0
17839
Газета Печатная версия

14.03.2021 17:31:00

Какой Совет Европы нам нужен

Без участия России существование Организации потеряло бы смысл

Тэги: рф, совет европы, постпред, иван солтановский, интервью


рф, совет европы, постпред, иван солтановский, интервью Даже в условиях существования разногласий России необходимо сохранять каналы коммуникаций в Страсбурге. Фото Юрия Паниева

Исполнилось 25 лет членству России в Совете Европы (СЕ). Четверть века работы в этой панъевропейской организации по просьбе ответственного редактора «НГ-дипкурьер» Юрия ПАНИЕВА оценил постпред России при СЕ Иван СОЛТАНОВСКИЙ.

Иван Дмитриевич, прошло 25 лет с момента вступления России в СЕ. Какова главная функция этой структуры и что дало Москве членство в ней?

– Основные цели и функции Совета Европы прописаны в его Уставе. Согласно статье 1, Организация нацелена на достижение большего единства между странами – членами СЕ, реализацию общих идеалов и принципов и содействие экономическому и социальному прогрессу стран-участниц. Из заявленной цели прослеживаются основные функции СЕ, призванного работать в социальной, культурной, правовой и административных областях, защищать права и основные свободы человека, отстаивать принципы верховенства закона и демократии. Делается это путем подготовки соответствующих конвенций и протоколов к ним, налаживания диалога между представителями разных уровней власти с их коллегами из стран-участниц, реализации конкретных проектов, что называется, «на земле» и т.д.

Влияние СЕ на жизнь граждан стран-членов велико и обусловлено прежде всего постепенной гармонизацией национального законодательства по общеевропейским стандартам. России СЕ помог в переломный, кризисный момент истории. После распада СССР она столкнулась с необходимостью реализации назревших реформ, модернизации правовой системы и адаптации к новым реалиям. Войдя в СЕ в 1996 году, Россия стала участвовать в процессе формирования единого правового и гуманитарного пространства, присоединилась к 68 конвенциям.

В частности, исполнение постановлений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) привело к кардинальным шагам по созданию достойных условий содержания в следственных изоляторах, решению проблем нехватки пространства и спальных мест в камерах, антисанитарии и отсутствия естественного освещения.

СЕ содействовал нам в создании системы борьбы с коррупционными схемами и отлаживанием механизма борьбы с экономическими преступлениями. Внес вклад в успешное проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году. В соответствии с Конвенцией СЕ об обеспечении безопасности на стадионах на время турнира был организован Центр международного полицейского сотрудничества и производился обмен данными на базе национальных информационных пунктов.

В рамках СЕ мы активно работаем по таким сферам, как социальная защита населения, здравоохранение, борьба с фальсификацией медицинских препаратов, защита персональных данных, миграция, искусственный интеллект, спорт, экология, культура, туризм, борьба с расизмом и дискриминацией, кинематограф, преподавание истории и т.д. Наша совместная работа с СЕ в этих областях ведет к выработке сбалансированных решений и их последующему внедрению в законодательство и правоприменение в странах – членах Организации. Совместными усилиями мы ищем ответы на вызовы современности.

Одно из московских издательств решило к 25-летию вступления России в Совет Европы издать сборник наиболее значимых рекомендаций Комитета министров СЕ (КМСЕ). Реализовать эту идею оказалось непросто, потому что количество важных для нашей страны рекомендаций в разы превышает объем сборника.

Удалось ли России решить те или иные внешнеполитические задачи при содействии СЕ?

– Прежде всего членство в СЕ способствовало решению ряда наших внутренних вопросов, о которых сказано ранее. Думаю, что для страны, для наших граждан – это самое главное.

Что же касается внешнеполитических задач, то тут все-таки требуется уточнение. Как правило, в общественном понимании данное словосочетание тождественно урегулированию острых международных кризисов. Но к СЕ такой подход не применим – в статье первой Устава Страсбургской организации четко сказано, что вопросы обороны не входят в мандат СЕ. Более того, мы последовательно напоминаем про это нашим партнерам. Убеждены, что выход за пределы Устава, будь то географический или тематический, ведет к подрыву работоспособности Организации, утрате доверия к ней со стороны европейских граждан.

