Сергей Лавров в беседе с Жозепом Боррелем призвал Евросоюз не нагнетать антироссийских настроений. Фото РИА Новости
Министр иностранных дел Сергей Лавров выступил на минувшей неделе с весьма жестким заявлением. Россия может прекратить диалог с Евросоюзом, если в Брюсселе не осознают необходимость взаимного уважения между партнерами. «Те люди, которые отвечают за внешнюю политику на Западе, не понимают необходимости взаимоуважительного разговора. Наверное, мы должны на какое-то время перестать с ними общаться. Тем более Урсула фон дер Ляйен (глава Еврокомиссии. – «НГ») заявляет, что с нынешней российской властью не получается геополитического партнерства. Так тому и быть, если они этого хотят», – сказал он на площадке Международного дискуссионного клуба «Валдай».
Так резко, пожалуй, Лавров еще не выступал. Возможно, на это министра спровоцировали те «нравоучительные сентенции», которые звучали на последнем заседании Совета ЕС по внешней политике. А также заявления о том, что Россия не смогла воспользоваться шансом объяснить случившееся с Алексеем Навальным. Евросоюз подчеркивает, что применение химического оружия в любой точке земного шара – это неприемлемый шаг и нарушение международного права. И если российские власти к этому не причастны, то они должны расследовать и объяснить, кто и каким образом получил доступ к запрещенному боевому отравляющему веществу семейства «Новичок», указывают в Брюсселе.
Там поспешили объявить причастными к покушению на убийство оппозиционера шестерых высокопоставленных чиновников и силовиков, в отношении которых 15 октября были введены персональные санкции. «Это решение (Совета ЕС. – «НГ») подтвердило наши худшие опасения, что отношения России и ЕС будут доведены до самого низкого уровня за последнее время, – заявил постпред России при ЕС Владимир Чижов в минувшую субботу журналистам. – Обоснование этих санкций и с политической, и с юридической точек зрения очень хилое, а с моральной – просто неприемлемое. Среди ратующих за введение санкций явно были внутренние разногласия, не случайно в СМИ сначала появилась информация о девяти подпадающих под них лицах, потом их количество сократилось до шести». По словам Чижова, Франция и Германия, которые предложили ввести новые антироссийские санкции, не представили «каких-либо доказательств связи перечисленных людей с этой историей».
Россия примет зеркальные меры, заверил Чижов. «Поскольку санкции введены персональные, то и ответ будет, очевидно, персональным», – сказал он.
Ранее о том, что нынешняя линия Евросоюза в отношении России не останется без последствий, предупредил Лавров. Видимо, предвидя такой оборот событий, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что на инциденте с Навальным «свет клином не сошелся» и что он «не может определять будущее отношений ЕС и России». Во вторник он позвонил Лаврову, чтобы изложить ему логику действий Брюсселя в отношении Москвы. Согласно официальному сообщению внешнеполитической службы ЕС, Боррель, в частности, подчеркнул необходимость сохранения открытых каналов для диалога между Россией и Евросоюзом.
То есть сводить отношения с Москвой к «делу Навального» ЕС не намерен. Когда Борреля спросили 12 октября, не считает ли он нужным прекратить связи с РФ, он ответил: «На каждый случай должен быть свой ответ. Санкции касаются конкретного случая – отравления господина Навального. Но в наших отношениях с Россией есть другие измерения». В пример он привел бои в Нагорном Карабахе. Поскольку Россия – сопредседатель Минской группы ОБСЕ, то ЕС сотрудничает с ней для урегулирования конфликта между Азербайджаном и Арменией. «Мы не перестанем это делать из-за санкций за отравление Навального», – заверил Боррель.
Ситуация, связанная с отравлением Навального, – лишь один из факторов, который способствовал ухудшению отношений между Россией и ЕС. Резкое обострение началось после присоединения Крыма в 2014 году и начала вооруженного конфликта в Донбассе. Также на охлаждение отношений повлияла приписываемая Москве химатака в британском Солсбери. Там тоже был применен «Новичок» для отравления экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери. Российские власти все обвинения в свой адрес называют необоснованными и недоказанными.
На этом фоне, напомним, в 2016 году ЕС утвердил пять принципов отношений с РФ в новых условиях:
– имплементация Минских соглашений по Донбассу – ключевое условие для изменения отношения ЕС к России;
– Евросоюз углубляет отношения со странами «Восточного партнерства» и Центральной Азии;
– ЕС усиливает свою устойчивость к угрозам, в частности в вопросе энергетической безопасности или гибридной войны;
– поддержание контактов с Россией по вопросам, представляющим для ЕС интерес;
– углубление контактов между людьми в странах ЕС и России, а также поддержка гражданского общества в РФ.
Судя по реакции, в Брюсселе высказывание Лаврова и Чижова восприняли достаточно спокойно. Ведь, представляя программу председательства Германии в ЕС, канцлер ФРГ Ангела Меркель еще в июне заявила, что необходимо ограничить отношения ЕС и России уровнем мирного сосуществования. За год до этого Европарламент принял резолюцию, в которой утверждалось, что «Россия больше не может считаться стратегическим партнером». Брюссель обвиняет Россию в нарушении существующих на Западе правил и ценностей, создании по соседству с ним зоны нерешенных конфликтов, кибератаках, дезинформации и подрыве ЕС.
Неудивительно, что по его инициативе были подвешены многие форматы отраслевого взаимодействия и политического диалога, поставлены на паузу многообещающие проекты, в том числе нацеленные на построение общего торгово-экономического и гуманитарного пространства от Лиссабона до Владивостока. То есть взаимное отчуждение, регулярное продление сразу нескольких пакетов санкций и контрсанкции стали нормой в отношениях России с Евросоюзом.
На политическом уровне они практически сведены к встречам и телефонным разговорам между Лавровым и Боррелем. Когда в 2018 году на саммит форума «Азия–Европа» (АСЕМ) в Брюссель приезжал тогдашний премьер Дмитрий Медведев, экс-председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер не пожелал с ним встречаться. Хотя ведущие государства ЕС, Германия и Франция, не прекратили политические контакты с Россией, но содержание этих контактов стало существенно беднее, формат сузился, а тон обострился. В военной сфере Европа на российском направлении следует в принципе тем же курсом, что и США. В рамках НАТО европейские страны при лидирующей роли США приняли ряд шагов, восстановивших, пока на символическом уровне, военное противостояние с Россией на востоке Европы. Москва, со своей стороны, активизировала собственную военную деятельность у своих западных границ. В результате Европа перестала быть тем островом безопасности, каким она оставалась на протяжении предыдущей четверти века. Это не означает, конечно, что заканчиваются отношения России и европейских стран. На самом деле практические потребности России требуют ослабления напряженности в отношениях с Евросоюзом как своим крупнейшим торгово-экономическим партнером. На его долю приходится более половины экспорта и свыше 40% импорта России. Причем товарооборот сегодня вполне мог бы достигать отметки в полтриллиона долларов, а инвестиционное сотрудничество способно помочь модернизации российской экономики. Все это усилило бы положение России по отношению к другим соседям, прежде всего Китаю.
комментарии(0)