0
9767
Газета Печатная версия

11.11.2018 17:07:00

Избиратель наказал Бидзину Иванишвили

Победу "Грузинской мечте" может принести страх общества перед Михаилом Саакашвили

Петр Мамрадзе

Об авторе: Петр Мамрадзе – руководитель Института стратегии управления (НПО).

Тэги: грузия, политика, выборы, президент, кандидаты, грузинская мечта, иванишвили, саакашвили


грузия, политика, выборы, президент, кандидаты, грузинская мечта, иванишвили, саакашвили Независимый кандидат Саломэ Зурабишвили участвует в выборах под номером 48 – традиционным избирательным номером Бидзины Иванишвили и его «Грузинской мечты». Фото Reuters

В сентябре 2012 года десятки тысяч тбилисцев и приезжих со всех районов Грузии проводили перманентные митинги против президента Михаила Саакашвили и его окружения, горячо поддерживая Бидзину Иванишвили и созданную им коалицию – «Грузинская мечта» (ГМ). Жуткие видеокадры, документально свидетельствующие о садистском обращении в тюрьмах с заключенными, включая несовершеннолетних, стали последней каплей, переполнившей чашу народного терпения и заставившей людей преодолеть страх перед полицейским режимом.

Протесты достигли тогда поистине общенародного масштаба, и это в значительной степени парализовало административный и финансовый ресурс режима – на парламентских выборах 1 октября 2012 года ГМ получила большинство, и Саакашвили пришлось признать поражение. Люди ликовали – Иванишвили был известен как меценат, бескорыстно потративший сотни миллионов долларов на благо Грузии, превративший свое родное село Чорвила и весь Сачхерский район, где оно расположено, в райский уголок. «Скоро все будем жить как чорвильцы», – мечтал народ, и сам Иванишвили не скупился на несбыточные, мягко говоря, обещания. Людей тогда не смущало и то, что в команде Иванишвили состояли и лица с подмоченной репутацией – им простили все прегрешения за то, что в решающий момент они поддержали Иванишвили в его отчаянной борьбе против Саакашвили.

Вскоре, однако, настроение значительной части общества стало меняться. Массой овладевали разочарование, досада, ощущение, что их опять обманули, осознание того, что дорвавшуюся до власти ГМ проблемы тех, кому они обязаны получением власти, не заботят в должной степени. Правда, необходимо отметить, что, придя к власти, ГМ оказалась в тяжелом положении: авторитарная модернизация, проведенная Саакашвили, хотя и искоренила массовую коррупцию, разъедавшую страну в последние годы президентства Эдуарда Шеварднадзе, но в конечном счете, в полном соответствии с постулатами политологии, привела к чудовищной элитарной коррупции.

«Наци» (так называют в народе членов правившего «Единого национального движения» – ЕНД) оставили после себя огромный внешний долг, полностью разоренное сельское хозяйство, нищету значительной части населения, за счет которого сказочно богатели Саакашвили и его ближайшее окружение и т.д. Все это вкупе с нереально завышенными ожиданиями народа ставило перед ГМ сложную задачу. А победившая коалиция с самого начала проявила крайнее неумение в управлении государством и полное отсутствие способности представить в выгодном свете свои реальные достижения, которых, кстати, немало. Особенно удручающе подействовало на общество то, что у ГМ не оказалось политической воли обеспечить обещанное восстановление справедливости. За решеткой оказались несколько человек, а подавляющее большинство сообщников Саакашвили, причастных к тяжким преступлениям, сохранили награбленное и припеваючи живут за рубежом. Есть даже такие, которые сохранили свои должности и даже продвинулись по службе. Многие подозревают «мечтателей» в сговоре с «нацами», и с теми из них, кто до сих пор не смог вернуть свое, потерянное при Саакашвили имущество, лучше не спорить.

Вот с такой пошатнувшейся репутацией ГМ вышла на парламентские выборы два года назад и, максимально задействовав административные и финансовые ресурсы (ГМ официально получила от своих спонсоров в 10 раз (!) больше денег, чем все остальные партии, вместе взятые), заполучила конституционное большинство в парламенте, одновременно нанеся сильный удар по своей реальной легитимности. А уже за этим началось сильное «головокружение от успехов» в среде «мечтателей» – их роскошные виллы стали множиться как грибы после дождя, но пропорционально с этим в базовом электорате ГМ стало расти убеждение: с этим пора кончать – зарвавшихся надо проучить. Тут и подоспели выборы президента Грузии.

Суть выборов в Грузии не понять, не учитывая крайне персонифицированной политики: люди голосуют за лидеров, которые на данный момент своей харизмой и популизмом завоевывают доверие и симпатию. На нынешних президентских выборах кандидатом Саакашвили является Григол Вашадзе, а поддержанная правящей ГМ Саломэ Зурабишвили в народе считается личным кандидатом Иванишвили. Ни у Вашадзе, ни у Зурабишвили нет своего электората – за них голосуют соответственно сторонники Саакашвили и Иванишвили. В первом туре Зурабишвили получила 38,6% а Вашадзе – 37,7% голосов при явке 46,7%. Если же учитывать общее количество избирателей, то это – 18,05% и 17,6% соответственно.

