0
11524
Газета Печатная версия

30.10.2022 19:16:00

"Великий Туран" может споткнуться о Туран настоящий

Туркменистан держит паузу на пути тюркской интеграции

Сердар Айтаков

Об авторе: Сердар Айтаков – эксперт по Центральной Азии.

Тэги: саммит, отг, тюркские государства, туркменистан, турция, туран


16-11-2480.jpg
Экс-президент Туркменистана Гурбангулы
Бердымухамедов в знак благодарности
и дружбы с РФ был награжден российским
орденом «За заслуги перед Отечеством»
IV степени.  Фото Reuters
Преддверие очередного саммита Организации тюркских государств (ОТГ), который состоится 11 ноября в Самарканде, по традиции ознаменовалось чередой подготовительных встреч, событий, «челночной» дипломатии и рядом программных заявлений. 17 октября в Стамбуле состоялось внеочередное заседание Совета министров иностранных дел ОТГ, Совещание мусульманских религиозных лидеров стран – членов ОТГ, заседание министров транспорта, первая встреча министров сельского хозяйства ОТГ и Тюркский агрофорум. Состоялся целый залп визитов президентов государств – членов ОТГ друг к другу: турецкий президент побывал с визитом в Азербайджане, президент Туркменистана – в Казахстане, президент Узбекистана – в Туркменистане, а также в Венгрии, президент Азербайджана – в Киргизии, а также еще более многочисленные визиты министров стран ОТГ, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган принял руководителя администрации президента Узбекистана. Напомним, Узбекистан принимает в этом году саммит глав государств – членов ОТГ. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу анонсировал создание Тюркского инвестиционного фонда ОТГ, а делегации стран – членов ОТГ на одном из совещаний заявили о формировании комиссии по созданию единого тюркского алфавита, первое заседание которой пройдет в этом году в Бишкеке.

Неугомонный Багдад Амреев, генеральный секретарь ОТГ, объехал все или почти все страны организации. Находясь с визитом в Стамбуле, Амреев заявил: «Саммит в Самарканде станет встречей на высшем уровне, которая завершит реализацию исторических решений, принятых на последнем саммите в Стамбуле», цитирует Амреева турецкое агентство Anadolu. Конечно, отдельного реверанса удостоился президент Турции, который, по словам Амреева, «смог объединить весь тюркский мир»: «Если четыре года назад в Организацию тюркских государств входило четыре государства, то сейчас их насчитывается семь. Сегодня впервые в истории тюркские страны действуют единым фронтом. Тюркский мир становится реальностью. Мы едины, мы сильнее, и это новая парадигма».

Но есть одно государство, которое стоит особняком и портит «тюркскую парадигму» г-на Амреева. Это Туркменистан. Он является наблюдателем в ОТГ (наряду с Венгрией), но единственным тюркским государством, которое долгое время игнорировало членство в Тюркском союзе (см. «НГ» от 03.10.21). Туркменистан вступил в него на VIII саммите, когда Тюркский совет был преобразован в Организацию тюркских государств в прошлом году. Во время визита генсека ОТГ в Ашхабад в сентябре этого года Амреев прилагал все усилия для того, чтобы Туркменистан дал публичное согласие на вступление в организацию, но туркменские власти ограничились лишь обещаниями усилить гуманитарное и экономическое сотрудничество в рамках ОТГ, обойдя вопрос полноценного членства. Не помогло и предварительное давление «тяжелой артиллерии» в лице вице-президента Турции Фуата Октайя, который побывал в Ашхабаде двумя месяцами ранее. «Мы хотели бы видеть братский Туркменистан, который вступает в ОТГ в качестве члена-наблюдателя, в качестве постоянного члена на следующей встрече, который состоится в Узбекистане», – заявил Октай во время визита. Не помогло, туркменские власти до сих пор хранят молчание по поводу членства. Но визит Октая был посвящен более практическим вещам. «При сотрудничестве Турции, Азербайджана и Туркменистана мы можем перекачивать туркменский газ в Анатолию, переправляя его по линии TANAP», – заявил он на заседании Межправительственной туркмено-турецкой комиссии по экономическому сотрудничеству, на которое он, собственно, и приехал во главе турецкой делегации. К слову сказать, и это предложение турецких властей по поставкам газа в Турцию туркменские власти встретили с холодком. Одно из туркменских интернет-изданий, используемое туркменскими властями для неофициального озвучивания официальной позиции, привело в связи с этим предложением вице-президента Турции интересный пассаж: «пытаться получить какие-то выгоды, пользуясь временными затруднениями друга, это просто неприлично», подразумевая в тексте под «другом» Российскую Федерацию, у которой начались проблемы с поставками газа в Европу в связи с событиями в Украине. Поступок туркменской власти, так завуалированно переданный туркменскими СМИ, был оценен по достоинству, «старший» президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов был награжден российским орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Его вручение состоится в ходе визита в Москву 2 ноября. А анонсированный Октаем визит президента Туркменистана до сих пор так и не состоялся, как и планируемый сразу за ним трехсторонний саммит Турция–Туркменистан–Азербайджан.

