Сергей Лавров считает бессмысленным сохранение прежнего дипломатического присутствия в западных странах. Фото Reuters
Подход Москвы к отношениям с Западом будет кардинально скорректирован в новой редакции Концепции внешней политики, работа над которой движется к завершающей стадии. Об этом сообщил заместитель секретаря Совета безопасности РФ Александр Венедиктов.
«Само собой, в Концепции внешней политики будут тщательно отражены все реалии изменившейся за последние месяцы международной обстановки, будут уточнены наши подходы ко взаимодействию с различными игроками и регионами. Глубокой корректировке подвергнутся наши подходы в отношении коллективного Запада», – сказал он ТАСС.
Венедиктов полагает, что обновленная концепция будет представлена Совету безопасности к концу года, хотя это не означает ее автоматического одобрения. «Поэтому более реалистично ждать документ в первой половине 2023 года», – пояснил он, обратив внимание, что в системе документов стратегического планирования «все завязано на Стратегию национальной безопасности», новая редакция которой была утверждена в 2021 году. По словам Владимира Путина, этот документ и новая версия принятой еще в 2000 году и несколько раз актуализированной Концепции внешней политики РФ станут «дорожной картой» для МИДа и других министерств и ведомств.
В январе 2022 года президент РФ обсудил с постоянными членами Совета безопасности проект обновленной Концепции внешней политики. Однако по итогам встречи документ был отправлен на доработку. Через пять месяцев состоялось заседание коллегии МИДа, участники которого рассмотрели вопрос, касающийся обновления внешнеполитической концепции с учетом реалий изменившейся за последние месяцы международной обстановки. В ответ на специальную военную операцию (СВО) Запад во главе с США развязал тотальную гибридную войну против России, наращивает поставки Киеву оружия, делится с ним разведывательными данными, вербует для отправки в Украину иностранных наемников. К тому же началась массовая высылка российских дипломатов, чья деятельность якобы «противоречила интересам безопасности» европейских стран.
«Агрессивный ревизионистский курс Запада требует кардинального пересмотра отношений России с недружественными государствами и всестороннего укрепления других направлений внешнеполитической деятельности», – говорилось в заявлении МИДа.
Спустя еще пять месяцев министр иностранных дел Сергей Лавров констатировал, что в российской внешней политике происходит «географическая переориентация», вследствие чего сохранение прежнего дипломатического присутствия в странах Запада видится бессмысленным. На встрече 18 октября с выпускниками вузов, принятыми на дипломатическую службу, он сказал: «Не имеет смысла и (нет) желания сохранять прежнее присутствие в западных странах. Наши люди работают в условиях, которые трудно назвать человеческими. Им создают постоянные проблемы, угрозы физических нападений. Главное – там нет работы, с тех пор как Европа решила закрыться от нас и прекратить любое экономическое сотрудничество. Насильно мил не будешь».
Ответом на эту ситуацию, по словам министра, стала внешнеполитическая переориентация с «оголтелого и освирепевшего Запада» на развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. «В этих условиях будем переносить «центр тяжести» на страны, готовые с нами сотрудничать на равноправной и взаимовыгодной основе и искать перспективные совместные проекты», – сказал Лавров. Однако он не указал, означает ли данная переориентация закрытие посольств и консульств, а также сокращение численности дипломатов, работающих в странах Запада.
Впрочем, как заявил замглавы МИДа Евгений Иванов, у России и так сейчас минимальное число персонала посольств, а в ряде европейских стран «уже никакого количества не осталось, кроме посла». Поэтому там «уже некуда уменьшать количество, только если вообще закрывать», добавил дипломат.
Между тем и на Западе регулярно раздаются голоса, призывающие к разрыву отношений с Россией. В минувшую пятницу президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что военная операция России в Украине привела к ее «эпохальному разрыву» с Германией, а также разрушила мечту первого президента СССР Михаила Горбачева об «общем европейском доме».
«Когда мы смотрим на сегодняшнюю Россию, прежним мечтам больше нет места», – сказал Штайнмайер в обращении к гражданам Германии. По его словам, Москва и Берлин сейчас противостоят друг другу. Хотя период, предшествующий началу СВО, был «эпохой попутного ветра для Германии».
За несколько дней до этого глава МИД ФРГ Анналена Бербок предложила Европе окончательно заменить формулу «безопасность вместе с Россией» формулой «безопасность от России». Она убеждена, что поддерживать Украину в политической, военной, гуманитарной, экономической сферах и противостоять России надо, даже если Европу будет ждать трудная зима, а опросы покажут снижение рейтингов европейских политиков. Ведь, по словам Бербок, «Украина борется не только за свое выживание, но и за свободную Европу».
