0
11385
Газета Печатная версия

13.03.2022 17:21:00

Выборы нового Тито. В Сербии ожидают победы Вучича

Олег Бондаренко

Об авторе: Олег Владимирович Бондаренко – основатель проекта Balkanist.ru, директор Фонда прогрессивной политики.

Тэги: балканы, выборы, сербия, президент, вучич, экономика, инвестиции, транзит, кредиты, оппозиция


балканы, выборы, сербия, президент, вучич, экономика, инвестиции, транзит, кредиты, оппозиция Александар Вучич пытается балансировать между Россией и Западом. Фото Reuters

В этом году во многих странах Балканского полуострова состоятся парламентские или президентские выборы. Словения и Черногория выбирают парламент, в Боснии и Герцеговине пройдут всеобщие выборы всех уровней власти, но главные выборы, конечно, в Сербии. 3 апреля состоятся внеочередные парламентские и очередные президентские выборы, помимо этого в стране пройдет серия муниципальных кампаний, главная из которых – в Белграде.

Последний раз совмещенные выборы в Сербии проходили в мае 2012 года, когда совершенно неожиданно во втором туре голосования за нового президента «вечный оппозиционер» Томислав Николич опередил на 2% действующего главу государства Бориса Тадича. Через пять лет, в 2017-м, Николича сменил его политический соратник, премьер-министр Александар Вучич. С этого времени отсчитывается новая политическая эпоха в этом ключевом для региона государстве.

За прошедшие 10 лет Сербия из ординарной балканской страны – одной из прочих кандидаток на вступление в благословенный по тем временам Евросоюз – превратилась в главного драйвера экономического развития не только Балкан, но даже всей Европы. По темпам роста сербский ВВП уже который год на первом месте в Европе. В стране строятся дороги, мосты, фабрики, открываются новые европейские предприятия – для торговли с Россией, ведь между нашими странами действует режим беспошлинной торговли. А сегодня, в период нового кризиса в отношениях Москвы с Европой, вызванного трагическими событиями в Украине, Сербия может стать единственным европейским окном возможностей как для бизнеса, так и для рядовых граждан. Ведь полеты сербского национального авиаперевозчика из Белграда в Москву и назад не прекращались. В Белград шли многомиллионные инвестиции от разных мировых центров – Китая и ЕС, России и США, Турции и стран Персидского залива.

Пекин вкладывался в развитие инфраструктуры на Балканах для увеличения возможностей транзита своих товаров на европейские рынки. После покупки греческого порта Пирей китайцы начали массовую реновацию автомобильных дорог в Сербии, Боснии и Герцеговине, Северной Македонии и Черногории. Последней даже дали кредит на строительство новой автомагистрали Бар–Белград в размере астрономического для самой маленькой республики бывшей Югославии 1 млрд евро под залог единственного крупного торгового порта Бар и единственного же незастроенного пляжа на всем адриатическом побережье Булярица. В результате кредит был успешно «освоен», а из двух участков магистрали один построен на 30%, второй не построен вообще. В итоге спасать Черногорию от китайцев пришлось консорциуму американо-французских инвесторов, согласившихся профинансировать реструктуризацию кредита.

В Сербии китайский бизнес оказался опасным конкурентом для российского. При этом за порядком на купленных предприятиях следит китайская полиция, а зарплаты для завезенных из Поднебесной рабочих существенно ниже рынка. Естественно, себестоимость производимой продукции в таких условиях минимальна, а конкурентоспособность высочайшая.

США в период президентства Дональда Трампа активно развивали отношения с Сербией, делая многое для их перезагрузки. Вашингтон даже назначил двух спецпредставителей – Мэтью Палмера по Западным Балканам и Ричарда Гренелла по Косово. Последний объявил о формировании специального фонда размером 60 млрд долл. на строительство транзитной инфраструктуры, объединяющей Сербию, Косово и Албанию. Его сменщик, представитель администрации Джозефа Байдена Габриэль Эскобар, продолжил данную работу. Однако глобальный интерес к региону при Байдене Вашингтон, очевидно, утратил, о чем без стеснения говорит Гренелл.

Что касается России, то до недавнего времени сложно было найти крупный российский бизнес, не представленный в Сербии: здесь работают представительства «Газпромнефти» и ЛУКОЙЛа, «Согаза» и ВТБ, других крупных компаний. Каждый третий вагон, колесящий по стране, модернизирован Российскими железными дорогами. А Сербия вместе с Боснией и Герцеговиной (благодаря позиции Республики Сербской) остаются единственными странами в Европе, не вводящими санкции против Москвы. При Министерстве обороны Сербии открывается представительство Министерства обороны РФ – такого уровня доверия нет даже внутри ОДКБ. Что особенно ценно в нынешних условиях острого конфликта России с Западом. На фоне закрытия большинства внешних маршрутов для россиян Белград наряду со Стамбулом становится единственным хабом на европейском направлении.

Как утверждают некоторые экономисты, Сербия уже перенасыщена инвестициями, разгоняющими цену за квадратный метр в Белграде до небывалых прежде значений. Сербия стала единственной страной в мире, где местные жители и иностранцы могут совершенно свободно привиться любой существующей вакциной – так президент Вучич привился китайским «Синофармом», спикер парламента Ивица Дачич – «Спутником V», премьер-министр Ана Брнабич – американской Moderna.

