0
11368
Газета Печатная версия

28.02.2021 16:59:00

Россия и Евросоюз: быть вместе нельзя расстаться?

Истоки кризиса объясняются несовпадением представлений о сути европейской идентичности РФ

Надежда Арбатова

Об авторе: Надежда Константиновна Арбатова – заведующая отделом европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, доктор политических наук.

Тэги: ес, боррель, антироссийские санкции, навальный, климат, защита, иран, европейская идентичность, россия

Все статьи по теме "Инцидент с возможным отравлением Алексея Навального"


ес, боррель, антироссийские санкции, навальный, климат, защита, иран, европейская идентичность, россия 22 февраля Жозеп Боррель сообщил о планах расширить санкции против России из-за ситуации с Алексеем Навальным. Фото Reuters

Визит Жозепа Борреля, верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности, в Москву 4–6 февраля стал новой реперной точкой в стремительно ухудшающихся отношениях между Россией и Европейским союзом. Примечательно, что Боррель оказался в центре жесткой критики и в Москве, и в Брюсселе с той лишь разницей, что в первом случае он воспринимался как выразитель «общей антироссийской линии Евросоюза», тогда как во втором случае он подвергся обвинениям европейских парламентариев и политиков в провале своей миссии.

Миссия невыполнима

Почти половина стран Евросоюза высказывала оговорки относительно своевременности визита Борреля в Москву. Для сторонников жесткой линии в отношении Москвы было главным еще раз застолбить непримиримость Евросоюза к нарушениям российскими властями прав человека в связи с арестом Алексея Навального и подавлением манифестаций в поддержку политических заключенных. Именно в этом они видели смысл поездки главного дипломата ЕС. Для Борреля, как и для всего руководства Евросоюза, было важнее найти баланс между приверженностью европейским нормам и необходимостью сотрудничества с Россией по ключевым вопросам международной политики. Этим он и руководствовался, когда подверг Россию критике за «дело Навального», ее действия на востоке Украины и отторжение Крыма» и одновременно предложил Москве сотрудничество по ряду таких важных вопросов, как защита климата и спасение ядерного соглашения с Ираном.

Однако, как ясно показал визит Борреля, сочетание этих двух параллельных курсов (см. «НГ» от 04.02.21) оказалось как проблематичным в принципе, так и контрпродуктивным для самого европейского чиновника. Его московская поездка была объявлена некоторыми парламентариями и политиками «дипломатическим фиаско», его ответы на претензии российской стороны относительно нарушений прав человека в самом ЕС излишне мягкими, а дифирамбы в адрес российской вакцины слишком хвалебными.

Представляется, что главной неудачей миссии Борреля является то, что она не прибавила ничего нового к предстоящему мартовскому саммиту ЕС по России. Не вызывает сомнения, что Боррелем двигали самые лучшие побуждения. Он просто переоценил свои возможности и недооценил степень раздражения принимающей стороны. Для визита был выбран самый неблагоприятный момент, учитывая остроту российской внутриполитической ситуации.

Выступая на пленарном заседании Европарламента по итогам своего визита в Москву, Боррель был вынужден признать, что «Россия не оправдала ожиданий и не стала современной демократией, вместо этого растет недоверие между Россией и ЕС». Он также заявил, что воспользуется своим правом и выступит с инициативой новых санкций против РФ. Вместе с тем глава европейской дипломатии подчеркнул, что по-прежнему считает необходимым для ЕС сохранять диалог с Россией по тем вопросам, которые представляют интерес для Брюсселя, а также поддерживать российское гражданское общество. Несмотря на критику, Боррель пояснил, что ничуть не жалеет о своей поездке в Москву, поскольку считает, что переговоры с партнерами и оппонентами, какими бы безнадежными они ни казались, и есть суть дипломатии.

Эмоции и реалии

Для Москвы визит верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности стал важным поводом еще раз продемонстрировать решительное противодействие любому вмешательству извне в свои внутренние дела даже ценой разрыва отношений с таким давним и важным партнером, как Европейский союз. Высылка трех дипломатов из Германии, Польши и Швеции, объявленных персонами нон грата, произошла во время визита Борреля и была расценена Брюсселем как целенаправленный демарш России и подтверждение того, что Кремль намерен и дальше игнорировать критику ЕС. В Брюсселе и многих европейских столицах кипят эмоции и слышатся призывы дать адекватный ответ российскому руководству «за унизительную череду насмешек над Европейским союзом».

Заявление Москвы о готовности разорвать отношения с ЕС в случае принятия новых антироссийских санкций вызвало в Европе множество вопросов. Что значит разрыв дипломатических отношений в XXI веке и что может за ним последовать? Визовый бойкот? Разрыв авиа- и железнодорожного сообщения? Разрыв экономического сотрудничества, включая свертывание общих проектов, таких как «Северный поток – 2»? Как отреагируют иностранные инвесторы на ухудшение политического климата в России? И наконец, возможна ли при разрыве отношений России с Европейским союзом ее переориентация на двустороннее сотрудничество с государствами – членами ЕС, притом что все внешнеполитические решения в ЕС принимаются консенсусом? Последнее со всей очевидностью было продемонстрировано принятием прошлых санкций против Москвы. Даже те государства – члены ЕС, которые хотели бы избежать введения санкций, были обязаны подчиняться общей дисциплине.

