0
11542
Газета Печатная версия

10.03.2019 18:19:00

Принцесса Рима ступила на дипломатическую стезю

Зачем Саудовской Аравии женщина-посол в Вашингтоне

Ирина Мохова

Об авторе: Ирина Михайловна Мохова – востоковед, кандидат политических наук.

Тэги: саудовская аравия, женщина, посол, сша. хашогги, убийство


саудовская аравия, женщина, посол, сша. хашогги, убийство Женским лицом саудовской дипломатии стала Рима бинт Бандар бин Султан бин Абдель Азиз Аль Сауд. Фото Reuters

Назначенная в конце февраля послом Саудовской Аравии в США в крайне непростой период для двусторонних отношений принцесса Рима бинт Бандар бин Султан бин Абдель Азиз Аль Сауд стала первой женщиной в истории королевства, занявшей такую высокую дипломатическую должность. Она – представитель правящей элиты, прямой потомок основателя государства. Ее дед – Султан бин Абдель Азиз вплоть до своей смерти в 2011 году был наследным принцем и долгое время возглавлял Министерство обороны. Отец – влиятельный принц Бандар бин Султан. Более 20 лет, вплоть до 2005 года, он возглавлял посольство Королевства Саудовская Аравия (КСА) в Вашингтоне. После этого до 2015-го занимал пост генсека Совета национальной безопасности, а в 2012–2014 годах также был руководителем общей разведки.

У принцессы Римы, которой немногим более 40 лет, за плечами внушительный список собственных достижений. Выпускница американского Университета Джорджа Вашингтона, она известна на родине деятельностью, направленной на расширение социальных и профессиональных возможностей женщин, а также в качестве соучредителя ассоциации, занимающейся проблемами рака молочной железы. Помимо этого на посту главы Федерации общественного спорта, а позднее в качестве вице-президента по развитию и планированию в Генеральном управлении спорта Рима прилагала усилия для вовлечения девочек и женщин к участию в спортивных мероприятиях и продвигала инициативы о проведении соревнований с участием женщин. Если вспомнить, что впервые в истории саудовские спортсменки выступили на Олимпийских играх только в 2012 году и лишь в 2013-м саудовским женщинам было разрешено ездить на велосипеде (!), да и то в сопровождении родственника, то становится очевидно, что проблема гендерного неравенства в КСА стоит крайне остро.

И еще один штрих – принцесса Рима разведена и воспитывает двоих детей. Для представительницы правящей семьи консервативной страны это серьезный вызов традиции. Таким образом, новое лицо саудовской дипломатии представляет собой идеальный образ успешной и современной саудовской женщины – самостоятельной, решительной, открытой миру.

Принцесса была назначена на должность указом наследного принца Мухаммеда бин Сальмана. Именно он является инициатором амбициозной программы социально-экономических реформ «Видение 2030», в которой большое внимание уделяется женскому вопросу, в частности расширению их участия в экономическом развитии страны. С учетом того, что Мухаммед использует эту тему в качестве важного элемента своей стратегии, выбор принцессы Римы – эффектный ход.

Вот только это решение он был вынужден делать в крайне сложный для КСА период. Убийство в Стамбуле в октябре 2018 года саудовского журналиста Хашогги, сотрудничавшего с Washington Post, стало серьезным испытанием для двусторонних отношений. Над руководством КСА нависла тень подозрения в причастности к преступлению. Оно было совершено на территории консульства КСА, причем посол в Вашингтоне Халед бин Салман бин Абдель Азиз Аль Сауд первое время категорически отрицал факт случившегося. Однако узы, скрепляющие Вашингтон и Эр-Рияд, оказались весьма прочными.

Президент США Дональд Трамп отказался от введения экономических санкций, предусматривающих разрыв военных контрактов с КСА. Речь шла о сумме в 110 млрд долл., которые американцы могли бы, по словам главы Белого дома, «безрассудно потерять». Позднее Трамп подчеркивал, что королевство для США является «важным союзником», «который во многих отношениях хорош». Символично, что первый зарубежный визит на посту президента он в 2017 году совершил именно в КСА. 

«Суровое наказание», обещанное Трампом за убийство, обернулось введением санкций в отношении 17 подданных КСА, а также рекомендацией Эр-Рияду принять необходимые меры для прекращения «травли диссидентов и журналистов». Самой значимой фамилией в санкционном списке стал генконсул КСА в Стамбуле Мухаммед Ибрагим аль-Утейби. Однако американская администрация все же попыталась сохранить лицо. На фоне публикаций в СМИ косвенных доказательств о том, что саудовская верхушка не могла не знать о готовящемся преступлении, в санкционный список был включен бывший советник кронпринца Сауд аль-Кахтани. Последний был спешно отправлен в отставку после того, как саудовские власти были вынуждены признать факт убийства.

Скандал не привел к отказу от участия главы Минфина США Стивена Мнучина в международной инвестиционной конференции Future Investment Initiative в Эр-Рияде. Он провел переговоры с Мухаммедом бин Салманом для координации санкций США и КСА против Ирана, по итогам которых была подчеркнута «важность американо-саудовского стратегического партнерства».

Обе стороны старательно смягчают эффект от случившегося. Пока обоим это выгодно, поскольку речь идет о многомиллиардных контрактах, реализации «Видения 2030», сотрудничестве по сдерживанию Ирана и сохранению стабильности на мировом рынке нефти. Поэтому Вашингтон, по сути, ограничивается риторикой о необходимости независимого расследования произошедшего, а Эр-Рияд меняет посла, пытаясь перевернуть неприятную страницу в двусторонних отношениях.

Принцессе Риме предстоит провести своего рода перезагрузку отношений, способствовать минимизации последствий от убийства журналиста и усилить лоббистскую деятельность в интересах королевства. Ей, очевидно, пригодятся наработанные годами связи ее отца. Известно, что принцу Бандару удалось сформировать эффективный пул лоббистов, имевших значительное влияние на американскую администрацию. При этом не стоит забывать, что, несмотря на активные финансовые вливания последних лет в американские лоббистские и пиар-структуры, Саудовской Аравии не удалось избежать принятия в 2016 году закона «Правосудие против спонсоров терроризма», дающего право семьям жертв терактов 11 сентября 2001 года привлекать королевство к суду. Уже рассматривается ряд исков с обвинениями саудовских организаций в поддержке «Аль-Каиды» (запрещена в РФ). Поэтому, какими бы крепкими ни были отношения «союзников», главный принцип, отстаиваемый Трампом – «Америка прежде всего», и саудовцы это хорошо знают. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Несовременно, зато женственно

Несовременно, зато женственно

Мария Давыдова

Не та коробочка и другие городские случаи

0
2301
Эр-Рияд лавирует между Трампом и Тегераном

Эр-Рияд лавирует между Трампом и Тегераном

Игорь Субботин

Саудовская Аравия хотела бы добиться прекращения активных наступательных действий со стороны Израиля

0
2949
О тихом посредничестве Саудовской Аравии и Катара

О тихом посредничестве Саудовской Аравии и Катара

Публичность переговоров часто вредит их эффективности

0
11221
Региональная политика 14-17 октября в зеркале Telegram

Региональная политика 14-17 октября в зеркале Telegram

0
10594

Другие новости