0
10563
Газета Печатная версия

02.10.2022 17:05:00

Россия потеряла место в Совете ИКАО по политическим причинам

Безопасное небо перестало быть единым

Сергей Островой

Об авторе: Сергей Николаевич Островой – журналист.

Тэги: bмеждукнраодные организации, икао, рф, санкции, украинский конфликт, сво


bмеждукнраодные организации, икао, рф, санкции, украинский конфликт, сво Россию не допустили в руководящий орган ИКАО впервые с 1944 года. Фото Reuters

Нарастающая геополитическая напряженность вокруг присоединяемых к России бывших областей Украины дала о себе знать в Канаде. В Монреале проходит 41-я ассамблея Международной организации гражданской авиации (ИКАО), на которой Россия подвергается острой критике и санкционному давлению.

Канадский министр транспорта Омар Алгабра еще в день открытия ассамблеи, 27 сентября, выступил против переизбрания РФ в руководящий Совет ИКАО, в который входят 36 стран-членов. «Важно привлечь Россию к ответственности за ее действия, и мы не поддержим кандидатуру РФ в Совет», – сказал он, добавив, что Оттава «ожидает, что и другие страны последуют ее примеру». Его призыв многими был услышан, и в адрес России прозвучал «международный коллективный ответ».

1 октября съехавшиеся в штаб-квартиру ИКАО в Монреале министры и государственные должностные лица из 167 стран большинством голосов высказались против дальнейшего пребывания России в Совете. Россия получила поддержку 80 стран при требуемом минимуме 86. Причем по результатам голосования только России не удалось переизбраться в Совет организации. Безусловно, РФ потеряла место по политическим причинам. Президент ассамблеи Поппи Хоза назвала эту ситуацию беспрецедентной – такого не случалось с 1944 года.

Среди причин отказа голосовать за Россию – нарушение воздушного пространства Украины, а также «незаконная конфискация сотни иностранных самолетов». Неудивительно, что на ассамблею вынесен доклад о нарушениях Россией авиационного права. Речь идет прежде всего о запрещенной 18-й статьей Чикагской конвенции двойной регистрации самолетов. Она гласит, что воздушное судно не может быть зарегистрировано более чем в одном государстве.

15 сентября на своем сайте в таблице, где фигурируют государства, прошедшие аудит безопасности, ИКАО пометила Россию «красным флажком», что означает указание на проблемы с безопасностью гражданской авиации. Ранее таким статусом были наделены только Бутан и Эритрея. Правда, эксперты говорят, что наличие такой метки не влечет дополнительных запретов, а является лишь символом обеспокоенности ИКАО. Любой аэропорт мира может отказаться обслуживать самолеты российских авиакомпаний. Но вряд ли это отразится на гражданской авиации РФ на фоне уже действующих ограничений, указывают в Москве и отмечают политический характер принятого решения.

За три месяца до этого в ИКАО предупреждали о такой мере. Официальный представитель ИКАО Энтони Филбин заявил, что из-за регистрации самолетов в реестрах воздушных судов разных стран возникает проблема действительности сертификатов летной годности и лицензий на радио- и прочее оборудование.

Москва направила на Бермудские острова, где зарегистрированы большинство самолетов, уведомление о необходимости исключить их из реестра. Однако проблему двойной регистрации лайнеров Airbus и Boeing, которые до февраля 2022 года приобретались в лизинг, решить не удалось. Весной в авиационное законодательство РФ были внесены изменения, позволяющие перерегистрацию без согласия собственника. При этом часть воздушных судов из зарубежных реестров осталась не выведена. Так, в двух реестрах – российском и бермудском, по состоянию на 13 сентября фигурировали 560 бортов, которые используются в России. В общем, вполне вероятно, что по итогам ассамблеи ИКАО вынесет вердикт о том, что самолеты иностранного производства, которые эксплуатируют российские авиаторы, не отвечают требованиям безопасности.

Помимо России ряд авиакомпаний стали обходить стороной воздушное пространство Белоруссии. Евросоюз вообще запретил использование самолетами белорусских авиаперевозчиков своего воздушного пространства и аэропортов.

Дело в том, что Совет ИКАО пришел к выводу, что именно действия белорусских властей привели в мае 2021 года к вынужденной посадке самолета Ryanair, на борту которого находился оппозиционный журналист Роман Протасевич, в минском аэропорту. В докладе ИКАО говорится: угроза взрыва бомбы на борту была заведомо ложной, что поставило под удар безопасность лайнера, и была доведена до сведения экипажа по указанию белорусского руководства. Тем самым официальный Минск нарушил требования Монреальской и Чикагской конвенций, регулирующих безопасность в гражданской авиации. Выводы доклада будут доведены до сведения государств – членов ИКАО на ассамблее.

В Минске предстоящий отчет охарактеризовали как абсолютно надуманный, сфабрикованный и политизированный. Тем более что, как утверждают в МИДе страны, эксперты, которые приезжали в Белоруссию, не удосужились выслушать все аргументы и собрать необходимую информацию. В результате они умолчали о важных вещах, которые должны были быть отражены в документе.

Белоруссия собиралась направить на ассамблею в Монреаль делегацию специалистов, чтобы если не оспорить, то хотя бы привести свои аргументы. Однако власти Канады не выдали белорусам визы.

Совсем по другой причине в Монреале отсутствуют представители Тайваня, несмотря на то что остров является крупным авиатранспортным узлом. Так называемый Тайбэйский район полетной информации является частью системы ИКАО, насчитывающей более 300 таких районов по всему миру. Заявления министра транспорта США Питера Буттиджича в защиту участия Тайваня в работе ИКАО удостоились отповеди Китая, который считает, что только Пекин имеет право представлять остров на международном уровне.

Ван Го-цай, министр транспорта и коммуникаций Тайваня, заявил изданию Diplomat, что, избрав в этом году для своей ассамблеи тему «Воссоединяя мир», ИКАО поставила задачей глобальное восстановление авиационного сектора после пандемии. В этой связи Тайвань сожалеет, что лишен возможности «поделиться своим богатым профессиональным опытом и помочь в достижении цели ИКАО по созданию единого безопасного неба».

 Оттава


Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1435
Лазейку в выборном законе КПРФ пока не закрыла до конца

Лазейку в выборном законе КПРФ пока не закрыла до конца

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Победа в Конституционном суде вызывает у руководства партии раздумья

0
2875
Спрос на уголь в мире будет расти, а в России – стагнировать и падать

Спрос на уголь в мире будет расти, а в России – стагнировать и падать

Ольга Соловьева

Под разговоры об экологии объем сжигания самого грязного топлива увеличивается

0
4372
Вашингтону сейчас не до "разрядки" с Гаваной

Вашингтону сейчас не до "разрядки" с Гаваной

Ирина Акимушкина

Почему восстановление дипломатических связей Кубы и США не привело к изменениям в двусторонних отношениях

0
2471

Другие новости