0
18721
Газета Печатная версия

12.02.2023 18:29:00

Таджикистан: время пересмотреть "Стратегию-2030" или забыть о ней

К 2030 году республика должна избавиться от бедности

Андрей Захватов

Об авторе: Андрей Васильевич Захватов – эксперт по Таджикистану.

Тэги: таджикистан, национальная стратегия, пенсия, бедность, кредиты, гуманитарная помощь


таджикистан, национальная стратегия, пенсия, бедность, кредиты, гуманитарная помощь На базарах в Средней Азии есть что предложить покупателям, но цены кусаются. Фото РИА Новости

В декабре 2016 года нижняя палата парламента Таджикистана приняла «Национальную Стратегию развития Республики Таджикистан на период до 2030 года». Для ее разработки пригласили 104 экономиста и эксперта, неназванных «партнеров по развитию», сотрудников министерств, комитетов и агентств, а также международные организации. Документ был утвержден на уровне 118,1 млрд долл. Как долго разрабатывалась стратегия и сколько стоила разработка – такой информации нет.

Правительство Таджикистана одобрило проект закона о государственном бюджете республики на 2016 год в объеме 18 млрд 306 млн сомони (2,8 млрд долл.), об этом сообщалось в СМИ. В сравнении с годовым бюджетом 2,8 млрд долл. деньги на стратегию были заложены не просто большие, а очень большие. При этом колебания курсов мировых валют, а также прогноз курсов в расчет как-то не брались.

Самые большие вложения в стратегию – деньги бюджета 56,1 млрд долл. Частный сектор вложит 54,7 млрд долл., а «партнеры по развитию» вложат 7,3 млрд. «Не круглые» цифры должны были, вероятно, убеждать в том, что проекты развития детально подсчитаны и министерствам остается только следить за выполнением планов.

Все эксперты, читавшие документ, отмечают совершенно верные цели до 2030 года. Среди них главные – обеспечение энергетической безопасности, выход из коммуникационного тупика, обеспечение продовольственной безопасности и расширение продуктивной занятости. Однако планка достижений в экономике была установлена очень высоко, и, несмотря на поиск в богатых странах наибольших инвестиций первыми лицами, успех этих поисков был незначительным.

В числе главных целевых индикаторов стратегии – уровень бедности. К 2030 году уровень крайней бедности, который в 2015 году составлял 15,7%, должен быть снижен к 2030 году до 0%. Уровень бедности в 2015 году с 31% задумано снизить до 15%. Но тут дело вот в чем. С точностью до одной десятой можно замерить температуру воздуха и деньги в кошельке пенсионера. Но указать отношение средней пенсии к 1 кг мяса по годам в качестве целевого индикатора не предложил никто. И для замера уровня бедности вряд ли кто-то будет ходить по домам с карандашом, и вряд ли это можно проверить. Сколько напишут чиновники – так и будет.

Как ожидается в стратегии, доля среднего класса должна вырасти с 22,4 в 2015 году до 50% в 2030 году. Но, по данным «НГ» от 25 июля 2022 года, доля среднего класса в России составляла только 11,5% семей, причем исследователей трудно заподозрить в том, что эти цифры появились в зависимости от достатка тех, кто их пишет. Однако сравнивать Таджикистан и Россию нельзя – если доходы разные, то и процент среднего класса тоже разный.

Тем не менее еще в начале 2017 года ряд экспертов выразили сомнения в реальности заявленных цифр. Кое-кто даже сомневался – нет ли в цифрах опечатки. А к февралю 2023 года, после истечения почти половины срока действия стратегии, сомнения только окрепли, и вот почему.

Если разделить 118,1 млрд долл. на 14 лет (с 2017 до 2030 года), то в среднем в год получится 8,43 млрд долл. – в разы выше годового госбюджета. Деление суммы частных инвестиций – 54,7 млрд долл. на 14 лет показывает, что начиная с 2017 года плановый объем вложений в развитие частными лицами должен составлять в среднем 3,91 млрд долл. в год. Но если имелись в виду денежные переводы мигрантов, то эти деньги высылаются в значительной мере на свадьбы, на питание родственников. И даже с учетом денежных переводов трудовых мигрантов из всех стран, где они трудятся, таких денег, сопоставимых с затратами на завершение стройки Рогунской ГЭС, не хватит.

Таджикистану существенно помогает Азиатский банк развития (АБР). Судя по информации самого АБР, банк сотрудничает с Таджикистаном с 1998 года и за 25 лет выделил стране 2,5 млрд долл. – льготные кредиты, безвозвратные гранты и на техническую помощь. Тоже немного.

