Миротворцев РФ просят остаться в Приднестровье. Фото с сайта www.mil.ru
Обстановка вокруг Приднестровья остается тревожной и напряженной. По-прежнему украинско-приднестровская граница остается закрытой. Въезд и выезд людей и провоз товаров идет только через Молдавию. То есть Приднестровье остается в блокаде. На этом фоне хорошей новостью для приднестровцев стало известие об отказе РФ от Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Стало ясно, что Москва даже теоретически снимает вопрос о выводе российских войск из ПМР.
Тревогу вызывает то, что предотвращенные в ПМР ранее теракты, которые, по данным Министерства госбезопасности (МКГБ) Приднестровья, связаны со Службой безопасности Украины, не вызвали интерес в ЕС и США. Несмотря на то что погибнуть мог не только председательствующий в ОБСЕ министр иностранных дел Северной Македонии Буяр Османи, но и глава миссии Организации в Молдове, американский дипломат (и бывший работник посольства США в Республике Молдова (РМ) Келли Кайдерлинг. Возможно, сдвиг начал происходить 12 мая, когда в Приднестровье прибыл посол Великобритании в РМ Стивен Фишер. Он обозначил заинтересованность в ознакомлении с уликами, «подтверждающими факт подготовки предотвращенных терактов».
Еще одним тревожным фактором является заморозка переговорного формата «5+2», в котором Приднестровье и РМ являются сторонами конфликта, Россия и Украина – странами-посредниками и гарантами, ОБСЕ – посредником, а США и Евросоюз – наблюдателями. И это несмотря на многочисленные предложения Приднестровья и России возобновить полномасштабные переговоры. Есть версия, что западные кураторы не хотят переговоров, в ходе которых Кишинев взял бы на себя обязательства не препятствовать Приднестровью в свободной внешнеэкономической деятельности в соответствии с положениями еще Московского меморандума от 8 мая 1997 года. Что позволило бы ввозить в ПМР по усмотрению самих приднестровцев продовольствие, медикаменты и иные товары.
Кишинев воспринимает разумные предложения Тирасполя о диалоге как признак слабости оппонентов. И продолжает давление на Приднестровье.
Показателен такой шаг молдавских властей: парламент РМ 11 мая проголосовал во втором чтении за разрыв соглашения о вещании на территории Молдовы телекомпании «МИР». Это означает системный отрыв Молдавии от всех связей с СНГ и Россией – политических, культурных, экономических, дипломатических и прочих. Ранние заявления высших руководителей Молдовы о нежелании встречаться с российскими и приднестровскими коллегами и ездить на саммиты СНГ подтверждают это.
Анализируя все это, можно предположить, что перед Молдавией поставлена задача за год-полтора подчинить Приднестровье, выйти официально из СНГ и, что вполне возможно, разорвать или понизить до минимума дипломатические отношения с Россией. Иначе нынешние кишиневские власти не смогут сохранить статус-кво зачистить пророссийскую оппозицию в РМ.
На днях пять политических партий Молдовы, которые поддерживают прозападный курс правящей группировки, в совместном заявлении призвали к неким «смелым шагам» в отношении Приднестровья. Детали предполагаемых ими «шагов» не раскрываются, но можно предположить, что речь может идти и о нападении на Приднестровье в случае вывода из ПМР российских войск – как в виде Оперативной группы российских войск (ОГРВ), так и в лице миротворцев.
Несколько дней назад представитель ПМР в России Леонид Манаков высказался за увеличение числа российских миротворцев в зоне молдо-приднестровского конфликта. В 1992 году, после войны на Днестре, были подписаны мирные соглашения. Они четко закрепили: мир будут охранять бойцы воевавших сторон (то есть Молдавии и Приднестровья) плюс разделительная сила в лице России. Позднее к этому общему контингенту добавились 10 украинских офицеров-наблюдателей. Решение было единственно правильным, поскольку все перечисленные стороны родом из одной державы, и у всех общий менталитет. По крайней мере, был…
Но политическое урегулирование все равно не достигнуто. Опасность конфликта не снята, да и вокруг неспокойно. Между тем в документах 90-х предусматривалось, что число российских миротворцев может достигать 3100 солдат и офицеров. А сейчас их только 450. Почему?
Во времена, когда политики в РФ изо всех сил стремились понравиться Западу, они в одностороннем порядке кардинально сократили число своих же миротворцев, а заодно и ресурсы ОГРВ. Порезали немало танков, вывели боевые вертолеты, вывезли массу боеприпасов. Но главное в том, что было нарушено соглашение, в соответствии с коим сокращение миротворческих сил любой стороны может идти только через такой орган, как Объединенная контрольная комиссия, задача которой – отслеживать и контролировать ситуацию в зоне безопасности. Это сегодня обернулось соблазном атаки на Приднестровье со стороны сил, мечтающих о «смелых шагах» и «закрытии вопроса с сепаратистами».
Поэтому с юридической стороны количественное и качественное усиление российского миротворческого контингента – всего лишь возвращение к выполнению соответствующего соглашения между Молдавией и Россией.
В ближайшие недели в Молдавии пройдут мероприятия, которые никак не помогут реальному диалогу. 21 мая в столице РМ состоится националистический митинг под штампованным с конца 1980-х годов названием «Великое Национальное Собрание». На него пригласят западных дипломатов. Можно предположить, что на митинге, помимо поддержки европейского курса Молдавии, будут лозунги, призывающие к объединению с Румынией.
1 июня в РМ пройдет саммит Европейского политического сообщества, который, по открытым данным, опять-таки призван поддержать «европейские устремления» официального Кишинева. Вряд ли мы ошибемся, если предположим, что реальная цель мероприятия – обсуждение за беседами в винных подвалах мер по полному разрыву связей РМ с евразийским пространством. Вместе с Приднестровьем и Гагаузской автономией.