Министр финансов Cаудовской Аравии рассказал на Давосском форуме, что цель королевства – наводить мосты между конфликтующими по тем или иным причинам странами. Фото со страницы Давосского форума в Flickr
Решение ОПЕК+ о сокращении добычи нефти, принятое в октябре 2022 года с участием лидера объединения, Саудовской Аравии вопреки сильнейшему давлению Вашингтона – не случайный эпизод во внешней политике Эр-Рияда. Благоприятные последствия этого решения, видимо, послужили для саудовских руководителей аргументами в пользу того, чтобы сделать обеспечение стабильности не только рынка нефти, но и всей мировой экономики приоритетом своей внешней политики.
Еще в самом начале радикальных социально-экономических реформ наследный принц Мухаммед бин Сальман заявил, что их цель состоит в том, чтобы «направить страну на правильный курс ради саудовского народа, ради региона и ради всего мира». О заинтересованности в сохранении стабильности мирового хозяйства неоднократно заявлял и сам король Сальман.
Для страны, благополучие которой напрямую зависит от состояния глобальной экономики, эта позиция вполне логична. Любое проявление нестабильности, любой, не только топливный кризис делает непредсказуемыми перспективы ее развития, а следовательно, и непредсказуемыми потребности рынка в поставках нефти. Предшествующие мировые кризисы на рынке энергоресурсов, например 2014–2016 годов, принесли королевству убытки в сотни миллиардов долларов и даже ставили его на грань банкротства. Поэтому забота Эр-Рияда о стабильности мировой экономики – это в то же время забота о собственных национальных интересах.
Осознание этой истины и сделанные на ее основе практические выводы – проявление позитивного подхода руководителей Саудовской Аравии к решению мировых проблем. Далеко не все их предшественники понимали эту простую истину и строили внешнюю политику на ее основе.→
По сути дела, саудовские власти, пока не объявляя об этом публично, в одностороннем порядке взяли на себя обязательство быть на страже экономической стабильности в мире путем поддержания диалога между крупнейшими державами, используя свое влияние на энергетических и финансовых рынках, а также давние связи с США и Европой, с одной стороны, и установившиеся в последние годы тесные отношения с Россией и Китаем – с другой.
Впервые о намерении Эр-Рияда поддерживать стабильность мировой экономики сообщил министр финансов Cаудовской Аравии Мухаммед Джадаан, выступая недавно на Давосском экономическом форуме. «Цель Саудовской Аравии – наводить мосты, быть силой общения и способствовать общению, будь то между Китаем и США и Европой или между другими странами, – цитирует министра Arab News. – Мы играем свою роль во всем мире, и вы можете рассчитывать на то, что Саудовская Аравия продолжит усилия в этом направлении». Королевство, по его словам, стремится находить коллективные решения проблем продовольственной и энергетической безопасности. То есть безопасности в тех областях, где риск нарушения баланса наиболее велик.
Пример деятельности в защиту стабильности мировой экономики Эр-Рияд продемонстрировал, когда поставил интересы сбалансированности нефтяного рынка выше интересов своего «исторического партнера» – США, приняв вопреки его настойчивым требованиям решение не только не повышать, но и значительно снизить уровень добычи, а следовательно, и поставок сырой нефти на мировой рынок.
Его выбор заключался в следующем: удовлетворить эгоистические интересы президента США Джозефа Байдена, обвалив цены на нефть или с учетом спада глобальной экономики снизить уровень добычи сырца, создав баланс спроса и предложения, а следовательно, и стабильность энергетического рынка и мирового хозяйства. Взвесив все обстоятельства, саудовцы вместе с другими членами ОПЕК+, включая Россию, приняли решение не уступать давлению США и пойти на резкое снижение добычи, рискуя навлечь немилость Вашингтона. После его принятия королевство было предсказуемо обвинено Вашингтоном в «нелояльности» и «потворничестве» России.
Возможно, чтобы избежать в дальнейшем подобных обвинений, саудовские власти посчитали нужным сообщить, что поддержание стабильности мировой экономики стало одним из принципов внешней политики королевства. Хотя надо признать, что в данном случае интересы Саудовской Аравии действительно совпадают с интересами России как крупнейшего производителя и поставщика нефти.
Саудовский министр упомянул также о заинтересованности его страны в стабильности мирового продовольственного рынка. И здесь интересы Саудовской Аравии и России объективно совпадают. России – как производителя и поставщика продовольствия, а Саудовской Аравии – как крупнейшего покупателя продуктов питания. И хотя речь идет о разных видах заинтересованности, это им помогает по отдельности и сообща добиваться решения возникающих проблем. Поэтому Россия может только приветствовать независимый курс Саудовской Аравии на стабильность мировой экономики. И если эти усилия Эр-Рияда будут настолько же успешны, как и усилия по сохранению баланса на мировом рынке нефти, то они станут примером для других государств.