17,6%, полученные Вашадзе, не удивляют – ведь к голосам сторонников Саакашвили, составляющих стабильно 12–13% всего электората, добавились голоса тех его противников, кто решил проучить ГМ, дабы «мечтатели» «почувствовали», что им придется держать ответ за невыполненные обещания. Среди принципиальных противников бывших властей есть и такие, кто считает, что лучше иметь президентом человека Саакашвили, ибо он ничего не сумеет напортить, обладая лишь представительскими полномочиями, зато будет обличать ГМ, чем как-то будет сдерживать зарвавшихся «мечтателей». А в случае победы Зурабишвили ГМ получит полную монополию и «совсем взбесится».

В противовес процентам Вашадзе 18,05% от общего количества избирателей, полученных Зурабишвили, свидетельствуют о полном провале ресурса властей и резком падении рейтинга самого Иванишвили. Причиной этого можно назвать «антихаризматичность» Саломэ Зурабишвили, ее непопулярные заявления в ходе предвыборной кампании, катастрофически проигрышные выступления по телевидению самого Иванишвили, тяжелые ошибки его команды. Одно только то, что во время предвыборной кампании ГМ вынесла на обсуждение проект культивации и производства марихуаны, что было осуждено Грузинской православной церковью (ГПЦ) на высшем уровне и вызвало возмущение общества, могло похоронить любого кандидата. Самое главное же, конечно, то, что выборы проходили на тяжелом социальном фоне и в атмосфере недоверия к ГМ и Иванишвили.

За последнее время увеличилось неравенство в доходах населения, расслоение по социальному признаку достигло невиданных масштабов. Это, кстати, с горечью признал сам Иванишвили, узнавший о происходящем, по его же словам… из публикаций авторитетных международных организаций. Причиной катастрофической ситуации Иванишвили назвал отсутствие регуляций в банковской сфере, что позволило банкам «проесть всю страну». И его объяснение тоже сыграло против него, так как в обществе тут же возник встречный вопрос: кто мешал конституционному большинству ГМ в парламенте ввести нужные регуляции? Более 70% взрослого населения имеют долги банкам, и многие не в состоянии платить по счетам. Другая беда – густая сеть казино, за годы правления ГМ, опять-таки в отсутствие регуляций, опутавшая всю страну и в реальности, и виртуально, да так, что в надежде на хоть какой-то выигрыш народ просаживает на играх больше денег, чем тратит на еду. Добавим сюда рекордное обесценивание национальной валюты лари, и то, что Григол Вашадзе набрал всего 17,6% от количества населения с правом голоса, может объясняться только сохранившимся страхом людей перед прежней властью и степенью неприятия Саакашвили.

В создавшемся положении сложно предсказать, что произойдет во втором туре. С одной стороны, немало людей заявляют, что не участвовали в первом туре, пребывая в уверенности победы Зурабишвили – дескать, власти, используя все ресурсы, «оформят» ее победу. Теперь они собираются идти на избирательные участки и голосовать за Зурабишвили, ибо в случае победы Григола Вашадзе Саакашвили получит мощный рычаг для дестабилизации в Грузии.

С другой стороны, большая часть лидеров оппозиции призвала своих сторонников голосовать во втором туре за Вашадзе. На этом фоне очередное контрпродуктивное публичное выступление Иванишвили либо «несимпатичное» поведение и ошибки Зурабишвили – а такие их действия исключить нельзя – могут привести к поражению во втором туре. В то же время на стороне Иванишвили подавляющая часть грузинских бизнесменов, вспоминающих как кошмарный сон последние годы правления Саакашвили.

Сам Саакашвили, в свою очередь, в своих выступлениях обещает народу повышение пенсий, списание долгов и т.п. А в Грузии есть и такие, кто готов поверить этой лжи. Но, думается, ГМ все-таки победит во втором туре, а бывшим властям не хватит ресурсов для массовой дестабилизации и тем более разжигания гражданской войны в Грузии, чего опасается абсолютное большинство ее жителей.          


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Партии ФРГ формулируют программы в преддверии борьбы за Бундестаг

Партии ФРГ формулируют программы в преддверии борьбы за Бундестаг

Олег Никифоров

Политикам не хватает времени на подготовку к досрочным выборам

0
1169
Нехватка научных кадров становится угрозой для экономики России

Нехватка научных кадров становится угрозой для экономики России

Граждане и сами не стремятся повышать уровень образования, и работодателям это не интересно

0
1287
Отказ от катарсиса

Отказ от катарсиса

Данила Давыдов

Персонажам Алексея Радова стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит

0
952
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
2319

Другие новости