Ранее Путин говорил, что власти Германии «должны сами определить, что для них важнее – выполнение каких-то союзнических обязательств так, как они это видят, или обеспечение интересов своего собственного народа, своих национальных интересов». По его словам, в ситуации с Украиной Берлин поставил во главу угла обязательства перед НАТО, за что теперь «расплачиваются немецкий бизнес и граждане».
А в речи на пленарной сессии XIX заседания международного дискуссионного клуба «Валдай» 27 октября Путин критиковал «опасную, кровавую и грязную» политику Запада, используя уже известные свои утверждения и цитируя русских классиков. «Для Запада характерно «длящееся ослепление превосходства» – это все и происходит до сих пор, – которое «поддерживает представление, что всем обширным областям на нашей планете следует развиваться и доразвиться до нынешних западных систем», – процитировал он гарвардскую речь Александра Солженицына 1978 года.
Вместе с тем, по словам Путина, Россия никогда не считала и не считает себя врагом Запада, несмотря на текущий конфликт. По его мнению, необходимо четко осознавать, что существует как минимум два Запада. Один придерживается традиционных, прежде всего христианских ценностей, свободы, патриотизма, богатейшей культуры. «Этот Запад нам в чем-то близок, у нас во многом общие, еще античные корни», – сказал президент.
«Но есть и другой Запад – агрессивный, космополитический, неоколониальный, выступающий как орудие неолиберальных элит. Именно с диктатом этого Запада Россия, конечно же, никогда не смирится», – подчеркнул Путин.
Такой Запад подверг Россию многочисленным политическим и экономическим ограничениям. Начиная с 24 февраля Евросоюз, например, ввел восемь пакетов санкций и теперь изучает, что еще можно сделать, чтобы усугубить положение России. Экстратерриториальные штрафные меры могут быть впредь применены к лицам, которые импортируют санкционные российские товары в ЕС через третье государство, скрывая их настоящую страну происхождения, или к тем, кто экспортирует запрещенные товары в РФ.
В рамках исполнения санкций в семи странах ЕС заморожены активы (счета, недвижимость, яхты и др.) 90 россиян более чем на 17 млрд евро, сообщил 29 октября еврокомиссар по вопросам юстиции Дидье Рейндерс. 25 октября Чехия стала шестой страной Евросоюза (вслед за Латвией, Литвой, Эстонией, Польшей и Финляндией), закрывшей въезд для российских туристов с действующей шенгенской визой – вне зависимости от того, каким государством она была выдана.
На уровне ЕС согласовать столь радикальные визовые ограничения пока не удалось. Вместо этого в сентябре Еврокомиссия утвердила выдвинутое Чехией, председательствующей в текущем полугодии в ЕС, предложение приостановить действие соглашения с Россией об упрощении визового режима от 2006 года. Так что теперь получение россиянами краткосрочной шенгенской визы занимает больше времени и обходится дороже на 45 евро. При этом запастись многократной визой стало почти невозможно.
В опубликованной же в минувший четверг новой Оборонной стратегии США, которая, по сути, стала продолжением утвержденной Белым домом двумя неделями ранее Стратегии национальной безопасности, Россия названа «острой» угрозой, связанной с ситуацией в Украине. Среди возможных вызовов со стороны России в Пентагоне упоминают ядерные, информационные, кибер- и космические угрозы в адрес США и союзников, угрозы применения химического и биологического оружия, а также крылатых ракет большой дальности. В этой связи сотрудничество в Европе будет укрепляться с партнерами по НАТО и другими союзниками, чтобы «обеспечить лидерство США, расширить ключевые возможности и углубить функциональную совместимость».
С этой целью, как сообщили представители США союзникам по НАТО во время недавних встреч за закрытыми дверями, Вашингтон намерен перебросить модернизированные атомные бомбы B61-12 в Европу уже в декабре, хотя изначально развертывание планировалось на весну 2023 года. Этот шаг предполагает замену старого оружия на более новую версию на складах в Старом Свете для потенциального использования бомбардировщиками США и их союзников. В этой связи замглавы МИД РФ Александр Грушко заявил, что модернизация ядерных авиабомб США в Европе превратит их из оружия сдерживания в оружие, которое реально можно применять на поле боя.
При этом США не отказываются от дипломатии в таких вопросах, как ядерное сдерживание. В Вашингтоне заявили об открытости к таким переговорам с Россией и Китаем. В частности, США намерены выполнять Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) и проверять на соответствие ему Россию. Они также готовы «оперативно провести переговоры о новой системе контроля над вооружениями, которая заменит СНВ-3».