0
11815
Газета Печатная версия

28.11.2021 18:48:00

Президент, который пытался понять

Главное, что де Клерку удалось, – это спасти Южную Африку от распада

Алексей Андреев

Об авторе: Алексей Владимирович Андреев – кандидат исторических наук, старший эксперт РИСИ.

Тэги: южная африка, юар, фредерик виллем де клерк, политика, история, некролог


южная африка, юар, фредерик виллем де клерк, политика, история, некролог Фредерик Виллем де Клерк, вопреки расхожему сравнению, не стал южноафриканским Горбачевым. Фото Reuters

Прощание с последним президентом ЮАР эпохи апартеида Фредериком Виллемом де Клерком, скончавшимся на 86-м году от редкого онкологического заболевания, прошло в кругу друзей и близких. Без государственных похорон, довольно тихо и скромно. Это резко контрастирует с бурной реакцией общественности и СМИ на его уход из жизни, в очередной раз показавшей, что Южная Африка все еще разделенная страна.

Для одних де Клерк остался «бывшим главой кровавого режима», для других «могильщиком апартеида», для третьих «предателем, продавшимся за нобелевку и восторги Запада». Но никто не отрицает его ключевой роли в демонтаже государственной системы, лишившей подавляющее большинство южноафриканцев элементарных человеческих прав. «Это был новый опыт. Мистер де Клерк, казалось, действительно пытался понять», – так вспоминал в автобиографии Нельсон Мандела их первую встречу, состоявшуюся в декабре 1989 года. Мандела был заключенным номер 1335/88 тюрьмы «Виктор Верстер» в Кейптауне, де Клерк – главой государства. Президент принимал «террориста», осужденного на пожизненный срок, в своей кейптаунской резиденции. Диалог получился результативным: де Клерк обещал отказаться от «концепции групповых прав», которая тогда активно обсуждалась в правящей Национальной партии (НП) и заключалась, если говорить современным языком, в перезагрузке системы апартеида, придании ей более «демократичного» внешнего облика. До освобождения Манделы оставалось два месяца.

Де Клерк со студенческих лет, когда он изучал право в элитном Потчефструмском университете высшего христианского образования, казался воплощением африканерского консерватизма. Об этом говорили его происхождение (дед – священник, ветеран англо-бурской войны, отец неоднократно занимал посты в правительстве, возглавлял Сенат, считался одним из архитекторов системы апартеида, как и дядя будущего президента Йоханнес Страйдем, премьер-министр в 1954–1958 годах), принадлежность к Голландской реформатской церкви и членство в «Брудербонде», закрытом обществе африканерской элиты.

Неудивительно, что де Клерк сделал блестящую партийную карьеру, без которой было нереально претендовать на высокие государственные должности, поскольку НП бессменно находилась у власти с 1948 по 1994 год. Будучи депутатом парламента, не раз выезжал за рубеж. Особое впечатление на него произвела поездка в 1976 году в США, где, как позже рассказывал де Клерк, ему выпало увидеть «больше расовых инцидентов за один месяц, чем в Южной Африке за год». Тем не менее у себя в стране на протяжении большей части своей карьеры он считался апологетом режима апартеида, хотя и выступал, например, за смягчение цензурного законодательства.

Несомненным плюсом для де Клерка, судя по его воспоминаниям, было то, что, принадлежа к руководству НП и около 10 лет занимая разные министерские посты, он не входил в ближайшее окружение ее лидера и президента ЮАР в 1984–1989 годах Питера Боты, лично руководившего репрессивным аппаратом режима и заслужившего в стране репутацию «большого крокодила». Будущий реформатор показал себя знатоком аппаратных игр, когда в начале 1989 года после отставки партийного босса по состоянию здоровья вопреки его воле сумел заручиться поддержкой партийцев из высшего руководящего звена и они выбрали его главой НП. В период борьбы за власть де Клерк проявлял осторожность в вопросах идеологии. Не случайно он предпочитал эвфемизм «отдельное развитие» одиозному термину «апартеид». Растущее сопротивление режиму внутри страны и международные санкции, давившие на ее экономику, создавали ощущение осажденной крепости. Жестокость властей ЮАР по отношению к чернокожим освещалась по всему миру. Незадолго до начала своего президентского срока, будучи уже лидером НП, де Клерк посетил Великобританию и США. Британский премьер Маргарет Тэтчер, не поддерживавшая санкций против ЮАР, все же посоветовала ему освободить Манделу. А в США де Клерку сообщили, что американское правительство считает неприемлемой его встречу с президентом Джорджем Бушем.

