Франк-Вальтер Штайнмайер пообещал Владимиру Зеленскому скорейшие поставки немецких систем ПВО. Фото Reuters
Идет девятый месяц конфликта в Украине, ставший не только поворотным моментом в отношении России и Запада, но и серьезным испытанием для многих государств. Прежде всего европейских, оказавшихся затронутыми им в первую очередь. Причем больше других конфликт коснулся Германии, которая и здесь была вынуждена «нести бремя» политического и экономического лидерства в Европе, что не могло не повлечь за собой массу издержек.
Что это за издержки? И какова в целом цена украинского конфликта для Германии? Ответов на эти вопросы пока никто не дал. А стоило бы, учитывая не только масштаб проблемы, но и возможные последствия.
Безусловно, наиболее очевидным является экономический аспект. Экономические издержки можно условно разделить на две группы – прямые и косвенные. К прямым, которые при всем желании нельзя назвать основными, относятся военные расходы, финансовая, а также гуманитарная помощь и социальная поддержка Украины.
Военные расходы, связанные с поставками украинской армии различных типов техники (в частности, гаубиц, систем ПВО, тепловизоров), а также осуществлением так называемого кругового обмена (поставки Германией странам Центральной и Восточной Европы своих новейших систем вооружения в обмен на передачу последними Украине оружия советского образца), в настоящее время оцениваются в 1,3–1,5 млрд евро.
Заметно большую величину составляет финансовая и гуманитарная помощь. Размер финансовой поддержки для осуществления макроэкономической стабилизации Украины только с февраля по июль составил около 4 млрд евро. Для сравнения: за период с 2014 по 2021 год объем финансовой помощи Украине со стороны Германии не превысил 1,9 млрд евро. Примечательно, что речь идет о средствах, которые Германия направляет на двусторонней основе, минуя ЕС.
Что касается гуманитарной и социальной помощи, то в данном случае достаточно трудно оценить ее точный размер, учитывая разнящиеся цифры. Согласно данным Федерального ведомства по делам миграции и беженцев, по состоянию на середину октября в Германии было зарегистрировано около 1,08 млн перемещенных лиц с территории Украины. При этом около 56% получили разрешение на пребывание в стране как иностранцы, что официально сделало их получателями пособия, размер которого составляет около 450 евро на человека. Таким образом, ежемесячные расходы немецкого бюджета на социальную поддержку украинцев должны были составить примерно 273 млн евро – или около 1,6 млрд евро с начала активной фазы украинского конфликта.
При этом важно отметить, что с июня на украинских беженцев в Германии также распространяются социальные гарантии для безработных (Hartz IV), что увеличивает размер социального пособия до 500–650 евро.
Косвенные издержки главным образом связаны с последствиями, вызванными конфликтом в Украине. И в данном случае выделяются три основные вещи: затраты на перевооружение Бундесвера, пакет финансовой помощи для улучшения ситуации в экономике и борьбы с энергетическим кризисом, а также меры по сдерживанию инфляции.
Расходы на перевооружение и модернизацию армии, по разным оценкам, могут составить от 100 млрд до 120 млрд евро.
Существенно большие расходы связаны с оказанием поддержки предприятиям и домохозяйствам по преодолению последствий энергетического кризиса, во многом связанного с ужесточением режима санкций в отношении России. Что касается мер по борьбе с инфляцией, то в качестве примера можно назвать инициативы по введению льготного проездного билета (стоимостью 9 евро) и временное снижение ставки НДС на топливо в летний период. Бюджетные расходы, связанные с реализацией этих мер, составили примерно 4 млрд евро.
Таким образом, на сегодняшний день экономические издержки Германии уже составили около 450 млрд евро, или 11% ВВП. И это может быть еще не совсем точная или заниженная оценка. И уж точно это не окончательная цифра. Мало у кого возникает сомнение в том, что она продолжит увеличиваться. И не только за счет сохранения текущих расходов (поставок вооружений украинской армии или социальной поддержки беженцев), но и за счет появления новых статей, связанных, к примеру, с послевоенным восстановлением Украины, которое активно обсуждается на различных площадках.
О приверженности этой цели заявил посетивший в конце октября Киев президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, заверив украинские власти, что Германия будет и дальше оказывать поддержку. Причем как на двусторонней основе, так и используя многосторонние форматы, такие как ООН, G7, G20 и ЕС.
