0
13423
Газета Печатная версия

24.04.2022 17:26:00

Вынужденно вступив в НАТО, Швеция и Финляндия не откажутся от роли медиатора в диалоге России и Запада

Бревна в стремительном потоке

Никита Белухин

Об авторе: Никита Евгеньевич Белухин – младший научный сотрудник Отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН.

Тэги: нато, финляндия, швеция, оборонное сотрудничество, медиаторы, диалог, рф, военная спецоперация, украина

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

нато, финляндия, швеция, оборонное сотрудничество, медиаторы, диалог, рф, военная спецоперация, украина Обе страны хотят присоединиться к НАТО так же слаженно, как действуют на учениях шведские и финские танкисты. Фото Reuters

Развернувшаяся и стремительно набирающая обороты дискуссия в Швеции и Финляндии о подаче заявки на членство в НАТО все больше напоминает метафору из мемуаров Виперта Блюхера, посланника Германии в Хельсинки, который писал, что Финляндия вступила во Вторую мировую войну, оказавшись «в круговороте большой политики, подобно сплавному бревну во власти бурной финской реки». Сторонники вступления в НАТО следуют той же логике. Они утверждают, что у Финляндии и Швеции не остается лучшей альтернативы, кроме подачи заявки на вхождение в альянс. Это должно, по их мысли, повысить уровень защищенности против российской угрозы. Одним словом, в силах двух стран только наилучшим возможным образом адаптироваться к меняющейся военно-политической конфигурации, но не более. Именно такой вывод можно сделать при чтении правительственного доклада, представленного 13 апреля 2022 года депутатам Эдускунты – однопалатного финского парламента.

Для внешнего наблюдателя складывается ощущение, что действия Швеции и Финляндии уже заранее предопределены некой неизбежной политической логикой, которую невозможно отринуть. Любой отход от варианта со вступлением в альянс все больше воспринимается как уступка агрессивной России. Вместе с тем вступление в НАТО только еще более понизит уровень политической самостоятельности Швеции и Финляндии и ограничит для них пространство дипломатических действий. Финляндии даже в условиях кризиса в отношениях России с коллективным Западом удавалось играть роль медиатора, который находился как бы над конфликтом. Здесь стоит упомянуть и экспертную встречу на острове Бойсто в 2014 году, и организацию российско-американского саммита в Хельсинки в июле 2018 года, а также многочисленные взаимные двусторонние визиты и контакты президента России Владимира Путина и президента Финляндии Саули Ниинисте. Со вступлением Финляндии и Швеции в НАТО этим странам будет намного сложнее пытаться наводить мосты между Западом и Россией. Для европейской безопасности и дипломатии эти страны могут сделать больше, пока они не связаны обязательствами в рамках альянса. Незначительное повышение уровня безопасности (а возможно, и его снижение) после вступления в НАТО в долгосрочной перспективе окажется не сопоставимым с дипломатическими потерями и возможностью сохранить особый прагматичный тон в отношениях с РФ.

С другой стороны, как Швеция, так и Финляндия подчеркивают, что именно вступление в НАТО и является проявлением их субъектности и реализацией права на свободу альянсов. Швеция в холодную войну при всех оговорках все же опиралась на принцип свободы от альянсов и через него стремилась заявлять о себе как полноценном субъекте международных отношений (достаточно вспомнить Улофа Пальме с его идеей о Швеции как «моральной сверхдержаве»). Премьер-министр Норвегии Йонас Стере, выступивший в программе шведского телевидения «30 minuter», сказал, что Швеции и Финляндии еще предстоит определить, продолжает ли такая свобода быть «правильным ответом для будущего». Стоит отметить, что на пресс-конференции 28 марта 2022 года премьер-министр Швеции Магдалена Андерссон, отвечая на вопрос журналиста, отметила, что страна после вступления в ЕС больше не может считаться нейтральной. «Так, если страна ЕС подвергнется нападению или в стране ЕС сложится кризисная ситуация, мы не будем нейтральными, мы поддержим эту страну, что может означать и отправку вооруженных сил», – сказала глава правительства. В этом контексте вступление в НАТО становилось бы окончательным признанием нежизнеспособности «шведского нейтралитета».

