0
15365
Газета Печатная версия

19.06.2022 18:50:00

Тема Украины будет доминировать на саммите ЕС

Лидеры обсудят будущее Объединенной Европы в новом политическом контексте

Надежда Арбатова

Об авторе: Надежда Константиновна Арбатова – заведующая отделом европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, доктор политических наук.

Тэги: саммит, ес, экономические проблемы, энергетика, мигранты, военные поставки, украина, военная спецоперация

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

саммит, ес, экономические проблемы, энергетика, мигранты, военные поставки, украина, военная спецоперация Руководители ЕС Урсула фон дер Ляйен и Шарль Мишель убеждены, что Украина заслуживает европейской перспективы. Фото с сайта www.consilium.europa.eu

В повестке дня саммита Европейского союза, намеченного на 23–24 июня, лаконично сформулированы четыре главных вопроса: Украина, экономические проблемы, конференция о будущем ЕС и Широкая Европа. Кроме того, предстоящий саммит будет своего рода подведением итогов энергичного председательства Франции в ЕС, передающей в июле эстафету Чехии.

Хотя Украина обозначена лишь в первом пункте повестки дня, ее тема прямо или косвенно связана со всеми вопросами, вынесенными для обсуждения. Заявка Киева на вступление в ЕС, поданная еще 28 февраля и доработанная к концу мая, является для Брюсселя очень непростым вопросом. Саммиту предстоит принять решение о соответствии Украины, являющейся ассоциированным членом ЕС в рамках Восточного партнерства, статусу кандидата. Киев добился определенного прогресса в реформах благодаря соглашению об ассоциации с Европейским союзом от 2014 года, но полное соблюдение стандартов ЕС остается далекой целью. При всей симпатии к Украине и ее поддержке, противостоящей специальной военной операции России, руководство Евросоюза и его государств-членов расколото по этому вопросу.

Следует отметить, что не только в случае Украины, но и в целом Европейский союз не готов сегодня к дальнейшему расширению, что связано с опасениями по поводу дополнительной нагрузки на бюджет ЕС, а также новой волны миграции. Президент Франции Эмманюэль Макрон, пытаясь найти выход из создавшейся ситуации, в своей речи в Европейском парламенте 9 мая выдвинул идею создания Европейского политического сообщества. Эта более широкая, чем Европейский союз, политическая организация, по замыслу Макрона, позволила бы Украине и другим странам, которые в настоящее время находятся в зале ожидания, укрепить свою связь с ЕС. Инициатива Макрона напугала страны – кандидатов Западных Балкан, которым пришлось объяснять, что для них путь в ЕС уже намечен, а также вызвала резкое неприятие Украины, воспринявшей ее как альтернативу замороженному процессу расширения ЕС. «Никакая альтернатива членству в ЕС для Украины неприемлема», – отреагировал на предложение Макрона министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.

На историческом саммите Европейского союза в марте этого года в Версале европейские лидеры были едины в принципиальной поддержке присоединения Украины к ЕС, но они разошлись по вопросу ускоренной процедуры предоставления Киеву статуса кандидата. Большинство лидеров стран так называемой Старой Европы, за исключением премьер-министра Италии Марио Драги, выражают сомнения относительно реализуемости такого сценария. Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заявил, что «быстрого пути не существует». Об этом же говорил канцлер Германии Олаф Шольц, а Макрон прямо сказал, что путь Украины к членству может занять десятилетия.

Осторожность франко-германского тандема, в большой степени определяющего позицию Брюсселя, вполне понятна. Париж и Берлин, как и другие страны Старой Европы, скептически относятся к ускоренному расширению ЕС, поскольку помнят, к чему привело решение снизить планку Копенгагенских критериев 1993 года для стран Центральной и Восточной Европы во имя политической целесообразности. Сегодняшние внутренние проблемы Евросоюза, связанные с евроскептицизмом Польши и Венгрии, с коррупцией и организованной преступностью в Болгарии и Румынии, в большой степени объясняются спешкой Брюсселя с принятием стран, не вполне отвечающих всем условиям вступления в ЕС. Многие из этих проблем, по мнению лидеров противников изменения существующей процедуры членства, могли бы возникнуть после присоединения Украины к ЕС в дополнение к задачам масштабной послевоенной реконструкции страны.

Сторонниками немедленного предоставления Украине статуса кандидата являются страны Новой Европы, вступившие в ЕС в начале 2000-х: Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. Премьер-министр Словакии Эдуард Хегер, аргументируя необходимость поддержки Украины, в одном из интервью сказал: «Они сражаются за себя, они сражаются за нас – они сражаются за свободу. Мы должны понимать, что они защищают нашу систему, наши ценности, и мы должны быть вместе с ними. Так что нет времени колебаться по этому поводу».

