0
9331
Газета Печатная версия

11.12.2022 17:40:00

Кишинев остается на прозападной и прорумынской позиции

Возобладает ли здравый смысл в отношениях между Молдавией и Приднестровьем?

Андрей Сафонов

Об авторе: Андрей Михайлович Сафонов – политолог (г. Тирасполь).

Тэги: молдавия, приднестровье, грэс, соглашения, газпром, молдовагаз, ес, румыния


молдавия, приднестровье, грэс, соглашения, газпром, молдовагаз, ес, румыния ГРЭС в Приднестровье полностью обеспечивает электроэнергией Молдавию. Фото с сайта www.omega-gc.ru

На прошлой неделе, когда конфронтация между Республикой Молдова (РМ) и Приднестровской Молдавской республикой (непризнанная республика. – «НГ») стала выглядеть тревожно и опасно, из сгустившихся политических туч проглянул лучик надежды.

Были подписаны соглашения. Первое – между российским «Газпромом» и кишиневским АО «Молдовагаз». По документу все объемы газа из России – а это 5,7 млн куб. м в день – идут теперь только в Приднестровье. Молдова же закупает газ непонятно откуда, но не из России. Это позволило некоторым молдавским политикам заявить, что страна «избавилась от зависимости от Кремля».

Второе соглашение подписано между Молдавской ГРЭС, расположенной в приднестровском городе Днестровске, и Кишиневом. По этому договору МГРЭС возобновляет поставки недорогой электроэнергии в Молдову (примерно на 70% от общего объема нужд РМ). Приднестровье могло бы без малейшего напряжения обеспечить все 100%, но власть имущие в Кишиневе ссылаются на то, что монополистов быть не должно. Но какой толк в таких утверждениях, когда российский газ и электроэнергия из ПМР в несколько раз дешевле, чем в Румынии. Или поступающих через Румынию…

Однако если в экономике принято здравое решение по газу и электроэнергии, то в политике все иначе. Политика официального Кишинева в отношении Приднестровья даже в дни после подписания указанных документов остается политикой давления. Так, ни на йоту не изменилась ситуация с лекарствами, поступление которых в Приднестровье блокируется на границе. Несколько огромных фур которых стоят на молдавских КПП, а между тем срок годности некоторых из них истекает. У некоторых уже истек. Тут линия ясна: выбить приднестровских фармацевтов из игры, заставив население закупать дорогие лекарства из Евросоюза и Румынии, обеспечив таким образом свои фирмы. Неясно, как теперь будет с банковскими счетами приднестровских предприятий, которым чинились всевозможные препоны. А пенсионеры как не могли использовать платежные системы VISA и МАSTERCARD, так и не могут.

Это – политика подавления, и Россия могла бы помочь созданием совместной платежной системы с приднестровцами, а заодно открывать приднестровским заводам и фабрикам счета в российских или иных банках, которые готовы пойти на это. К чему было соглашаться на «вталкивание» приднестровских экономических агентов в молдавское банковское пространство? Несколько лет назад некоторые московские чиновники носились с идеей «единой пророссийской Молдовы». Известно, что из этого вышло…

Сейчас газовые «приключения» вышли на новый уровень. С утра 8 декабря молдавские потребители стали жаловаться в интернете, что газ, вырывающийся из их конфорок, какой-то желтый, а чайник греется раза в два дольше. Тут-то и вспомнили, что газ сей уже не из России, что данные о газовой ситуации в РМ решено было на днях засекретить; тем более что для Молдовы он поступает отдельно и с поставками из России для ПМР не соприкасается.

Что ж, за что боролись, на то и напоролись. Или скорее обожглись.

А 7 декабря в Москве, новости из которой в изложении российских СМИ прорумынские националисты Молдовы ранее запретили, прошел Совет по правам человека при президенте РФ. На том заседании известный правозащитник Александр Брод поднял вопрос о положении в Приднестровье. Не обошлось и без разговора о газе. Президент РФ Владимир Путин произнес фразу, которая может возыметь реальные последствия: «Они непонятно зачем часть газа, как они говорят, – своего, молдавского газа, полученного от нас, – хранят на территории Украины. Просто с этим нужно разбираться».

