Комментаторы гадают, о чем договорились Дмитрий Медведев и Си Цзиньпин. Фото Sputnik/Reuters
Замглавы Совбеза РФ Дмитрий Медведев снова стал ньюсмейкером в китайских и других зарубежных СМИ. Его визит в Пекин на минувшей неделе и встреча с председателем КНР, генсеком КПК Си Цзиньпином вызвала многочисленные отклики. Комментаторы, конечно, не упустили из виду, что приглашение Медведеву, возглавляющему партию «Единая Россия», направила Коммунистическая партия Китая. Как подчеркнуло государственное агентство «Синьхуа», общение между двумя партиями идет долгое время и стало каналом и платформой для укрепления взаимного доверия.
А по мнению комментаторов в Гонконге, Медведев, высокопоставленный российский чиновник, был приглашен в Пекин только после того, как состоялся в октябре съезд Коммунистической партии и пленум ЦК, утвердивший назначение Си на пост генсека на третий срок. Это на первый взгляд нюанс. Но он показывает, сколь тщательно следят в КПК за тем, чтобы в межпартийных связях не было никаких отклонений от протокола.
Reuters, который назвал вояж неожиданным, тоже обратил внимание на то, что он состоялся в рамках сотрудничества между правящими партиями двух стран. Но, как следует из дальнейшего комментария агентства, межпартийные контакты не стали главной темой переговоров. Россия ускорила поворот в сторону Пекина после того, как она подверглась санкциям Запада за Украину. Россия ищет более тесных экономических, политических и военных связей с КНР, чтобы компенсировать потери от рестрикций в области поставок нефти, газа и доступа к технологиям. Для Москвы Си – это потенциальный союзник в антизападной коалиции.
Но получил ли гость какие-либо конкретные предложения от Пекина на этот счет? Тут солидные западные СМИ вынуждены ограничивать себя только ссылками на высказывания участников встречи. Цитируются слова Медведева о том, что обсуждалось сотрудничество в экономике и промышленности, а также конфликт в Украине. Итоги переговоров остаются загадкой.
Тем не менее из сообщений как западных, так и российских медиа вырисовывается картина того, как КНР вопреки своему желанию вынуждена ограничивать связи китайских компаний с Россией в ряде отраслей, для того чтобы уберечь их от санкций США и союзников. Это касается прежде всего нефтяной сферы. После установки потолка цен российские компании, занятые танкерными перевозками, получают отказы от иностранных, в том числе китайских партнеров. Это касается и страховых услуг. Как передал Bloomberg, перевозить нефть из России перестала китайская China Cosco Shipping, самый крупный оператор морских перевозок в мире.
Огромному давлению подвергается и российский финансовый сектор. Глава банка «Открытие» Михаил Задорнов рассказал РБК, что банки КНР не сотрудничают с российскими банками, попавшими под санкции. «Китайские банки полностью соблюдают все санкционные ограничения, установленные американским Минфином», – сказал он. Как видно из слов Задорного, россияне часть своих сбережений в долларах, евро и фунтах перевели либо в рубли, либо в наличные, либо за границу. Происходит чистый отток капитала из страны. А спрос на юань не может сгладить этот эффект, поскольку китайские банки соблюдают санкции.
Зарубежные наблюдатели также напоминают, что Медведев раньше был президентом РФ, премьером РФ и главой совета директоров «Газпрома». Для Москвы сейчас самое важное – как увеличить поставки углеводородов и другого сырья в Китай. Для обсуждения столь важных тем обмен мнениями по видеосвязи не всегда подходит. Возможно, поэтому и понадобилось устроить беседу с глазу на глаз.
Как раз сейчас вводятся новые мощности для поставок газа по линии газопровода «Сила Сибири». По какой цене Китай будет получать этот дополнительный газ, неизвестно. Но очевидно, что все карты на руках у китайцев. С другой стороны, соблюдая западные санкции, они ведут торгово-экономические связи с Россией по принципу «все, что не запрещено, то можно». И это позволяет наращивать двусторонний торговый оборот. За 11 месяцев нынешнего года товарооборот между двумя странами вырос до 172,4 млрд долл. По данным КНР, Россия обогнала других партнеров Китая по темпам роста торговли. В прошлом году торговля выросла на 35,8%. Пекин и Москва поставили задачу к 2024 году довести товарооборот до 200 млрд долл.
Все же масштабы торговли с Евросоюзом, как и с США, у Китая неизмеримо более значительные, чем с Россией.
Несмотря на вводимые Вашингтоном запреты на передачу Китаю новейших чипов, оборудования для их производства и другие ограничения, Пекин стремится сохранить к ним доступ, насколько возможно. Все это объясняет, как утверждает New York Times, почему КНР остается важным, но в основном молчаливым противовесом давлению Запада на Кремль. В то время как Россия безоговорочно поддерживает претензии Китая на воссоединение Тайваня с материком, Пекин не признал присоединения Крыма к России, так же как и присоединения новых украинских территорий. Позиция Пекина, как постоянно напоминает МИД КНР, состоит в том, что он выступает за суверенитет и территориальную целостность всех государств.
Как говорит Юнь Сунь, директор китайской программы в Stimson Center в Вашингтоне, «Россия старается изобразить отношения с Китаем в более благоприятном свете, чем они существуют в реальности. Русские попали в отчаянное положение. А Китай вовсе не помогает в той степени, в которой они хотят».
Правда, Си сказал Медведеву, что российско-китайские отношения выдержали испытания в период, когда на международной арене происходят изменения, подчеркнув, что партнерство – это стратегический выбор двух стран.
Но все же ключевым вопросом на встрече была Украина. И как Си сформулировал свою позицию? Обратимся к отчету, опубликованному газетой «Жэньминь жибао», центральным органом ЦК КПК. Китайская сторона, подчеркнул генсек, «всегда определяла свою позицию и политику в соответствии с существом самого вопроса, отстаивала объективную и справедливую позицию, активно настаивала на примирении и проведении переговоров. Китай призывает заинтересованные стороны сохранять разум и сдержанность, провести всеобъемлющий диалог и использовать политические методы, чтобы решить волнующие их вопросы в сфере безопасности».
Заключительная часть этого назидательного совета очевидна: нужно сохранить сдержанность, начать переговоры. Но тезис о необходимости быть объективным, учитывать существо вопроса – это тонкий намек на толстые обстоятельства. Специальная военная операция (СВО) была начата без учета реалий, нужно ее сворачивать.