В середине января 2023 года Таджикистаном и Международной ассоциацией развития подписано соглашение на 116,5 млн долл., но и это не те деньги, которых должно хватить. И даже не вдаваясь в детали курса таджикской валюты сомони и российского рубля к доллару (о долларах в публичном поле с 2017 года как-то сразу забыли), надо заметить, что реальных вложений в развитие и подтверждающих цифр – совершенно не много.

Изначально «Стратегию-2030» планировалось реализовать в три этапа. Первый охватывал период с 2016 по 2020 год и предусматривал переход к новой модели экономического роста. В его основу был положен рост экономики, основанный на инвестициях и экспорте, а также импортозамещении. Второй этап (2021–2025 годы) предусматривал ускоренное развитие, основанное на инвестициях. И на третьем этапе (2026–2030 годы) должна завершиться ускоренная индустриализация и быть создан потенциал для развития на основе знаний и инноваций.

Между тем насколько успешно завершен первый этап и как выполняется второй – найти это в публикациях в СМИ и принять на веру весьма сложно. Точно так же, как и принять на веру статьи с одной победной цифрой – о том, что разные программы – это часть «Стратегии-2030», и выполняются они на «отлично». Поэтому ответить на вопрос, будет ли набран 118,1 млрд долл., проблематично.

Тем не менее в мае 2017 года «Стратегию-2030» презентовали в Пекине на круглом столе Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в котором приняло участие более 50 представителей науки, дипломаты и бизнесмены. Прошли презентации в министерствах, ведомствах и международных организациях Таджикистана. В сентябре 2017 года «Стратегию-2030» обсудили в Нью-Йорке с заместителем генерального секретаря ООН по социальным и экономическим вопросам Лиу Женьминь. Информационную поддержку стратегии оказал и московский Центр Льва Гумилева. Стратегия на 100% получила поддержку и пиар. Но за словами о ежегодном расцвете страны критические голоса ведущих политологов вряд ли были замечены.

Однако еще в конце 2016 года таджикский политолог Парвиз Муллоджанов в интервью Центральноазиатскому бюро аналитической журналистики CABAR.asia заявил: «Пока мы не улучшим свои международные рейтинги, таких денег (а это больше 9 млрд долл. в год, если считать до 2030 года) международные финансовые институты нам не дадут». Касаясь денег, Парвиз Муллоджанов заметил: «Каких-то особых новых идей, кроме как новой цифры в 118 млрд, я не заметил. И то неясно, как и каким образом проводили подсчет и определили, обосновали именно эту цифру». С коллегой согласен эксперт Хурсанд Хуррамов: «В условиях, когда бюджет республики составляет чуть более 3 млрд долл., привлечение указанной суммы является совершенно нереалистичным».

Тем временем Таджикистан продолжал строительство парков, площадей и монументов, продолжал осваивать деньги на конференции и поездки, но назвать это развитием сложно. И даже если в объемы финансирования включить небывалый ранее объем гуманитарной помощи в 2022 году – 141 млн долл., все равно не хватает. Поэтому простым людям непонятно, как парки и монументы на фоне ежегодного роста цен на мясо влияют на содержимое их холодильников (если там на самом деле что-то лежит).

Конечно, автору статьи, как и любому наблюдателю, хочется верить в заявленные цифры и получить ответы на все вопросы, но дождаться ответов вряд ли получится. Никаких поправок в цифры «Стратегии-2030» до сих пор нет. И в послании президента к Маджлиси Оли (парламенту республики) на 2023 год – нет. Поэтому может сложиться впечатление, что документ создан лишь для внутреннего использования. Однако, изучая таджикские СМИ, можно видеть, что в Таджикистане все же стараются развиваться, хотя с 2022 года обстановка в мире сложилась совершенно не для развития. Поэтому возникают вопросы – может быть, пришло время пересмотреть «Стратегию-2030»? Или лучше забыть о ней как о ненужном документе? 


Читайте также


Кишинев хочет заработать на гуманитарном российском газе для Приднестровья

Кишинев хочет заработать на гуманитарном российском газе для Приднестровья

Светлана Гамова

Тирасполь может оплатить поставки голубого топлива госкомпании Молдавии

0
2256
Таджикистан и Иран упразднили визы

Таджикистан и Иран упразднили визы

Виктория Панфилова

Душанбе предложил Тегерану очень привлекательные инвестиционные условия

0
4921
Таджикистан рассекретил данные о месторождении золота и вольфрама

Таджикистан рассекретил данные о месторождении золота и вольфрама

Виктория Панфилова

Президент Ирана летит в Душанбе на фоне ослабления влияния Тегерана на Ближнем Востоке

0
5129
Узбекистан, Киргизия и Таджикистан закончили территориальные споры

Узбекистан, Киргизия и Таджикистан закончили территориальные споры

Виктория Панфилова

Премьер-министры трех стран заявили о возобновлении экономических связей

0
4549

Другие новости