Представляется, что, помимо аргумента о неготовности Украины к переговорам о вступлении и нежелания обидеть Турцию и четыре страны Западных Балкан, многие годы стоящие у порога Евросоюза, в ряде стран ЕС существуют опасения и иного рода. Некоторые европейские лидеры задаются вопросом: как такая беспрецедентная поддержка Украины может сказаться на течении конфликта с Россией? Может ли она укрепить решимость Киева продолжать военные действия до победного конца и не идти на перемирие с Россией? Ответ на эти вопросы обозначает еще одну линию разлома внутри Европейского союза – между сторонниками полной победы Украины в конфликте с Россией («партия победы») и сторонниками соглашения Украины с Россией о перемирии («партия перемирия»).

Здесь картина более сложная, причем линия размежевания проходит не только между странами, но и между политическими силами в этих странах. Италия, поддержанная Венгрией и Кипром, в преддверии майского внеочередного саммита Европейского совета призвала руководство ЕС открыто выступить за прекращение огня в Украине и переход к мирным переговорам с Россией. Такой же позиции придерживается франко-германский тандем. В одном из телеинтервью Макрон сказал: «Мы не должны обострять ситуацию ни словами, ни действиями.

Существуют также разногласия по поводу того, какое дополнительное оружие следует отправить Украине, и по вопросу о том, насколько полезен разговор с президентом Владимиром Путиным.

Несмотря на все внутренние разногласия 17 июня, в преддверии саммита ЕС, Европейская комиссия все же приняла решение рекомендовать дать Украине статус кандидата в Евросоюз при условии проведения в стране ряда важных реформ. Этому решению предшествовал визит в Киев Макрона, Шольца и Драги, который породил предположения о том, что руководству Украины будет предложен компромисс – статус кандидата ради перемирия. Хотя официально такая связка не подтверждалась, по всей видимости, вопрос о перемирии, в котором заинтересован Европейский союз, обсуждался.

Абстрагируясь от сегодняшней полемики между сторонниками и противниками соглашения о перемирии, следует иметь в виду то, что само такое соглашение является лишь самым первым из этапов сложного перехода к миру. Однако его обязательным условием должен являться механизм реализации перемирия – гарантированное прекращение боевых действий. Дефект Минских соглашений состоял в том, что при всей детализации мер разоружения сторон там не был предусмотрен такой механизм. Нужно отметить, что российское экспертное сообщество неоднократно предлагало размещение международных миротворческих сил по мандату ООН в буферной зоне между противоборствующими сторонами в целях установления стабильного перемирия и создания условий для политического урегулирования. Однако это предложение не нашло должного отклика, в частности из-за опасений замораживания конфликта. В свете того, что сегодня происходит на украинской земле, данное предложение было бы далеко не худшим вариантом.

На саммите будут подведены первые итоги Конференции о будущем Европейского союза, которая начала свою работу в Страсбурге 8 мая в преддверии Дня Европы 9 мая. Впервые в работу конференции о реформировании Евросоюза были напрямую вовлечены граждане государств – членов ЕС, которые опровергли широко распространенное мнение о том, что граждане заботятся не о механизмах институциональных изменений, а только об их конкретных результатах. По мнению европейских экспертов, предстоящий саммит должен прояснить роль рекомендаций конференции, выработанных с участием граждан, и их влияние на позиции государств-членов относительно вектора будущего развития Европейского союза – реформы институтов и механизма принятия решений, а также будущих контуров ЕС.

Кроме того, саммит должен открыть дебаты о создании по предложению президента Франции официального конвента о будущем Евросоюза. Иными словами, саммит должен дать старт процессу глубоких изменений в развитии европейской интеграции, возможно, включая и договорно-правовую основу Евросоюза. При этом процесс реформирования ЕС имеет жесткие временные рамки, поскольку должен быть закончен до выборов в Европарламент 2024 года.

Экономические проблемы в повестке дня также напрямую или косвенно связаны с ситуацией в Украине: угроза голода в мире из-за боевых действий, препятствующих вывозу зерна, и параметры нового пакета антироссийских санкций. Военная спецоперация России на территории Украины, являющейся транзитным маршрутом для примерно трети поставок российского газа в Европу, заставила переосмыслить национальную энергетическую политику по всему континенту. Задача отказа от импорта российского газа включена в седьмой пакет антироссийских санкций, над которым Евросоюз уже начал работу. Помимо газовых санкций, новые ограничения должны затронуть возможное отключение всех банков от SWIFT и ввести запрет на технологический экспорт в Россию. Кроме того, Польша считает, что, помимо санкций, необходима конфискация, а не только заморозка российских активов в Европе. Окончательная выработка санкционных мер, по всей видимости, потребует нескольких месяцев, поскольку является в высшей степени чувствительной для европейских потребителей российского газа. Как бы ни были решены вопросы повестки дня предстоящего саммита, несомненно, что украинская тема на многие годы останется определяющей для европейской политики и международных отношений в глобальном масштабе. 


Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1103
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1317
Джакузькина мать

Джакузькина мать

Истории про Герцена и Огарева, Галину Уланову и Просто Посмешище

0
650
У нас

У нас

0
500

Другие новости