Вопреки политическим перипетиям и ударам пандемии одна из реалий сегодняшнего дня – сохраняющаяся экономическая взаимозависимость России и ЕС. Как отмечал заместитель министра иностранных дел РФ Александр Грушко, «государства – члены ЕС остаются традиционными и важными торгово-экономическими партнерами нашей страны. Так, в январе–октябре 2020 года на их долю суммарно пришлось около 38,8% российского внешнеторгового оборота. Торгово-экономическое сотрудничество остается «страховочной сеткой», поддерживающей российско-еэсовские отношения».

Сохраняется и зависимость стран ЕС от импорта углеводородов из России (около 40% импорта газа). По данным Eurostat, несмотря на очевидный тренд к сокращению доли ископаемого топлива, государства ЕС еще долго будут использовать углеводороды, прежде всего газ и нефть. Однако Россия и ЕС делают разные выводы из этого факта. Российское руководство исходит из того, что у Евросоюза на сегодня нет альтернативы России в энергоснабжении, а ЕС усиленно ищет эту альтернативу, в частности в импорте сжиженного природного газа (СПГ), в том числе из США. По мнению ряда европейских экспертов в энергетической области, добиться снижения зависимости Европы от российских энергопоставок – цель очень сложная, но не невозможная даже в краткосрочной перспективе до 2025 года, когда истекает большинство газовых контрактов с Россией.

В принципе экономическая взаимозависимость является положительным фактором лишь при хороших отношениях между партнерами. Когда же отношения начинают ухудшаться, экономическая взаимозависимость становится отягчающим и раздражающим моментом. Однако, когда отношения приближаются к грани разрыва, экономическая взаимозависимость начинает играть роль спасательного круга. Ни Россия, ни ЕС не заинтересованы в разрыве отношений. Слишком крепко их связывает «единая кровеносная система» взаимных экономических интересов. Последние санкции Евросоюза, принятые в связи с «делом Навального», ограничиваются узким кругом чиновников и не затрагивают интересы бизнеса.

Уроки текущего кризиса

Первый очевидный урок из сегодняшнего кризиса в отношениях России и ЕС состоит в том, что если проблемы не решаются, то они не исчезают сами по себе, становясь источником постоянной напряженности. Россию обвиняют в пассивности и нежелании способствовать прекращению конфликта на востоке Украины. Но те же обвинения можно предъявить и европейским партнерам по Нормандскому формату. Не один год эксперты говорят о том, что без международной миротворческой операции в буферной зоне, разделяющей противоборствующие стороны, невозможно сдвинуть Минский процесс с мертвой точки. Миротворческие операции в зонах вооруженных конфликтов – это единственно возможная альтернатива военным действиям, что со всей наглядностью было продемонстрировано недавно в Нагорном Карабахе. Европейские партнеры Украины должны убедить Киев в необходимости такой операции, детали которой могут быть согласованы путем переговоров.

Второй урок заключается в иллюзорности надежд на то, что только благодаря личному общению могут быть решены серьезные проблемы двусторонних отношений (что, кстати, проявилось и во встречах президентов Владимира Путина и Дональда Трампа). Неподготовленные официальные визиты в периоды крайнего обострения отношений оборачиваются противоположностью и ведут лишь к еще большему обострению (тут можно вспомнить и саммит Никиты Хрущева и Джона Кеннеди в Вене в 1961 году).

Третий урок в том, что перезагрузка отношений России и ЕС в обозримом будущем не представляется возможной, потому что ни Москва, ни Брюссель к этому не готовы. Максимум того, что возможно в обозримом будущем, – точечное взаимодействие по конкретным вопросам, оставляющим за скобками более широкие экзистенциальные проблемы отношений.

Представляется, что глубинные истоки сегодняшнего кризиса объясняются несовпадением представлений Москвы и Брюсселя о сути европейской идентичности России. В понимании Кремля Россия – суверенный равноправный партнер Европы, которая не должна вмешиваться во внутренние дела РФ и читать ей нравоучения. Для Европейского союза европейская идентичность России означает прежде всего ее соответствие европейским демократическим нормам и принципам. ЕС не закрывает глаза на нарушения европейских норм в своих странах, например в Польше и Венгрии. Но предъявляемые России стандарты и требования, пожалуй, выше. Они определяются ролью и местом России в Европе и мире в целом. Да и сама Россия претендует на большее, нежели статус поставщика сырья и обладание огромным ядерным арсеналом. Вряд ли Кремль удовлетворило бы отношение к России как «Саудовской Аравии с ядерным оружием». Как сказал Путин на Давосском онлайн-форуме в январе этого года, если европейская культура хочет сохраниться и остаться одним из центров мировой цивилизации в будущем, имея в виду все проблемы и тенденции развития мировой цивилизации, то, конечно, Западная Европа и Россия должны быть вместе. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Дмитрий Тараторин

Аналитики выяснили, какой образ будущего для Белоруссии выбирают ее граждане

0
1288
Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Игорь Субботин

Поставки боеприпасов стали мостом между Вашингтоном и Анкарой

0
1322
ИИ способен лишить работы восемь миллионов британцев

ИИ способен лишить работы восемь миллионов британцев

Данила Моисеев

Ученые призвали правительство и бизнес отнестись к рискам внедрения новых технологий осознанно

0
893
Варшава и Киев за Круглым столом с острыми углами

Варшава и Киев за Круглым столом с острыми углами

Валерий Мастеров

Межправительственные консультации конфликтующих стран не привели к ощутимым результатам

0
989

Другие новости