Ракетный комплекс РС-24 «Ярс» – основа ядерной триады России. Фото Reuters
В ходе правительственного часа в Госдуме 15 февраля глава МИДа Сергей Лавров заявил, что Россия проводит инвентаризацию всего спектра своих международных обязательств. В частности, кардинально пересматривает связи с международными организациями. Это те структуры, которые проявили «дискриминационное отношение» к РФ, в том числе приняв антироссийские резолюции.
Лавров напомнил, что Россия прекратила участие в Совете Европы (СЕ) и в Европейском суде по правам человека. По его словам, Москва хотела остаться в СЕ и в тех конвенциях, которые открыты для стран, не участвующих в этой организации. Но и там «стали предъявлять претензии, пытаясь уже в тех конвенциях ущемить наши права, принадлежащие всем странам, участвующим в этих документах».
Лавров проинформировал депутатов, что работа в этом направлении «в разгаре» – у России несколько сотен таких конвенций и договоров, некоторые из которых уже утратили актуальность. О том, что в своем нынешнем виде потерял актуальность и единственный действующий американо-российский договор в области контроля над вооружениями – Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ), – объявил в своем Послании Федеральному собранию 21 февраля президент Владимир Путин.
Этот договор был подписан президентами Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой в 2010 году сроком на 10 лет. За два дня до его истечения в феврале 2021 года ДСНВ был продлен еще на пять лет Владимиром Путиным и Джозефом Байденом, но фактически продержался только два года. Документ ограничивает максимальное число развернутых ядерных боеголовок до 1550 (что почти на 30% меньше, чем предыдущий «потолок»), число их носителей и пусковых установок до 800, запрещает странам размещать стратегическое ядерное оружие за пределами своих территорий, обязывает не скрывать ядерные арсеналы от средств разведки. Оптимистические высказывания в 2010 году сводились к утверждению, что главным достижением ДСНВ было восстановление и улучшение системы инспекций и принципа открытости обмена данными, которая существовала между Россией и США с 1991 года, в период разрядки напряженности. По факту заявление Путина ставит точку в этом обмене.
Впрочем, президент подчеркнул, что Россия не полностью выходит из ДСНВ, а только приостанавливает свое участие. «НАТО фактически сделало заявку, чтобы стать участником Договора о стратегических наступательных вооружениях, – сказал президент. – Такая постановка давно назрела». Ведь ядерные арсеналы есть не только у США, но и у Великобритании и Франции, и тоже направлены против России.
По словам Путина, ДСНВ был заключен совсем в других условиях, когда Россия и США не воспринимали друг друга как соперников. Теперь США выдвигают России ультиматумы, а требование договора об инспекциях российских ядерных объектов в нынешних обстоятельствах превращается в «театр абсурда».
Развивая свою мысль, Путин сказал: «Нам известно, что Запад прямо причастен к попыткам киевского режима нанести удары по базам нашей стратегической авиации. Использованные для этого беспилотники были оснащены и модернизированы при содействии натовских специалистов. И вот теперь они хотят еще и осматривать наши оборонные объекты? В условиях сегодняшнего противостояния это звучит как какой-то бред просто». При этом России, как следует из выступления президента, проводить инспекции в рамках этого договора на территории США не дают.
Но условия пересмотра решения по ДСНВ Путин сформулировал достаточно расплывчато: «Прежде чем вернуться к обсуждению этого вопроса, мы должны для себя понять, на что все-таки претендуют такие страны Североатлантического альянса, как Франция и Великобритания, и как мы будем учитывать их стратегические арсеналы, то есть совокупный ударный потенциал НАТО».
В выпущенном в тот же день заявлении МИДа говорится, на каких условиях Москва может пересмотреть свое решение: «Для этого в Вашингтоне должны проявить политическую волю, предпринять добросовестные усилия в целях общей деэскалации и создания условий для возобновления полноформатного функционирования договора и соответственно всестороннего обеспечения его жизнеспособности». До тех пор пока США эти требования не выполнят, любые шаги Москвы навстречу Вашингтону в контексте ДСНВ «абсолютно исключены».
Смысл и возможные последствия приостановки участия Москвы в ДСНВ вызвали негативную реакцию в США, НАТО, Евросоюзе. Байден в интервью ABC News назвал решение Путина большой ошибкой. Госсекретарь Энтони Блинкен посчитал решение безответственным и вызывающим глубокое сожаление. При этом объявлять о зеркальной приостановке договора он не стал и даже подчеркнул, что США готовы в любое время вернуться к диалогу об ограничении стратегических вооружений – независимо от того, что происходит в мире или в российско-американских отношениях. В то же время Блинкен пообещал, что США будут внимательно следить за действиями России в связи с приостановкой ДНСВ и «принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности нашей страны и наших союзников».
Генсек НАТО Йенс Столтенберг призвал российские власти вернуться к соблюдению ДСНВ, обвинив Москву в «ликвидации всей архитектуры контроля над вооружениями». «Ситуация, в которой оружия становится больше, а контроля над вооружениями – меньше, делает мир более опасным местом», – предупредил он.
Тем временем Государственная дума и Совет Федерации 22 февраля единогласно одобрили внесенный накануне Путиным законопроект о приостановке участия России в ДСНВ. Замминистра иностранных дел Сергей Рябков, представляя документ на рассмотрение депутатов Госдумы, которые, кстати, за несколько дней до этого единогласно приняли закон о прекращении действия Устава Совета Европы в отношении России и 20 договоров между Москвой и СЕ, сказал, что «все принципиальные оценки и соображения на этот счет изложены в тексте Послания».
Дипломат добавил, что «политика США направлена на фундаментальный подрыв национальной безопасности России, это прямо противоречит закрепленным в договоре положениям, и по большому счету ситуация радикальнейшим образом изменилась по сравнению с тем периодом, когда договор вырабатывался и заключался». Аргументы Москвы, по словам Рябкова, «неоднократно доводились до американской стороны, тем не менее злонамеренная политика по подрыву безопасности России Вашингтоном продолжается и ставки в развязанной против нашей страны тотальной гибридной войне американцами повышаются».
Выступая в тот же день в Совете Федерации, решение о приостановке участия России в ДСНВ Рябков назвал «тяжелым, но единственно возможным».
Если решение о приостановлении участия России в ДСНВ прозвучало чуть ли не главной новостью в рамках Послания к Федеральному собранию, то отмена Путиным своего указа 2012 года «О мерах по реализации внешнеполитического курса РФ» оказалась практически незамеченной. В новом указе, который вступил в силу 21 февраля, отмечается, что решение принято в целях «обеспечения национальных интересов России в связи с глубокими изменениями, происходящими в международных отношениях».
Тогда как в указе почти 11-летней давности говорилось, что внешняя политика России направлена на обеспечение ее национальных интересов на основе принципов прагматизма, открытости и многовекторности. Документ предполагал последовательную реализацию ДСНВ с США, развитие отношений с НАТО и Евросоюзом. В соответствии с указом МИДу и федеральным органам власти было поручено укреплять позиции России как равноправного партнера на мировых рынках, твердо отстаивать центральную роль ООН в мировых делах и «основополагающие принципы Устава ООН, которые требуют развивать дружественные отношения между государствами на основе равноправия, уважения их суверенитета и территориальной целостности». Также внешнеполитический курс РФ был направлен на содействие международным усилиям по противодействию глобальным вызовам и угрозам, включая опасность распространения оружия массового уничтожения, международный терроризм и региональные конфликты.
Каким будет новый курс России, станет понятно после публикации обновленной Концепции внешней политики, работу над которой МИД обещает завершить в ближайшее время.