Как бы то ни было, Туркменистан для интересов Турции является во многом «ключевой» страной. Это связано как с чисто прикладным интересом – через Туркменистан лежит самый оптимальный маршрут в Центральную Азию из уже почти полностью освоенного Турцией Азербайджана, так и с интересом «сакральным». Считается, что историческая территория Туркменистана является прародиной ядра тюркских племен, откочевавших на запад и положивших начало формированию собственно турецкой нации и государства. Да и активно эксплуатируемый турецкими и протурецкими силами термин «Туран» применительно к пантюркскому единению географически находится на территории современного Туркменистана, хотя исторически ничего общего с турками, тюрками и новоизобретенной концепцией «Великого Турана» не имеет.

Возвращаясь к чисто прикладным целям турецкой политики в отношении Туркменистана, стоит отметить, что этот интерес имеет несколько контекстов. Первый и пока еще актуальный на этот момент – получение доступа к туркменскому газу. Позиционируя себя в качестве «газового хаба Европы», турецкие власти надеялись на подключение к его структуре поставок газа из Туркменистана.

Не менее важным контекстом турецких интересов являются и транспортные возможности по линии Баку–Туркменбаши (Красноводск), где был построен новый морской порт. Это самый короткий действующий маршрут в другие страны Центральной Азии и Афганистан. В отличие от северного маршрута по Каспийскому морю на Казахстан маршрут через Туркменистан является намного короче. Особенно это касается Афганистана, куда Туркменистан уже создал две точки входа по железной дороге – Серхедабат (Кушка) и Имамназар-Акина с перспективой выхода на Герат, Балх и Мазари-Шариф.

История взаимоотношений Туркменистана и Турции (см. «НГ» от 03.10.21) имеет крайне противоречивый характер. Всегда декларировалась приверженность «общеисторической общности» и прочим идеологемам, на деле же присутствие турецкого бизнеса, главного проводника турецких интересов в Туркменистане, сворачивалось до исторического минимума, как и деятельность разных институтов «мягкой силы» Турции в Туркменистане. Политика турецких властей также не отличалась последовательностью, ее можно охарактеризовать даже как хаотичную в отношении Туркменистана, турецкие власти не могли предложить туркменским ничего содержательного и экономически предметного, кроме как членство в Тюркском совете, от чего туркменские власти отказывались долгое время.

Имея очень непростой и неоднозначный багаж взаимоотношений – как с турецкими властями, так и шире – с турецким присутствием, власти Туркменистана крайне осторожно относятся к любым интеграционным предложениям вообще и особенно Турции. Именно Туркменистан в полной мере оценил, как Турция ловко старается подменять все тюркское турецким, что тонко отметил тюрколог Владимир Аватков, и это уже успело не понравиться ни туркменским властям, ни туркменскому обществу, которое не восприняло довольно нахрапистой попытки турецкой ассимиляции в 90-х и нулевых годах. Многим памятны погромные рейды турецких «волонтеров» по праздничным базарам Ашхабада против подготовки к празднованию 8 Марта, давно ставшего в Туркменистане народным праздником. И многое другое.

Багдад Амреев в интервью Anadolu отметил, что «…добиться сегодняшних успехов тюркского мира было непросто». Осталось только применить силу – обещаний перспектив, политической крыши, хитрости, денег – для включения в состав «Великого Турана» Туран настоящий. 


Читайте также


На саммит ЕС вынесут вопрос миротворцев для Украины

На саммит ЕС вынесут вопрос миротворцев для Украины

Юрий Паниев

Брюссель переведет Киеву 18 миллиардов евро, полученных в качестве прибыли от замороженных активов России

0
2867
У Эрдогана хотят отнять победу над Асадом

У Эрдогана хотят отнять победу над Асадом

Игорь Субботин

Турецкая оппозиция борется за сирийскую повестку

0
3673
Алавиты в стране победившей суннитской революции

Алавиты в стране победившей суннитской революции

Михаил Стрелец

Чем грозят гонения на еще недавно правившую Сирией религиозную общину

0
4291
От Сирии хотят отрезать часть юга

От Сирии хотят отрезать часть юга

Игорь Субботин

Израиль укрепляет присутствие на Голанских высотах

0
2778

Другие новости