0
18096
Газета Печатная версия

10.03.2024 17:47:00

Дело НАТО стало общим для Северной Европы

После вступления в альянс Швецию ждет внутренняя трансформация

Никита Белухин

Об авторе: Никита Евгеньевич Белухин – научный сотрудник Отдела европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.

Тэги: натро, финляндия, швеция, венгрия, турция

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

натро, финляндия, швеция, венгрия, турция Генсек НАТО Йенс Столтенберг может быть доволен: процесс вступления Швеции и Финляндии в альянс официально завершен. Фото Reuters

Швеция наконец официально стала 32-й страной НАТО. В марте протокол о ее вступлении ратифицировала Венгрия. Ранее то же самое сделала Турция, препятствовавшая приему в НАТО Финляндии почти год, а Швеции – почти полтора года.

Вступление новых членов в Североатлантический альянс, как правило, становилось поводом для решения дополнительных вопросов, касавшихся национальных интересов стран-участниц. Соседняя со Швецией Дания использовала процесс принятия ФРГ в НАТО для долгосрочного урегулирования правового статуса датского и немецкого меньшинств и неформально намекала Конраду Аденауэру, что этот шаг будет демонстрировать общую приверженность двух соседей демократическим ценностям и их послевоенное примирение. Другая северная страна, Норвегия, была настроена резко отрицательно к членству франкистской Испании в НАТО с момента ее вступления в ООН в 1955 году, до смерти диктатора Франсиско Франко в 1975 году, несмотря на противоположные намерения США. В самой Испании в марте 1986 года прошел референдум, где большинство хотя и высказалось за сохранение членства в альянсе, но при условии ряда исключений в сфере обороны. В итоге Испания полностью присоединилась к военным структурам альянса лишь в 1999 году, то есть почти спустя 20 лет после своего вступления в 1982 году.

Сложный путь Швеции и Финляндии в НАТО и их противоречия с Турцией на этом фоне не выглядят чем-то неординарным. Даже после того, как венгерский парламент 26 февраля этого года большинством в 188 голосов и 6 против проголосовал за ратификацию заявки Швеции о вступлении в НАТО, премьер-министр Ульф Кристерссон проявил сдержанность и сказал, что с празднованием стоит немного повременить. Наконец, 1 марта спикер венгерского парламента Ласло Кёвер, который и в сентябре 2023 года, и в январе 2024 года напрямую рекомендовал не ратифицировать шведскую заявку из-за неприязни Стокгольма к Венгрии, все же поставил необходимую подпись под необходимым документом. Но тем не менее даже завершающие и на первый взгляд формальные шаги сопровождались нервным ожиданием и скрытой тревогой.

Судя по высказываниям шведского министра обороны Пола Йонсона, его страна уже в 2024 году потратит на оборону не менее 2% от ВВП, выполнив, таким образом, одно из самых болезненных требований, предъявляемых сейчас странам альянсам. По предварительным прогнозам, в нынешнем году этого показателя должны достигнуть 17 из 31 других членов НАТО. Кроме того, после уже окончательного вступления Швеции свои двери перед ней откроет группа ядерного планирования НАТО, которая в отличие от других комитетов альянса оставалась закрытой для шведских представителей. По мнению Магнуса Кристианссона, преподавателя Академии оборонных исследований Швеции, шведским политикам впервые предстоит серьезно задуматься о ядерном оружии не только с точки зрения разоружения, но и задач и условий его военного применения. 

В этом вопросе, исходя из заявлений министра иностранных дел Тобиаса Билльстрема, Швеция будет следовать датской и норвежской моделям, хотя в отличие от Норвегии в шведско-американском оборонном соглашении, подписанном в декабре 2023 года, не содержится прямого запрета на размещение ядерного оружия на шведской территории в мирное время. Позиция шведского правительства, таким образом, заключается в том, что в мирное время оно не видит необходимости в размещении постоянных иностранных вооруженных сил или ядерного оружия на своей территории.

В политическом спектре в настоящий момент противниками дальнейшей интеграции в НАТО остаются Левая и Зеленая партии. Они после решения венгерского парламента пообещали сфокусироваться на сопротивлении дальнейшей милитаризации Швеции. Эмма Бергингер из рядов зеленых, член комитета Риксдага по вопросам обороны, к примеру, заявила, что намерена добиваться решения о запрете размещения ядерного оружия на шведской территории как в мирное, так и в военное время. Также ее партия выступает за то, чтобы НАТО открыто объявило о ненанесении первого ядерного удара по аналогии с Индией и Китаем.

