0
13209
Газета Печатная версия

12.02.2023 17:26:00

Черный континент нужен всем

Сотрудничество России со странами Африки носит пока нишевой и точечный характер

Леонид Фитуни

Об авторе: Леонид Леонидович Фитуни – член-корреспондент РАН, заместитель директора Института Африки РАН, доктор экономических наук, профессор

Тэги: африка, рф, лавров, двустороннее сотрудничество, экономика, китай, запад, глобальная конфронтация

Все статьи по теме "Санкционные войны"

африка, рф, лавров, двустороннее сотрудничество, экономика, китай, запад, глобальная конфронтация Главы МИД РФ и ЮАР убеждены, что у Москвы имеется огромный потенциал для работы в Африке. Фото Reuters

Судя по началу, нынешний год может запомниться в истории как второй Год Африки по аналогии с годом 1960-м. Тогда европейское колониальное ярмо сбросили сразу 17 государств континента, а коллективный голос независимой Африки впервые в истории превратился в важный фактор, влияющий на международный расклад сил и принятие решений на мировой дипломатической арене.

Сегодня в условиях беспрецедентного обострения глобальной конфронтации политический вес теперь уже 54 независимых государств континента, составляющих вместе почти треть голосующих членов ООН, их ресурсный потенциал и стратегическая значимость многократно возросли. Из ведущих мировых держав в африканские столицы зачастили многочисленные делегации высокого уровня в надежде склонить на свою сторону или удержать симпатии своих партнеров на континенте.

Россия в этом плане не отстает от конкурентов. Тем более что на лето нынешнего года намечено проведение Второго саммита и делового форума Россия–Африка. Первый саммит с успехом прошел в 2019 году в Сочи, на нем присутствовали представители 43 африканских стран, в том числе высшие руководители почти 40 из них. Это ясно продемонстрировало то значение, которое африканцы придают развитию связей с нашей страной, желание углублять их.

Повторить успех сочинского саммита – непростая задача. США и их союзники активно пытаются отговорить африканцев от сотрудничества с Москвой. После февраля 2022 года Вашингтон был явно обескуражен стойким нежеланием Африки публично осуждать Кремль и присоединяться к антироссийским санкциям. Ставки в битве за симпатии Черного континента, поддержку и солидарность африканцев резко выросли.

С начала года российский министр иностранных дел Сергей Лавров дважды совершил турне по странам Африки. В ходе первого он посетил ЮАР, Эсватини, Анголу и Эритрею, а во второй раз – Мали, Мавританию и Судан. До этого, летом 2022 года, глава российской дипломатии побывал в Египте, Эфиопии, Демократической Республике Конго и Уганде. А в январе 2023 года переговоры глав МИД АРЕ и РФ состоялись в российской столице.

В центре переговоров с африканскими партнерами – вопросы двустороннего сотрудничества и предстоящий второй саммит. По итогам визитов Москва обобщает мнения и предложения, поступающие от африканских стран в контексте формирования детализированной повестки дня саммита. Сейчас запланированы четыре крупных блока: продовольственная и энергетическая безопасность, передача технологий, здравоохранение. Для России это области, где наше взаимодействие может быть особенно эффективным и зримым, для Африки все четыре – неотложные приоритеты. С учетом того, что темпы развития целого ряда африканских стран сегодня одни из самых высоких в мире, вопрос технологического сотрудничества имеет особое значение. Для нашей же страны это важный резерв наращивания несырьевого экспорта.

По словам Лаврова, во всех странах, где проходило турне, прозвучали «совпадающие оценки положения дел в сфере экономики. Прежде всего с точки зрения растущего желания стран Африки и Африканского союза сбрасывать негативные последствия колониального прошлого, которые до сих пор весьма дают о себе знать. Готовящиеся договоренности к саммиту будут обобщены в политической декларации в плане действий на 2024–2026 гг.».

Объективности ради стоит признать, что дорога к саммиту не всегда ровная и гладкая. Белый дом и его союзники, прежде всего былые европейские хозяева африканских колоний, разработали систему скоординированных мер по воспрепятствованию успешному проведению саммита. В ход идут и посулы, и угрозы, и шантаж. Для некоторых стран это давление стало испытанием их возможностей отстаивать свой суверенитет и самостоятельный политический выбор. К формированию негативного фона подключены крупнейшие западные СМИ. На ближайшие полгода сверхзадача – доказать снижение поддержки и понимания Африкой позиции России по ключевым вопросам сегодняшней мировой повестки дня, а на более отдаленную перспективу – и вовсе вытеснение Москвы из этого стратегически важного, перспективного и богатого ресурсами региона.