Однако если посмотреть на внешнеполитические задачи в более широком контексте, то результат, безусловно, есть. Взять хотя бы решение системного кризиса 2014–2019 годов, вызванного неправомерным лишением прав национальной делегации Российской Федерации в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) в ответ на реализацию жителями Крыма своего законного права на самоопределение. По сути, именно в Страсбурге нам удалось впервые пробить брешь в режиме антироссийских санкций. Это факт. В конечном итоге большинство стран, осознающих контрпродуктивность и, самое главное, неправомерность вызывающей дискриминации какой-либо страны по откровенно политическим соображениям, смогли сказать свое слово вопреки пресловутому евроконсенсусу и так называемой евро-атлантической солидарности. Здесь, на Страсбургской площадке, где из 47 государств только 27 входят в Евросоюз, а США являются лишь наблюдателем, европейские государства могут выражать свое собственное мнение. Разумеется, с определенной долей допущения, но пока прагматичный диалог все-таки возможен.

Если посмотреть шире на главное в СЕ, а это более 200 конвенций, регулирующих и такие сферы, как борьба с терроризмом и отмыванием денег, пресечение контрафакта медицинской продукции, развитие образования, молодежной мобильности, культурные обмены, международное сотрудничество в указанных областях, то все это, безусловно, входит в число внешнеполитических задач России.

С какими трудностями сталкивается Россия в СЕ?

– Думаю, что основная проблема заключается в том, что многие евростолицы постепенно теряют самостоятельность, а некоторые уже окончательно ее лишились. Для еэсовских членов СЕ, передавших значительную часть своего суверенитета в Брюссель, понятие национальных интересов становится все более архаичным. При этом Евросоюз обладает особым, я бы даже сказал, привилегированным статусом в СЕ. По сути, у него те же права, что и у государств-членов, но вот обязанности несоизмеримо меньше. Прежде всего Евросоюз уже долгие годы тянет с процессом присоединения к Европейской конвенции о правах человека – краеугольному документу СЕ. Почему? Все очень просто – у них есть свой собственный суд, и быть подотчетными ЕСПЧ, в том числе в области прав человека, они не хотят. При этом нас они убеждают в том, что ЕСПЧ практически безгрешен.

На ваш взгляд, что заставило на днях вице-спикера Госдумы Петра Толстого заявить, что Россия должна готовиться к выходу из СЕ? Создается впечатление, что в ПАСЕ часто царили антироссийские настроения и на делегацию РФ оказывался прессинг. Так ли это?

– Полагаю, что такая постановка вопроса не совсем корректна в отношении главы российской делегации в ПАСЕ, заместителя председателя Государственной думы Петра Толстого. Здесь важно не забывать главный принцип разделения властей в Российской Федерации, который наделяет парламентариев особыми полномочиями – представлять наш народ. Парламентская дипломатия – важнейший элемент для продвижения российских интересов. В этой связи им значительно проще откровенно говорить по самым сложным и, казалось бы, неразрешимым вопросам.

В ПАСЕ царит своя атмосфера. Нужно понимать, что за столами сидят не дипломаты, а политики. Многие из них действительно представляют на площадке мнение своих граждан и действуют в их интересах. Но есть и те, кто устраивает из своих выступлений цирковые шоу, преследуя собственные узкокорыстные цели и попросту отнимая у Ассамблеи время. Назвать это прессингом сложно, это скорее похоже на клоунаду, отвлекающую от серьезной работы. Усталость и раздражение от такой ситуации накопились не только у нас. В частности, по итогам прошедшей в январе сессии ПАСЕ вызывающее поведение парламентариев из Украины и их, мягко говоря, недопустимые высказывания в адрес нашей страны попали в фокус внимания профильной комиссии по регламенту.