Ее коллега Ханна Гуннарссон из Левой партии обосновывают свою критику НАТО тем, что Швеции лучше сосредоточиться на развитии собственной системы «тотальной обороны», а чрезмерное следование целям военного планирования в рамках альянса может и не соответствовать потребностям безопасности страны. Кроме того, по ее мнению, географическим приоритетом шведской оборонной политики должны оставаться регион Балтийского моря и сотрудничество с другими северными государствами, но ни в коем случае не операции на Ближнем Востоке или в Африке.

Другим важным вопросом остается внутренняя трансформация Социал-демократической рабочей партии Швеции, которая долгое время являлась главным носителем идей нейтралитета и позднее неприсоединения. Если 8 марта 2022 года лидер соцдемов Магдалена Андерссон заявила о том, что «вступление Швеции в НАТО дестабилизирует обстановку в Европе», то уже к маю позиция партии качнулась в диаметрально противоположную сторону. По всей видимости, такое резкое изменение, или, используя схожее с немецким «Zeitenwende» шведское выражение «lappkast», то есть буквально разворот лыжника на 180 градусов, связано с тремя факторами. Первый заключается в том, что в представлении шведских социал-демократов свобода от альянсов вместо гарантии суверенитета превратилась в угрозу для него. Выдвинутые еще в декабре 2021 года российские проекты договора с США о гарантиях безопасности и соглашения о мерах обеспечения безопасности РФ и государств – членов НАТО были интерпретированы шведским правительством как свидетельство того, что ему больше не удастся оставаться вне конфликта великих держав и тем самым способствовать стабильности в Балтийском регионе. Во-вторых, после 24 февраля 2022 года нельзя было сохранять прежние связи с евроатлантическим сообществом, сохраняя курс на неприсоединение к нему. В Швеции осознали, что страна вынуждена «выбрать сторону». Наконец, свою роль в изменении позиции социал-демократов сыграла и более настойчивая Финляндия, которая меньше колебалась в вопросе присоединения к НАТО. Если финский экспертный доклад об изменившихся условиях для национальной безопасности был представлен 13 апреля 2022 года, более чем за месяц до подачи заявки на вступление в НАТО, то аналогичный шведский доклад был опубликован 13 мая 2022 года, то есть всего за пять дней до совместной с Финляндией подачи заявок на вступление в НАТО.

Сейчас шведские социал-демократы готовятся принять новую партийную программу, которая должна заменить текущий уже порядком устаревший документ от 2013 года. Это событие запланировано на май 2025 года, когда в Гётеборге пройдет 42-й партийный конгресс. В процессе разработки нового политического видения соцдемы уже успели подвергнуться критике не только за заимствование внешнеполитических взглядов своих правоцентристских оппонентов, но и за схожие, к примеру, с ультраправой партией «Шведские демократы» оценки иммиграции и мультикультурализма. В этом отношении они повторяют опыт датских коллег, которые сблизились с Датской народной партией для увеличения электоральной поддержки. Таким образом, доктрина шведской социал-демократии на глазах претерпевает крупную трансформацию. Швеция становится другой. Это еще один результат перемен, наступивших после 24 февраля 2022 года.  


Читайте также


Москву обвинили в использовании нелегальной миграции для подрыва ЕС

Москву обвинили в использовании нелегальной миграции для подрыва ЕС

Юрий Паниев

Восточная граница Финляндии останется закрытой на неопределенный срок

0
580
Выгодно ли Эрдогану крушение режима Асада

Выгодно ли Эрдогану крушение режима Асада

Энгин Озер

Турция может достичь сразу нескольких целей, но перспектива конфликта Израиля и Ирана все осложняет

0
1198
У Эрдогана хотят отнять победу над Асадом

У Эрдогана хотят отнять победу над Асадом

Игорь Субботин

Турецкая оппозиция борется за сирийскую повестку

0
4215
Киев активизировал борьбу с "переговорным диссидентством"

Киев активизировал борьбу с "переговорным диссидентством"

Наталья Приходко

Украинский МИД раскритиковал за "имитацию миротворчества" руководителей Венгрии и Словакии

0
4318

Другие новости