Вдогонку за российским министром Вашингтон неизменно шлет в африканские столицы своих эмиссаров с целью снизить эффект от состоявшихся встреч. Летом 2022 года серия таких «поствизитов» госсекретаря США Энтони Блинкена закончилась провалом. С начала нынешнего года сразу несколько высокопоставленных чиновников были отправлены в Африку для «нейтрализации русского влияния». Министр финансов США Джанет Йеллен посетила Замбию, Сенегал и ЮАР, а постпред США при ООН Линда Томас-Гринфилд была командирована в Гану, Мозамбик и Кению. Хотя желанной «нейтрализации» не произошло, но следует признать, что по некоторым тактическим моментам вставление палок в колеса россиянам было не столь безуспешным, как у Блинкена несколькими месяцами ранее.

В целом, однако, позиции России на континенте остаются достаточно уверенными. Более того, в чисто географическом плане ареал стран, настроенных на более тесное сотрудничество с Москвой, последовательно расширяется. В некоторых областях, например, борьбы с терроризмом, укрепления внутренней безопасности и территориальной целостности африканских стран оно стало уникальным по степени эффективности и столь важному для небогатых стран соотношению затраты–результат.

По всей протяженности Сахельской зоны от Мали на западе континента до Судана на востоке все больше стран выражают желание усилить сотрудничество в данной области. Это пугает Запад, особенно некоторые бывшие метрополии, которые до сих пор рассматривают континент как свой неоколониальный «сундучок», полный дорогих и полезных вещей, который можно свободно опустошать себе во благо. Впрочем, в стратегическом, а не в тактическом плане Запад видит большую опасность в укреплении в Африке позиций Пекина, а не Москвы. Хотя суммарно экономические позиции стран Запада на континенте все еще превосходят китайские, Пекин, заняв первое место по объемам товарооборота и новым инвестициям, уже более десятилетия выступает как динамичный и неуклонно расширяющий свое влияние хозяйственный и политический партнер Африки номер один. Этот процесс глубоко продуман и поставлен на плановые рельсы, что дает практический эффект.

Вот уже 33 года сменяющие друг друга министры иностранных дел Китая начинают в январе годовой цикл своих официальных международных визитов с длительного турне по Африке, посещая обычно четыре-шесть стран. В 2023 году вояж нового главы МИД КНР Цинь Гана включал встречи на высшем уровне в Эфиопии, Габоне, Анголе, Бенине, Египте, а также в штаб-квартирах Африканского союза и Лиги арабских государств.

Пекин трезво оценивает реальную значимость разностороннего сотрудничества с континентом, которому, как в прошлом признал один из руководителей китайских внешнеэкономических ведомств, обязан «20% своего экономического взлета».

В рамках сдерживания России и Китая Запад пытается представить политику двух государств как противоречащую интересам народов континента. Активно распространяются утверждения о «долговой ловушке» Пекина для африканцев. В ходе визита в Эфиопию Цинь Ган назвал эти утверждения словесной западней, напомнив, что примерно 75% долга стран Африки, подлежащего реструктуризации, имеет отношение к многосторонним финансовым организациям и коммерческим кредиторам и что китайско-африканское сотрудничество по финансовой линии главным образом связано с инфраструктурным строительством и сферой производства. Оно нацелено на усиление потенциала, необходимого для самостоятельного устойчивого развития Африки.

В отличие от Запада, учитывая реальную степень вовлеченности на континенте, с Россией у Китая в Африке нет значимых противоречий. В сравнении с гигантским объемом отлаженных и комплексных экономических, политических, культурных, партийных и иных связей КНР со странами региона участие России носит пока что нишевой и точечный характер. Лишь в последние несколько лет усилия Москвы на африканском направлении стали приобретать форму продуманной и последовательно осуществляемой стратегии. Важной вехой на пути ее реализации призван стать запланированный на июль 2023 года второй саммит и деловой форум «Россия–Африка». 


Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1298
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1569
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1521
"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

Наталья Приходко

В Киеве накануне уверяли в обеспечении необходимого финансирования на год вперед

0
1620

Другие новости