Но политические решения определяются не только большими закономерностями, а принимаются людьми и являются результатом борьбы и согласования интересов. Об этом нельзя забывать даже в условиях скандинавской политики, которая за некоторыми исключениями вроде Урхо Калева Кекконена, Улофа Пальме и Андерса Фога Расмуссена не слишком богата на ярких лидеров с твердой позицией. Так, Саули Ниинисте до сих пор публично не заявил о своем отношении к вопросу о НАТО, не желая влиять на исход парламентских обсуждений. В обеих правящих социал-демократических партиях Швеции и Финляндии еще только вырабатывается единая позиция. Северный политический процесс – это прежде всего долгий и порой утомительный поиск консенсуса, который будет носить долгосрочный характер. Премьер-министр Финляндии Санна Марин неслучайно подчеркивает, что запуск присоединения к альянсу трудно обратить вспять, а значит, все его аспекты нужно тщательно изучить.

Многие разумно полагают, что наилучшим для НАТО будет одновременное вступление в альянс Швеции и Финляндии. Однако четкого заявления о том, будут ли они вступать вместе или друг за другом, не прозвучало и на встрече премьер-министров двух стран 13 апреля 2022 года. В то же время в финском докладе отмечается, что «одновременный процесс вступления облегчил бы подготовку и ответ на возможную российскую реакцию». Мысль о том, что обсуждение вступления Швеции в НАТО «оказалось на аутсорсинге» в Хельсинки, высказал шведский журналист Торбьорн Нильссон в колонке для Svenska Dagbladet. По его мнению, шведские дебаты должны касаться в том числе тех трансформаций, которые прошел НАТО за последние годы. Соответствует ли современный альянс требованиям Швеции? Ведь НАТО относительно недавно, с 2014 года, начал возвращаться к традиционным для него задачам сдерживания и коллективной обороны. Кроме того, Нильссон намекает на то, что Швеции лучше дождаться официального представления новой стратегической концепции НАТО на саммите в Мадриде, чтобы четко представлять, в какой альянс страна собирается вступить.

Несмотря на устоявшийся тезис о том, что две страны будут принимать решение о вступлении в альянс совместно, в действительности согласование позиций двух северных соседей не всегда проходило гладко. К примеру, одностороннее решение Швеции в июне 1991 года подать заявку на членство в ЕС вызвало в Хельсинки бурю негодования. Президент Финляндии Мауно Койвисто не скрывал своего раздражения, когда получил предложение министра иностранных дел Швеции Стена Андерссона о том, чтобы Норвегия и Финляндия последовали примеру Швеции, и изначально наотрез отказался обсуждать подобную перспективу. Правда, подача Швецией заявки на вступление в ЕС делала аналогичный шаг Финляндии вопросом времени.

В нынешней ситуации шведские социал-демократы пока выглядят более сдержанными в вопросе о вступлении в НАТО, чем их финские коллеги. Ожидается, что отчет шведского правительства для парламента об изменениях в области безопасности, аналогичный финскому, будет подготовлен к концу мая. Но, по словам премьер-министра Швеции, это может произойти и раньше. Не окажется ли, что на этот раз в отличие от ситуации со вступлением в ЕС чуть более решительная Финляндия предрешит исход шведских дебатов? Именно такого мнения придерживается Маргот Вальстрем, ранее министр иностранных дел Швеции в 2014–2019 годы. Опросы общественного мнения также делают этот сценарий вероятным, так как в случае положительного решения о вступлении в альянс в одной из стран уровень поддержки такого шага в другой существенно возрастает. В то же время для Швеции и особенно для социал-демократов вопрос со вступлением в НАТО затрагивает не только военно-политическую сферу, но и внешнеполитическую идентичность, основанную в том числе на невступлении в военные альянсы, что позволяло Швеции не участвовать в войнах на протяжении более 200 лет. Другие партии также постепенно начали пересматривать свои взгляды. Так, лидер правопопулистских шведских демократов Йимми Окесон 11 апреля заявил, что его партия теперь поддерживает вступление в НАТО в случае подачи заявки со стороны Финляндии, хотя ранее скептически относилась к этой идее.