Чиновники Молдовы ранее пообещали оплатить в полном объеме все российские поставки, включая «осевшие» за пределами страны. Но теперь, когда Приднестровье получает российский газ, а Молдова – альтернативный, разбирательство (если оно состоится) наверняка приведет к выводам со стороны Москвы о добросовестности «партнеров» и мотивах их действий.

И вот тут приходится вновь говорить о политике. Удивительно, но на фоне такого прорыва в экономических отношениях с Приднестровьем политики из партии власти Молдовы продолжают и даже усиливают нападки и на ПМР, и на Россию. Несколько дней назад глава внешнеполитического ведомства РМ Николае Попеску заявил, что Молдова фактически приостановила свою работу в рамках СНГ, а президент РМ Майя Санду не приехала на последний в уходящем году саммит руководителей стран Содружества. Между тем газовый кризис уже тогда вовсю стучался в двери Молдовы.

Разумеется, если прозападные и прорумынские политики Молдовы, взявшие в стране монопольную власть в 2020–2021 годах, выведут республику из СНГ, это никак не повлияет на евразийский курс Приднестровья. Более того, ПМР продолжит вести переговоры с Кишиневом об урегулировании приднестровского конфликта. Другое дело, что приоритетными вопросами в этом случае будут экономические, социальные, финансовые, транспортные, проблемы безопасности и т.п. Возможный выход Молдовы из СНГ – это постановка вопроса об окончательном оформлении бракоразводного процесса Молдовы и Приднестровья.

Это четко понимают западные партнеры кишиневских лидеров. Так, посол США в Республике Молдова Кент Дойл Логсдон положительно оценил соглашение, подписанное молдавским вице-премьером Андреем Спыну с Молдавской ГРЭС, в результате чего электроэнергия из Приднестровья начала поступать в РМ. Правда, в приднестровском бюджете за полтора с лишним месяца газового «ограбления» образовалась здоровущая дыра, а потому теперь вместо 62 долл. Кишиневу приходится платить 73 долл. за 1 МВт.

Это понимают дипломаты Запада, но этого не осознают кишиневские радикалы, в превеликой злобе требующие отставить кишиневских подписантов от службы и даже возбудить против них уголовные дела. Тем не менее договоренности с Приднестровьем по энергопоставкам должны, если судить по данным из открытых источников, действовать по март 2023 года включительно.

Но возникает вопрос: что будет дальше? Особенно на фоне заявлений молдавских политиков о скором вступлении республики в ЕС. В этом плане показательно заявление одного из соратников президента РМ Майи Санду – спикера парламента Молдовы Игоря Гросу: «Мы ставим целью начать переговоры в следующем году, и это произойдет. В законодательном плане мы выполняем все обязательства в соответствии с графиком… Я настроен оптимистично, думаю, мы очень хорошо выполним домашнюю работу, чтобы начать переговоры». В Кишиневе понимают, что в состав Евросоюза в обычных условиях принимать Молдову скоро не собирались, но рассчитывают, что смогут войти союз на фоне обострения отношений Запада с Россией.

Можно предположить, что с тактической точки зрения нежелание обрушить социально-экономическую систему Молдовы заставит официальный Кишинев не рвать резко отношения с Россией и ПМР. Но со стратегической точки зрения, нужно ждать новых шагов Кишинева, направленных на дальнейшее «освобождение Молдовы от зависимости от России», а также на подчинение Приднестровья. 


Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1281
Джакузькина мать

Джакузькина мать

Истории про Герцена и Огарева, Галину Уланову и Просто Посмешище

0
744
У нас

У нас

0
583
Мигранты штурмуют границы Европы

Мигранты штурмуют границы Европы

Дмитрий Тараторин

Минск заявляет, что сам стал заложником ситуации

0
1762

Другие новости