По итогам переговоров в Кремле китайский и российский лидеры подписали заявление об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. Фото Reuters
Итоги переговоров председателя КНР Си Цзиньпина с президентом РФ Владимиром Путиным не оставили никаких сомнений в том, что Пекин решил твердо придерживаться курса на укрепление связей с Москвой, несмотря на попытки США добиться изоляции главы российского государства на международной арене. Документы, подписанные в Кремле, подтвердили схожесть позиций лидеров двух держав по многим вопросам, показав, в частности, что они готовы совместно противостоять порядкам и ценностям, которым привержен Запад.
Такой подход зафиксирован в двух совместных заявлениях – об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия РФ и Китая, вступающих в новую эпоху, и о плане развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года.
Естественно, в России, Китае, так же как в Европе, максимальное внимание было приковано к вопросу о том, поможет ли московский саммит проложить дорогу к урегулированию кризиса в Украине. Ожидания и споры подогревались тем фактом, что МИД Китая еще 24 февраля, то есть год спустя после начала специальной военной операции, опубликовал план мира из 12 пунктов. В нем и Москва, и Киев могли найти моменты, для себя подходящие. Украину, как отмечал телеканал CNN, теоретически должен был устроить призыв Китая уважать суверенитет и территориальную целостность всех стран, а Россию – постулат о том, что безопасность одной страны не может быть достигнута за счет безопасности других стран, а региональная безопасность не может быть обеспечена за счет усиления или расширения военных блоков.
Важнейший элемент предложений – призыв прекратить огонь, начать российско-украинский прямой диалог.
Китай тщательно готовил стороны, втянутые в конфликт, а также европейские державы к публикации своей инициативы. Бывший министр иностранных дел КНР Ван И, ныне член политбюро, курирующий внешнюю политику в ЦК КПК, разъяснял предложения на конференции по безопасности в Мюнхене и в беседах с главами дипломатии европейских держав. В России Ван И встретился с Путиным.
И вот для российской стороны с приездом Си наступил момент истины. Ей предстояло без обиняков, в духе доверительных отношений между главами двух держав сказать, устраивает эта инициатива Москву или нет. Путин дал ответ. Он указал, что многие положения китайского плана созвучны российским подходам и могут быть взяты за основу для мирного урегулирования. Но тут последовала оговорка: когда к нему будут готовы на Западе и в Киеве.
А в Вашингтоне не замедлили обрушить холодный душ на пекинских разработчиков мирного плана. Госсекретарь США Энтони Блинкен сказал, что Москва и Пекин дурачат мир. На деле этот план предусматривает «замораживание» территориальных приобретений России. В Киеве отреагировали на план Китая более осторожно. Президент Украины Владимир Зеленский еще в конце февраля сказал, что хотел бы встретиться с Си Цзиньпином. Си, правда, никогда не говорил, что готов оказать Зеленскому такую честь. Но в прессе многих стран утверждают, что председатель КНР собирается поговорить с ним по телефону.
Как бы то ни было, многие эксперты как в Европе, так и в Восточной Азии признают, что план Си Цзиньпина был чрезвычайно успешным ходом, позволившим Китаю показать себя как державу, играющую роль миротворца в различных региональных конфликтах. «Мало кто ожидает, что дипломатия председателя КНР приведет к прорыву в урегулировании украинского кризиса. Но в Вашингтоне боятся, что Пекин может добиться успеха на других направлениях и завоюет доверие на мировой сцене», – пишет газета Japan Times.
Опасения в Вашингтоне отнюдь не безосновательны. Ведь Пекин путем долгих закулисных маневров сумел дать старт разрядке между давними ближневосточными соперниками – Ираном и Саудовской Аравией. Эти два нефтедобывающих государства согласились восстановить связи друг с другом, разорванные семь лет назад, и вновь открыть посольства в обеих странах. Это стало возможным благодаря тому, что Китай выступил в роли брокера и организовал встречу представителей Ирана и Саудовской Аравии в Пекине. А ведь прежде на Ближнем Востоке самым влиятельным игроком были США. Китай нанес удар по американскому престижу в регионе.
«Си Цзиньпин хочет, чтобы его как миротворца принимали всерьез. Вот в чем состоит его главный интерес, а вовсе не в том, чтобы предложить что-то конкретное для достижения мира в Украине», – говорит Роберт Дэйли, директор Wilson Center в Институте Киссинджера по Китаю. Касаясь обвинений со стороны США, будто Пекин собирается поставлять оружие России, Дэйли указывает, что это маловероятно. Китай может отказаться от этого осторожного курса только в одном случае – если под угрозой окажется положение Путина как лидера России.
Ивн Фейгенбаум, в прошлом американский чиновник, а ныне аналитик, оценивает инициативу Си примерно в таком же ключе. Китайцы заранее знали, что США отвергнут их предложение. Не рассчитывая на понимание Америки, они выступили в духе традиций пекинской оперы. В этом уникальном сценическом представлении помимо арий и речей героев очень важны фейерверки и акробатические номера.
В беседе с «НГ» Владимир Захаров, советник секретариата Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), дал совершенно иную трактовку плану Китая: «Это шаг позитивный. Его инициатива продиктована стремлением помочь мирному урегулированию на Украине».
Конечно, задача у китайской дипломатии достаточно сложная – найти полное взаимопонимание с Россией и в то же время не обострить отношения с Западной Европой, Евросоюзом – важнейшим торговым партнером Китая. А что касается региона ШОС, в частности Центральной Азии, то тут «Китай действует корректно. Он говорит, что будет содействовать ее экономическому развитию. В то же время Китай заявляет, что не выступает против силового, культурного влияния России. Тут у КНР и РФ нет никакого конфликта», заключил Захаров.
Мировая пресса уделила также большое внимание перспективам экономического взаимодействия РФ и КНР, конкретно – плану развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года. Вот что передал Bloomberg. Си Цзиньпин использовал переговоры в Москве для того, чтобы подтвердить, что Китай и Россия вместе противостоят гегемонии США. Но китайский лидер удержался от того, чтобы дать Москве обязательство покупать больше российского газа.
Отсутствие новых больших энергетических сделок или конкретики по переговорам в других областях экономического сотрудничества продемонстрировали определенные колебания Пекина. Он не хочет слишком тесного сближения с Москвой, потому что не хочет навлечь на себя новые экономические санкции. Асимметричность подходов наиболее ярко проявилась в энергетике. Кремль пообещал поставлять по меньшей мере 50 млрд куб. м газа в год в Китай к 2030 году. Это куда больше, чем Россия поставила Китаю в прошлом году по трубопроводу.
Но Пекин не дал ясного одобрения газопроводу «Сила Сибири – 2», который должен будет пройти через Монголию. Проект обсуждался, но финального согласия нет. Дело в том, что Китай хочет диверсифицировать поставки. А, как говорит Батт Одгерел, старший научный сотрудник фонда Energy Policy Research Foundation, в настоящий момент многие страны желают продавать свой газ. Это США, Катар, Австралия и Туркмения. «Для Китая это рынок покупателя, – говорит Одгерел. – Если Россия не сделает Китаю в высшей степени приятного предложения, Китай может ждать так долго, как захочет».