиса

0
8107
Контуры нового энергетического миропорядка остались пока размытыми

Контуры нового энергетического миропорядка остались пока размытыми

Борис Кляйн

10-й Петербургский международный газовый форум как зеркало нынешнего состояния рынка

0
23323
Рецепты мира на острове Канта

Рецепты мира на острове Канта

Владимир Дудин

В Калининграде выступили музыканты из России, Франции и Италии

0
3946
На ленточку завязанный, тенистый и кренделями пахнущий

На ленточку завязанный, тенистый и кренделями пахнущий

Олег Мареев

Кенигсберг столетиями был столицей Пруссии, и эта, пусть и оставшаяся в прошлом, столичность ощущается

0
6925

Другие новости