Соседние Норвегия и Дания считают, что со вступлением Швеции и Финляндии в НАТО Северное оборонное сотрудничество (NORDEFCO) выйдет на качественно новый уровень. Тот же Стере, однако, подчеркивает, что разнообразные форматы оборонного сотрудничества не заменяют гарантии, предоставляемые членам НАТО. Пока Финляндия и Швеция не стали полноценными членами альянса, у Норвегии, по словам премьер-министра, нет формального обязательства оказать им военную помощь. А ведь, согласно одному из опросов общественного мнения от 2018 года, 60% противников вступления Швеции в НАТО считали, что члены НАТО все равно будут помогать Швеции в случае вооруженной агрессии. Чем острее население северных стран и их парламентарии будут осознавать, что это не так, тем вероятнее будет становиться подача заявки на вступление в альянс. Эту мысль до Швеции и Финляндии будут стремиться донести и их партнеры по сотрудничеству в рамках НАТО.

Стен Толгфорс, министр обороны Швеции в 2007–2012 годы, еще в 2016-м говорил о том, что в случае с НАТО резкое изменение параметров региональной безопасности может побудить шведских социал-демократов пойти на изменение своей традиционной внешнеполитической линии. Если премьер-министр Таге Эрландер в своей знаковой речи 22 августа 1961 года выступил против членства страны в ЕЭС и заклеймил объединение как сообщество «консерваторов», «католиков» и «капиталистов», то его соратник по партии Ингвар Карлссон 30 лет спустя, 1 июля 1991 года, уже подавал заявку на присоединение Швеции к будущему Европейскому союзу. В случае с НАТО может повториться тот же сценарий.

Важны и конкретные условия участия Швеции и Финляндии в НАТО. Можно предположить, что северные страны все же попытаются снизить негативную реакцию России, предусмотрев, к примеру, неразмещение тактического ядерного оружия и военных баз на своей территории по аналогии с теми оговорками, которые ввели Дания и Норвегия во время холодной войны. Сейчас, правда, эти оговорки постепенно размываются в силу соглашения об оборонном сотрудничестве между Норвегией и США, подписанного в мае 2021 года, и заявления датского правительства 10 февраля 2022 года о начале переговоров с американской стороной о подписании схожего соглашения.

И все же Швеция и Финляндия не заинтересованы в неконтролируемом росте напряженности у своих границ. Даже вступив в НАТО, эти страны все равно попытаются в будущем сохранить статус медиаторов в диалоге России с коллективным Западом, но сделать это будет уже существенно сложнее.

Так или иначе, похоже, что парадокс Кекконена «чем лучше у Финляндии отношения с Россией, тем лучше ее отношения с Западом» рискует уйти в прошлое. Впоследствии, вероятно, будет казаться, что вступление Швеции и Финляндии в НАТО было неизбежным, но это представляется упрощением сложных политических переговоров, которые и сейчас продолжают идти как в стенах Риксдага и Эдускунты, так и в рамках отдельных партий. 


Читайте также


Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Ольга Соловьева

Отечественным чиновникам предстоит выбирать между интересами производителей и потребителей

0
618
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
567
Единый фронт против Трампа Европе создать не удается

Единый фронт против Трампа Европе создать не удается

Геннадий Петров

Часть государств ЕС готова согласиться с претензиями Белого дома

0
681
О справедливой "справедливости" на Украине

О справедливой "справедливости" на Украине

Игорь Шумейко

Карту с линией боестолкновения должны потеснить карты результатов голосований за последние 30 лет

0
568

Другие новости