Наступило время решительных действий. Внешнее давление, конечно, сыграло свою роль, хотя основным стимулом, по словам де Клерка, был уже совершенный «скачок» в собственном сознании, который произошел не без влияния размышлений на этико-религиозные темы. Он, по-видимому, осознавал, что перемены могут опрокинуть всю систему. Незадолго до знаменитого выступления в парламенте 2 февраля 1990 года, когда он объявил о необходимости начать переговоры о легализации Африканского национального конгресса (АНК) и освобождении Нельсона Манделы, де Клерк признал в узком кругу: «Мы ликвидаторы этой фирмы».

Президент ЮАР знал, на что и ради чего шел. Он прямо говорил своим оппонентам, что альтернативой переговорам с АНК будут «рост насилия, напряженность и конфликты». Ему приходилось проявлять недюжинные способности переговорщика, чтобы убедить НП в необходимости мирного разрешения сложившейся ситуации. Биограф Манделы Ричард Стенгель вспоминал: «Когда в 1990 году АНК согласился приостановить вооруженную борьбу, Мандела сказал мне: «Мы хотели обеспечить успех его (де Клерка. – «НГ-дипкурьер») усилий. И эти усилия увенчались бы успехом, скажи он белым: «Посмотрите на плоды новой политики переговоров. Мы говорим с противником и добились прекращения боевых действий».

В 1992 году по инициативе де Клерка среди белых граждан ЮАР был проведен референдум: 69% поддержали курс президента. Год спустя, несмотря на кровавые вылазки крайне правых африканерских группировок и этнических радикалов из противоположного лагеря, правительство и оппозиция согласовали текст переходной Конституции и договорились о переходном правительстве с участием НП и АНК. Наконец в апреле 1994 года в ЮАР прошли первые в истории страны парламентские выборы с участием всех граждан независимо от их расовой принадлежности. Победил АНК, новым президентом избрали Манделу, а де Клерк стал одним из двух вице-президентов. В 1996 году он покинул этот пост, а в 1997-м сложил с себя полномочия председателя НП и сообщил о завершении политической карьеры.

Де Клерк ушел из политики, когда экономика ЮАР, самая развитая среди стран Африки, к тому же освободившаяся от международных санкций, набирала обороты. Страна отказалась от военной ядерной программы, сохранив устойчивую обороноспособность. Но главное в том, что, несмотря на все потрясения, ЮАР не распалась. Поэтому представляются некорректными популярные сравнения де Клерка с Михаилом Горбачевым. Сам де Клерк не раз будоражил общественность неожиданными заявлениями, например об «апартеиде как благородном видении справедливости», которое со временем показало свою несостоятельность. Потом приходилось извиняться. Апартеид словно преследовал его, но де Клерк не стал перечеркивать свое прошлое, хотя многое из него, возможно, хотелось бы забыть. Не случайно экс-президента обвиняют в причастности к уничтожению накануне его отставки в 1994 году тысяч документов, которые могли бы пролить свет на преступления спецслужб. Вскоре после смерти де Клерка была обнародована видеозапись его последнего выступления. В нем он просил прощения «за всю боль, горе, унижение и вред, которые апартеид принес чернокожим, цветным и индийцам в Южной Африке». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Партии ФРГ формулируют программы в преддверии борьбы за Бундестаг

Партии ФРГ формулируют программы в преддверии борьбы за Бундестаг

Олег Никифоров

Политикам не хватает времени на подготовку к досрочным выборам

0
1183
Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
1248
Нехватка научных кадров становится угрозой для экономики России

Нехватка научных кадров становится угрозой для экономики России

Граждане и сами не стремятся повышать уровень образования, и работодателям это не интересно

0
1302
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
2032

Другие новости