Кроме того, следует помнить, что ПАСЕ только начинает вспоминать о работе в полноценном формате с участием российских парламентариев. Ведь с 2014 года парламентский диалог был прерван, наша делегация не приезжала в Страсбург почти шесть лет. А все это время Ассамблея продолжала работать в своем обычном режиме, вырабатывала резолюции и «мнения». При этом многие члены ПАСЕ не видели «вживую» российских депутатов или сенаторов, а дискуссии в Парламентской ассамблее велись без учета нашего мнения. Сейчас ситуация постепенно меняется. Российские парламентарии снова ведут активную работу по докладам, продвигают наши взгляды на проблемы в своих выступлениях и в личных контактах.

Чем грозит России выход из СЕ?

– Как я уже говорил, в арсенале СЕ свыше 200 конвенций и дополнительных протоколов, регулирующих самые разнообразные сферы. Россия присоединилась к 68 из них. Эти инструменты работают в интересах нашей страны и ее граждан. Выход из Организации приведет к выходу из конвенций – это автоматический процесс. Разумеется, не всех, но возможности участия в большинстве из них мы, безусловно, лишимся. Европейская конвенция о правах человека в данном случае не станет исключением.

Также Россия является участником девяти так называемых частичных соглашений СЕ – структур, специализирующихся на какой-то конкретной области, например, борьбе с коррупцией, развитии сотрудничества в области спорта, совместном производстве кинофильмов и др. Об этом также придется забыть.

Есть мнение, что без участия России существование СЕ потеряло бы смысл. И не только потому, что Москва является одним из главных плательщиков СЕ. Согласны ли вы с этим?

– Могу заверить, это не мнение – это факт. Во-первых, именно членство Российской Федерации обеспечивает СЕ статус по-настоящему общеевропейской организации, обеспечивающей единство гуманитарно-правового пространства от Лиссабона до Владивостока. Наш выход приведет к сокращению этого пространства как минимум на треть – будет не до Владивостока, а условно до Харькова.

Во-вторых, произойдет окончательная эрозия сущности СЕ как многопрофильной организации. Во времена кризиса 2014–2019 годов, когда небезосновательно стоял вопрос о нашем выходе, западники рельефно обозначили будущее организации без России. Здравоохранение – долой, борьбу с терроризмом и наркотрафиком – долой, молодежь, спорт, культуру, социалку, инвалидов, межрелигиозный диалог – все долой. Что остается? Суд и несколько мониторинговых механизмов. Таким образом, СЕ фактически превратится в «правочеловеческий придаток ЕС».

Как вернуть отношения России и СЕ в конструктивное русло?

– Мы остаемся открытыми к конструктивному диалогу со всеми партнерами по самому широкому кругу вопросов повестки дня СЕ. И наше сотрудничество с организацией идет весьма успешно по ряду профильных направлений. Например, в Конгрессе местных и региональных властей мы наблюдаем деполитизированную и высокоэффективную работу наших регионов, взаимный интерес партнеров, реализацию совместных проектов. На молодежном треке – при активном участии Национального совета молодежных и детских объединений России регулярно проводятся тренинги, семинары, конференции с участием молодежи из разных стран – членов СЕ. В феврале дан старт новому советоевропейскому формату – Обсерватории по преподаванию истории в Европе. Россия вошла в число стран – соучредителей обсерватории. И это лишь несколько примеров.

Называть наше сотрудничество с СЕ полностью неконструктивным неверно, как и невозможно отрицать наличие здесь проблем. Это и круговая порука среди стран – членов Евросоюза, и истерия русофобов (особенно в ПАСЕ), попытки применения двойных стандартов и протаскивания отдельными странами антироссийских решений. Все это, конечно, негативно влияет на наши отношения с СЕ. Тем не менее после кризиса 2014–2019 годов в Страсбурге сложилось «разумное большинство», которое проявило заинтересованность в нормализации отношений с нашей страной и работе с нами на условиях равного и уважительного диалога. К работе на таких условиях мы открыты. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1528
Абхазия лишилась президента

Абхазия лишилась президента

Игорь Селезнёв

Отставку главы государства поддержало большинство депутатов

0
2210
Украина готовит для ударов по России собственные ракеты

Украина готовит для ударов по России собственные ракеты

Владимир Мухин

Обновление ядерной доктрины позволяет РФ дать особенно жесткий ответ на использование Киевом дальнобойного оружия

0
3271
Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
2016

Другие новости