Участники первого круглого стола сосредоточились на причинах ухудшения отношений РФ и ФРГ. Фото со страницы Германо-российского форума в Twitter
Германо-российский форум (общественная организация, созданная в 2001 году) открыл серию круглых столов «Разговоры о России», посвященных дискуссиям о будущем двусторонних отношений. На первом круглом столе обсуждались перспективы развития этих отношений после ряда осложнений последних месяцев и даже лет. Он и носил название «Крах российско-германских отношений, может ли состояться новый старт этих отношений».
Модератором дискуссии выступил известный в прошлом радиокорреспондент Первой программы немецкого телевидения (ARD) Херманн Краузе. В числе приглашенных гостей – немецкий политолог Александр Рар, корреспонденты немецких изданий, работавшие в Москве, Кристина Хоффманн (сегодня обозреватель журнала Spiegel) и внешнеполитический корреспондент гамбургского еженедельника Zeit Михаэль Туманн.
Важно отметить, что начало шероховатостей в германо-российских отношениях многие эксперты связывают с окончанием эры социал-демократического канцлера Герхарда Шрёдера. Причем некоторые утверждают, что его жесткая оппозиция в 2002 году американскому вторжению в Ирак даже породила слухи о формировании оси Берлин–Москва, к которой присоединилась и Франция при президенте Жаке Шираке. В 2005 году Шрёдер уступил канцлерское кресло Ангеле Меркель, а сам ушел из политики. В 2012 году Меркель возглавила христианско-либеральное коалиционное правительство ХДС/ХСС – СвДП.
О переломном для российско-германских отношений 2012 годе говорил на круглом столе Михаэль Шуманн. Действительно, тот год был непростым и одновременно насыщенным для германо-российских отношений. Это был год, когда Берлин по-новому расставил акценты в своей политике по отношению к Москве. Как отмечал тогда в интервью Deutsche Welle (DW) Игорь Юргенс, председатель правления Института современного развития (ИНСОР), «ухудшения отношений не заметить было трудно. Началось все с первого визита Владимира Путина в Германию после его избрания президентом. Во время короткой встречи Ангела Меркель высказалась по поводу выборов и ситуации в стране, в частности речь зашла о деле Pussy Riot. Слов она при этом не подбирала и четко выразила свою точку зрения. Затем был ответный визит, в ходе которого все повторилось».
Видимо, все дело было в решении Путина возвратиться во власть. Неслучайно нынешний кандидат в президенты США от Демократической партии Джозеф Байден приезжал тогда в Москву и не рекомендовал Путину выдвигаться в президенты. Дмитрий Медведев был удобнее и для США, и, видимо, для ФРГ.
Понятно, что события 2014 года с присоединением Крыма к России, как считает Кристина Хоффманн, привели в Германии к разочарованию в Путине. И это разочарование усилилось по мере укрепления авторитаризма в России, венцом которого сегодня является предполагаемое отравление оппозиционера Алексея Навального. Но, как считает она, это разочарование не должно привести к краху российско-германских отношений.
Россия, как считает Михаэль Шуманн, в течение длительного времени при Путине вела гибридные войны против Европы. И частью этих войн были кибератаки на Бундестаг (Россия отрицает, что за этим могут стоять официальные структуры). Но, по его мнению, Россия недостаточно серьезно отнеслась к озабоченности этим официального Берлина. Главный тезис, представленный Шуманном, говорит об истории упущенных возможностей во взаимоотношениях двух стран. И к ним, несомненно, относятся все эти предполагаемые действия Москвы против Берлина.
С точки зрения политолога Александра Рара, автора одной из первых немецких книг о Путине, «отношения с Россией не рухнули, но находятся в тупике». Одна из главных проблем, перед которой в наступающем году стоят российско-германские отношения, как он считает, связана с предстоящими федеральными выборами, которые определят, кто будет управлять Германией в ближайшие четыре года. Немцам предстоит сделать выбор между четырьмя консервативными политиками – кандидатами на пост канцлера (как известно, Ангела Меркель решила уйти из политической жизни). К ним, по словам Рара, относятся два приверженца трансатлантической линии во внешней политике ФРГ: Фридрих Мерц, являющийся представителем экономического, или, правильнее сказать, предпринимательского крыла ХДС, и Норберт Рётген, занимающий пост главы внешнеполитического комитета Бундестага.
Им противостоят политики, которые «не так предубежденно относятся к России» и готовы, если правильно интерпретировать Рара, к преодолению сегодняшнего тупика и развитию российско-германских отношений. К ним относятся премьер-министр крупнейшей в ФРГ земли Северный Рейн–Вестфалия Армин Лашет и баварский премьер Маркус Зёдер. Вторым же партнером ХДС/ХСС скорее всего будет партия «Союз–90/Зеленые», лидеры которых довольно скептически относятся к Путину и нарушениям демократических свобод (как их понимают на Западе) в России. Ситуация, конечно, осложняется и общим внешнеполитическим фоном, который, как считает Рар, представляет собой переход от униполярности с таким единственным ведущим игроком, как США, к мультиполярности со множеством центров силы. Наиболее яркое явление в этом плане – рост экономического, а вместе с тем и военного и политического значения Китая.
Впрочем, главный вопрос о будущем российско-германских отношений остался, по сути, неотвеченным. Но всеми участниками была высказана надежда на то, что созданная за истекшие десятилетия ткань двусторонних отношений в виде сотрудничества гражданских обществ в рамках «Петербургского диалога» и взаимовыгодных экономических связей не позволит окончательно похоронить эти отношения. Рар рассматривает сегодняшние отношения как «паузу в отношениях».
комментарии(0)