За прошедшие четыре года со дня вступления в должность президента Вучич смог вывести страну в лидеры экономического роста по всей Европе. И теперь, чтобы это положение удержать, у него только один выбор – стать новым Иосипом Броз Тито для Балкан, искусно балансируя между интересами многочисленных акторов, оставаясь лучшим другом для России и Китая, деловым партнером для США, ЕС, монархий Персидского залива и Турции. Именно поэтому Сербия не поддержала санкции против России, но проголосовала за резолюцию с осуждением действий Москвы на голосовании в Генеральной Ассамблее ООН. Будучи страной, пострадавшей от сепаратистов, поддержанных мировым сообществом, Сербия не могла не выступить за территориальную целостность Украины.

В новом пятилетнем политическом цикле, который стартует этой весной на Балканах, сербский президент, очевидно, разделит ответственность за будущее страны со своими давними партнерами из Социалистической партии Сербии Ивицы Дачича, возможно, позовет в коалицию кого-то еще, как он это сделал после предыдущих парламентских выборов 21 июня 2020 года, когда в Народную скупщину Сербии прошли всего три избирательных списка – Сербской прогрессивной, Социалистической партий и движения «Спас» – и все три стали частью правительственной коалиции. Позже движение «Спас» объединилось с правящей Сербской прогрессивной партией, а его лидер, глава самой густонаселенной столичной общины Новый Белград Александар Шапич стал кандидатом на пост мэра Белграда. Определенные шансы на возвращение в состав парламента имеет Сербская радикальная партия идеолога современного сербского национализма Воислава Шешеля, два года назад не сумевшая преодолеть даже пониженный трехпроцентный барьер. Или ее место займет новая молодая правая сила – «Заветники» Милицы Джурджевич. На либерально-прозападном фланге высока конкуренция мелких партий, среди прочих отметился своим резким осуждением действий России экс-президент Тадич и его партия. Заявленная в качестве объединенной оппозиционная коалиция на практике столкнулась с ожесточенным неприятием коллег, не согласных с выдвижением вовсе не однозначных фигур.

Так, кандидат в президенты Сербии от объединенной оппозиции Здравко Понош занимал пост начальника Генштаба ВС в период с 2006 по 2008 год. В Сербии его называют «НАТО-генерал», потому что он реформировал сербскую армию в соответствии с требованиями западных кураторов, что привело к резкому снижению оборонительной способности армии Сербии. «Он свел армию на уровень охотничьего содружества, продал танки и вооружение на металлолом», – заявил председатель исполнительного комитета Сербской прогрессивной партии Дарко Глишич. По словам премьер-министра Аны Брнабич, в отчетах Wikileaks содержатся факты, свидетельствующие о том, что Понош выступал за вступление Сербии в НАТО.

Мариника Тепич возглавляет парламентский список объединенной оппозиции. Она известна тем, что за политическую карьеру успела побывать членом нескольких партий, однако наиболее громкий факт о Маринике Тепич – это ее поддержка резолюции о геноциде мусульман в Сребренице, которую сербская сторона отрицает. В 2016 году она, будучи депутатом Лиги социал-демократов Воеводины, вместе с рядом парламентариев направила спикеру Народной скупщины срочный запрос о принятии резолюции.

Кандидат в мэры Белграда писатель, философ и дипломат Владета Янкович служил послом Сербии в Великобритании (2001), Ватикане (2008), в перерыве был советником экс-премьер-министра Воислава Коштуницы (2004). Как пишут сербские СМИ, Янкович неоднократно критиковал администрацию Белграда, которую тогда возглавлял нынешний оппозиционер Драган Джилас, и называл ее «вредительской, проворовавшейся и мародерской», что не помешало ему на этих выборах принять предложение Джиласа и стать кандидатом в мэры от объединенной вокруг Партии свободы и справедливости оппозиционной коалиции.

При таком наборе оппонентов уверенная победа Александара Вучича и его Сербской прогрессивной партии представляется единственно возможной и неизбежной. Без подобной уверенности Вучич бы и не решился объявлять вдвое укороченной последнюю каденцию парламента, в котором не было оппозиции. В новый созыв Скупщины эта оппозиция скорее всего вернется и будет своим присутствием лишь подчеркивать легитимность обновленной власти в глазах мирового сообщества. 


Читайте также


Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Дмитрий Тараторин

Аналитики выяснили, какой образ будущего для Белоруссии выбирают ее граждане

0
864
ИИ способен лишить работы восемь миллионов британцев

ИИ способен лишить работы восемь миллионов британцев

Данила Моисеев

Ученые призвали правительство и бизнес отнестись к рискам внедрения новых технологий осознанно

0
648
Трамп не может выйти за пределы своего "электорального гетто"

Трамп не может выйти за пределы своего "электорального гетто"

Геннадий Петров

Судя по данным соцопросов марта, Байден сохраняет неплохие шансы на переизбрание

0
907
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
766

Другие новости