В Донбасс пришла гуманитарная помощь из РФ. Фото Reuters
В конце февраля 2022 года была открыта новая страница в развитии Украины, а также в отношениях между Россией и Западом. Указы президента России о признании Донецкой народной республики и Луганской народной республики в качестве суверенных и независимых государств и последовавшая затем специальная военная операция России зафиксировали изменение границ Украины. Действия России были направлены на то, чтобы упредить планы Киева, который при поддержке западных стран готовил военную операцию в отношении Донбасса и Крыма.
Минские соглашения, которые были подписаны в 2015 году, предусматривали изменение статуса Донбасса, сохраняя при этом Украину в существующих в тот период границах. При этом Минским соглашениям предшествовали такие события, как вхождение Крыма в состав России и начало военных действий против Донбасса, которые в Киеве назвали антитеррористической операцией. Изменение статуса Крыма зафиксировало новые границы Украины, а события в Донбассе создали предпосылки для продолжения процесса утраты Украиной своих территорий. Вместо поиска компромисса, направленного на интеграцию неподконтрольных территорий, Киев фактически выталкивал их из состава государства. Заключенные Минские соглашения предполагали сохранение Донбасса в составе Украины, хотя и требовали от Киева изменить позицию по одному из ключевых вопросов – отказаться от унитарного характера Украины. Для националистических сил, которые пришли к власти после 2014 года, это было неприемлемо, поскольку они реализовывали курс на создание государства на основе титульной нации. Кроме того, в Киеве опасались, что изменения в украинскую Конституцию спровоцируют обострение центральных властей с регионами, которые хотели расширить свои полномочия. Украинская сторона не хотела создавать прецедент, хотя изменение региональной политики и переход к федеративным началам могли снизить остроту межрегиональных противоречий.
В итоге заявления Киева о готовности выполнения Минских соглашений шли вразрез с конкретными шагами в отношении Донбасса. Проводилась политика, направленная на вытеснение территорий, неподконтрольных Киеву, из политического и экономического пространства «правильного» украинского государства. В целом подобный курс реализовывался в отношении всех юго-восточных регионов, которые культурно были чуждыми для населения запада страны и западноукраинских элит. Подобная политика Киева поддерживалась западными странами, публичные заверения которых о приверженности выполнению Минских соглашений также расходились с реальными действиями. Запад поощрял официальный Киев к проведению антироссийского курса, жесткой позиции в отношении ДНР и ЛНР, тем самым препятствуя выполнению Минских соглашений. При этом конфликт в Донбассе позволял Западу решать свои долгосрочные задачи, направленные на сдерживание России, провоцирование конфликта на ее границах. Кроме того, Запад усилил информационное давление на Россию, возлагая на нее ответственность за невыполнение Минских соглашений. Это служило обоснованием для сохранения санкционной политики и дальнейшего провоцирования российско-украинского конфликта.
Специальная военная операция России, направленная на демилитаризацию и денацификацию Украины, внесла в повестку несколько ключевых вопросов. Их решение в конечном итоге приведет к кардинальным переменам в развитии России и украинского государства.
Задачи по денацификации и демилитаризации Украины, которые были сформулированы в заявлении президента России, необходимо рассматривать в комплексе. Российский президент сделал акцент на том, что необходимо добиться от Украины не вступать в НАТО. В нынешней редакции Конституции Украины зафиксировано, что страна проводит курс на вступление в альянс. Для отказа от данной политики необходимо добиться внесения изменений в Основной закон страны. В условиях, когда украинский президент и парламент не контролируют вооруженные силы и радикальных националистов, сделать это практически невозможно. Добиться подобных изменений можно только при устранении националистических сил с политической арены.
Более сложной представляется решение задачи по денацификации. В последние 30 лет власти Украины целенаправленно проводили политику, направленную на формирование национального государства, и поощряли националистические силы. Для этого использовалась идеология украинского национализма. После государственного переворота 2014 года эта идеология фактически стала государственной. Она прочно утвердилась в коридорах украинской власти и, что самое главное, активно продвигалась среди молодежи. Очевидно, что искоренить идеи или изменить взгляды части элиты и населения относительно того, каким должно быть развитие Украины, будет сложно.
Официальный Киев по-прежнему рассчитывает на политическую поддержку ЕС и США, которые, в свою очередь, не изменили своей политики. Западные страны продолжают поставки в Украину оружия, усиливают санкционное давление на Россию. Поддерживается курс Киева на привлечение наемников, втягивание в борьбу с Россией других государств. Без внимания остается политика украинских властей, направленная на дестабилизацию общественно-политической ситуации, обострение криминогенной обстановки.
Еще до начала специальной военной операции в Донбассе западные страны и Киев развернули в отношении России информационную кампанию. Это привело к девальвации национальной валюты на 4% и ускорению инфляции до 10% в первые два месяца текущего года, дополнив отток иностранных инвестиций. Сложная ситуация потребовала от Киева ускорить переговоры с западными странами об оказании экономической помощи. В итоге в январе-марте 2022 года западные страны заявили о готовности предоставить помощь украинским властям. Так, ЕС заявил о предоставлении 1,2 млрд евро с перспективой ее увеличения до 6 млрд евро. Всемирный банк выразил готовность выделить 700 млн долл., а США рассматривают возможность выделить 10 млрд долл.
В текущем году Украина должна выплатить 9,5 млрд долл. по внешним и внутренним долгам. Без выделения новых средств со стороны западных государств и международных финансовых организаций сделать это Украине будет достаточно сложно. Отказ от инвестиционных программ приведет к замедлению роста ВВП. Еще до начала военной операции ожидалось, что отрицательное сальдо внешнеторгового баланса увеличится с 2,7 млрд долл. в 2021 году до минус 5,7 млрд долл. в 2022-м. Все это потребует от Киева вновь обращаться за экономической помощью к западным странам.
Нынешние власти Украины – президент и парламент не способны и не готовы менять внутреннюю и внешнюю политику страны. Несколько раундов переговоров, проведенных российской и украинской сторонами, показали отсутствие консолидированной позиции по разрешению конфликта у украинской стороны. Более того, официальный Киев затягивал переговорный процесс, не проявляя заинтересованности в прекращении военных действий.
В контексте специальной военной операции России остро стоит вопрос о последующем развитии ситуации в Украине. Установление контроля на административных границах Луганской и Донецкой областей является лишь промежуточной целью. При реализации политики в Украине необходимо добиться установления реального механизма обеспечения российских интересов. Решение подобной задачи может потребовать значительных усилий и времени. Определенные гарантии может дать переход к федеративному устройству со значительным расширением полномочий членов федерации.