Российские миротворцы продолжают нести службу на Днестре. Фото с сайта www.mil.ru
В пятницу, 13 октября, в столице Киргизии состоялся саммит стран СНГ. А в четверг, 12-го, там же вели переговоры главы МИД стран Содружества. И в четверг, и в пятницу в Бишкеке не было министра иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова (РМ) Николае Попеску и президента РМ Майи Санду. Это объяснимо: нынешние прозападные и одновременно прорумынские власти Кишинева в ускоренном темпе готовят разрыв с Российской Федерацией, а также отрыв Молдовы от СНГ. Игнорирование всех мероприятий по линии Содружества – яркое доказательство такого разрыва. Но дело не только в этом. Сама атмосфера над Днестром ныне пропитана тревогой.
12 сентября в Кишинев неожиданно прилетела глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен. В момент, когда мир балансирует на грани новой мировой войны, визит высокопоставленного представителя коллективного Запада не предвещает ничего хорошего. Особенно в свете того, что многие опасаются новой войны на Днестре, там, где в 1992 году уже рвались снаряды и гремели выстрелы. «За последний месяц Молдова показала, как быстро она продвигается по пути реформирования страны. Нет никаких установленных сроков, это процесс, основанный на заслугах. Те, кто действительно упорно работает, могут присоединиться раньше. За последний месяц мы были впечатлены, увидев прогресс», – отметила в Кишиневе глава Еврокомиссии. Но именно за последний месяц в Молдове был нанесен удар по демократии.
Во-первых, активистам запрещенной оппозиционной и лояльной России партии «Шор» запретили баллотироваться на намеченных на 5 ноября местных выборах. И это вопреки решению Конституционного суда РМ. Во-вторых, в офисе и на квартирах активистов и руководителей другой оппозиционной партии – «Возрождение» прошли обыски в стиле маски-шоу. В-третьих, два парламентария от «Возрождения» – Александр Нестеровский и Ирина Лозован были взяты под стражу прямо в зале заседаний парламента.
И последнее: Служба информации и безопасности (СИБ) получила права блокировать неугодные интернет-ресурсы без решения суда. Кроме того, видным оппозиционным политикам – Марине Таубер и упомянутому Александру Нестеровскому – было отказано баллотироваться в мэры второго по величине города Молдовы Бельц.
За последние месяцы высшие руководители Молдовы ежедневно совершают выпады против руководства России и против самой России. От Москвы Кишинев, видимо, ждет разрыва всех отношений с Молдовой. А Москва не «оправдывает» ожиданий. 12 октября президент Молдовы выступила с очередной порцией нападок на РФ. Сначала досталось Конституционному суду Молдовы, выступившему против огульного запрета участия в выборах актива партии «Шор». Санду заявила: «К чему относится решение Конституционного суда при объявлении партии «Шор» вне закона и как это решение может защитить демократию в Республике Молдова?
Я понимаю и аргумент индивидуального наказания, но на практике это означало бы, что по каждому человеку, причастному к незаконному финансированию партии «Шор», дело будет направлено в суд, а суд вынесет решение по каждому человеку отдельно. В лучшем случае это завершилось бы через десять лет. Мы знаем, как работают суды: по делу об ограблении банка потребовалось десять лет, чтобы был определен один осужденный. Что будет за десять лет с нашей демократией, которая подвергается атаке?»
Президент Молдавии указала на страну, атакующую несуществующую демократию в РМ: «Демократия находится под атаками Российской Федерации, которая использует эти преступные группировки и через своих ставленников пытается полностью исказить демократический процесс. Мой вопрос к тем, кто проголосовал за это решение, заключается в том, как нам защитить демократические процессы. Ведь через десять лет будет уже слишком поздно спасать демократию в Республике Молдова. Невозможно играть в шахматы, когда Россия нападает на тебя с боксерской перчаткой. Мы должны быть жесткими…»
Можно сделать вывод: в Молдове устанавливается жесткая диктатура. Важно, чтобы кишиневской власти не дали команду «разморозить» конфликт на Днестре.
К визиту Урсулы фон дер Ляйен молдавские власти приняли антироссийскую стратегию национальной безопасности, после чего по окончании заседания Высшего совета безопасности президент РМ Майя Санду провела брифинг. СМИ подсчитали, что на нем она 13 раз упомянула Россию, 12 раз – Украину, 3 раза – Кремль.