Европейский союз выступает в качестве одного из основных «кошельков» Украины, оказывая всяческую поддержку в плане как поставок вооружений, так и предоставления финансовой помощи. С февраля по май Евросоюз передал Украине около 3 млрд евро в качестве неотложной макроэкономической помощи. А в июне Европейский совет, основной политический орган ЕС, одобрил исключительную финансовую помощь в размере 9 млрд евро до конца нынешнего года. На данный момент из этих средств выделено 2 млрд. При этом еще около 3,2 млрд предоставлено по линии Европейского фонда мира – внебюджетного фонда ЕС, финансируемого преимущественно за счет взносов стран-членов. И Германия как крупнейшая экономика ЕС вносит наибольший вклад в эту европейскую «кубышку» – около трети от общей величины выделяемых средств на поддержку Украины. На прошедшей в конце октября донорской конференции страны ЕС достигли соглашения о том, что в 2023 году Брюссель будет оказывать ежемесячную помощь Киеву в размере 1,5 млрд евро, то есть 18 млрд евро в год. При этом взнос Германии каждый месяц составит около 500 млн, или 6 млрд евро в год. И эти средства пойдут в дополнение к тем, что будут выделяться на национальном уровне, то есть непосредственно правительством ФРГ.
Весьма резонным в этом плане является вопрос: а хватит ли у Германии денег на поддержку Украины и откуда в случае чего она сможет их взять? Вопрос этот действительно далеко не праздный, если учитывать не только состояние германской экономики, которая в будущем году может скатиться в рецессию, но и тот факт, что она еще не до конца преодолела последствия пандемии, стоившей ей ни много ни мало около 1 трлн евро.
Весьма важным он является еще и потому, что в ноябре парламентом должен быть одобрен проект бюджета на будущий год, который ранее едва не вызвал разлад в правящей «светофорной» коалиции. Основным камнем преткновения стало стремление министра финансов Кристиана Линднера, представляющего свободных демократов (СвДП), урезать некоторые расходы, чтобы сбалансировать бюджет, а также восстановить так называемый долговой тормоз. После согласования проекта бюджета на 2023 год с требованием увеличить в три (!) раза – с 650 млн до 2,2 млрд евро – запланированные расходы на военную помощь Украине к Линднеру обратились сразу два ключевых министра: глава МИДа Анналена Бербок («Зеленые») и глава Бундесвера Кристина Ламбрехт (СДПГ). Причем в качестве основного аргумента фигурировало недопущение «дальнейшего подрыва» репутации Германии «в глазах партнеров».
С учетом объема накопившихся противоречий в «светофоре» (скажем, тот же вопрос о сохранении, несмотря на планировавшееся ранее закрытие атомной программы в целях обеспечения энергобезопасности) подобного рода требования могут провоцировать новые конфликты между членами правящей коалиции, которые не только представляют разные политические силы, но имеют довольно существенные политические амбиции.
А допускать это «светофору» в нынешних условиях строго противопоказано. И связано это не столько с происками конкурентов (в первую очередь консервативного блока ХДС/ХСС, стремящегося подкараулить любую ошибку правящей коалиции, а по возможности и способствовать ее развалу, обеспечив досрочные парламентские выборы), сколько со снижающейся общественной поддержкой, а также с растущими политическими рисками. Согласно результатам опросов, проведенных социологической службой Infratest Dimap, в октябре доля немцев, довольных действиями правительства, сократилась на 2% – до 29%, в то время как число недовольных увеличилось на 3% – до 68%.
Растущее недовольство действиями правительства (прежде всего тем, как оно пытается купировать энергетический кризис) находит свое выражение в усиливающейся протестной активности. Еженедельно по всей Германии проходят протестные акции, которые становятся все более массовыми. На сегодняшний день в них принимают участие уже десятки тысяч человек. При этом не только «дилетантское» антикризисное управление, а также продолжающиеся внутренние политические игры, но и оказывающиеся все более несостоятельными попытки властей списывать все на действие «экстремистских сил» вызывают все большее недовольство в обществе. Оно, судя по всему, приближается к состоянию социального взрыва, что чрезвычайно опасно не только для правящей коалиции, но и для политической системы Германии в целом.
И это следует осознать немецким политикам. Как и то, что конфликт в Украине имеет цену, которая может оказаться несоизмеримой как в экономическом, так и политическом смысле и которую Германия предпочла бы не платить.
Берлин