В очередной раз прозвучал тезис о том, что российские войска должны покинуть территорию Молдовы в Приднестровье. Отмечено, что партнерство с США – ключевой аспект национальной стратегии безопасности Молдовы. Стране нужна современная, оснащенная армия, способная взаимодействовать с внешними партнерами.
Казалось бы, к чему требовать то, на что Москва внимание не обратит? Но это – концептуальный тезис, который заложен в основу подхода к «приднестровскому вопросу». Это суть понимания кишиневскими националистами, их румынскими шефами как реинтеграции Приднестровья, так и евроинтеграции самой Молдовы: вывести российские войска, охраняющие мир на Днестре, а затем предъявить ПМР (непризнанной Приднестровской Молдавской Республике. – «НГ») ультиматум о полной и безоговорочной капитуляции.
Недаром после самороспуска Нагорного Карабаха из Кишинева донесся призыв радикалов повторить «карабахский опыт» на берегах Днестра.
Несмотря на то что и руководство Молдовы, а также стратегия нацбезопасности страны гласят о «мирной реинтеграции» Приднестровья (которое теперь по воле кишиневских властей велено писать с маленькой буквы), все понимают: реально такая позиция прописана до того момента, пока в ПМР расквартированы российские войска. А если бы их не было? Возможно, слово «война» и не появится в официальных документах, но ведь можно придумать какую-нибудь «полицейскую операцию» по «восстановлению конституционного порядка». Примерно, как это было в 1992 году…
Пока же Приднестровье пытаются удушить экономическими методами. Готовую продукцию целого ряда приднестровских предприятий, которая должна идти в Европу, не пропускают через молдавскую таможню. Это тянется с августа. Судя по всему, заводы хотят обанкротить, людей оставить без работы, бюджет ПМР торпедировать, а в итоге спровоцировать социальный взрыв и обрушение приднестровской государственности. Эта линия усилилась с того момента, как в 2022 году торговля ПМР на восточном направлении прекратилась, а Молдова стала монополистом в деле ввоза-вывоза товаров, предназначенных для Приднестровья и его торговых партнеров.
А президент Молдовы конкретизирует кишиневскую стратегию: «Оборонный сектор игнорировался в течение последних трех десятилетий... Нам удалось увеличить бюджет на этот год, и мы приложим усилия для увеличения бюджета на последующие годы, но при этом у нас есть… поддержка со стороны США, Германии, Франции, и, конечно же, у нас есть самое важное сотрудничество со стороны Румынии, стратегическое партнерство в области обороны и безопасности».
Учитывая все вышесказанное, можно сделать однозначный вывод: наращивание нынешними властями РМ военной мощи страны направлено против России и Приднестровья. Это объективно повышает опасность новой войны на Днестре.
И слова у Кишинева в сфере нагнетания напряженности не расходятся с делами. Так, с 25 по 31 октября 2023 года в Молдове пройдут совместные учения подразделений вооруженных сил Молдовы и США. Упор – стрельбы из пехотного оружия и прыжки с парашютом. По этому поводу высказался приднестровский сопредседатель мониторящей обстановку в зоне молдо-приднестровского конфликта Объединенной контрольной комиссии Олег Беляков: «Если молдавские воинские части к чему-то готовятся, то надо прекрасно понимать: не к войне с Румынией, не к войне с Украиной. Все говорят о какой-то военной безопасности Республики Молдова. Возникает закономерный вопрос: от кого?» Наша стратегия и тактика исключительно оборонительная, мы свои Вооруженные силы готовим к защите Приднестровья. Поэтому любые действия на территории Республики Молдова, связанные с эскалацией военной опасности, нас, конечно, настораживают».
Очевидно, что ближайшие месяцы на юго-западе бывшего Советского Союза, и в частности в бывшей Советской Молдавии, будут весьма тревожными. Банкротство социально-экономической политики правящей в Кишиневе группировки, приведшее к росту тарифов на газ для населения от 7 до 10 раз, открытое подавление демократии, фактическое отсутствие свободных местных выборов 5 ноября – все это может толкнуть молдавские власти на дальнейшее нагнетание напряженности на Днестре и на рост давления на Приднестровье. Противостоять этому можно, возобновив работу переговорного формата «5+2» (Молдова, Приднестровье – стороны, РФ, Украина, ОБСЕ – посредники, ЕС и США – наблюдатели) по урегулированию конфликта.