Главная область применения китайских капиталов и знаний в африканских странах – инфраструктура. Фото Reuters
Главы внешнеполитических ведомств России и США практически синхронно посетили страны Африки южнее Сахары. Путь Сергея Лаврова пролегал через столицы Анголы, Намибии, Мозамбика, Зимбабве и Эфиопии. Госсекретарь США Рекс Тиллерсон побывал в Чаде, Джибути, Эфиопии, Кении и Нигерии.
Визиты стали отражением острейшей схватки главных игроков мировой политической сцены за влияние и, главное, сказочные природные богатства континента. В борьбе за них участвуют Китай, США, Великобритания, Франция, Россия, а также Индия, Бразилия, Турция.
После ухода с мировой политической сцены СССР и бегства России из Африки, предпринятому по собственной инициативе, начался передел сырьевых ресурсов ведущими игроками мирового бизнеса, включая транснациональные компании. Бороться есть за что. На долю Черного континента приходится почти треть мировых запасов сырья, в том числе более половины металлов платиновой группы, хромитов, алмазов, марганца, фосфоритов, золота. В избытке нефть, газ, платина, ванадий, кобальт и многое другое.
Главной тенденцией стало усиливающееся противостояние США и Китая. Причем КНР явно вырвалась в лидеры гонки. Пекин настойчиво и умело прибирал к рукам африканские страны, утраченные Москвой, и успешно соперничает c остальными игроками. Приоритетной целью стало обеспечение диверсификации источников углеводородного сырья. Эту задачу Поднебесная выполнила. Поставки нефти в Китай составили треть от всего экспорта этого сырья из Африки.
В последнее десятилетие Пекин настолько освоился, что западные СМИ начали писать о китайском «колониализме». Обеспокоенный Вашингтон стремится опорочить Китай, причем официально и прямым текстом. «Мы не хотим видеть, чтобы в таких странах, как Конго, очень богатых ресурсами, Китай, Северная Корея, Иран забирали эти ресурсы, а эти страны не получали взамен больших выгод», – заявила представитель госдепартамента США в канун визита Тиллерсона. Вместе с тем она признала, что КНР в отличие от США инвестирует в инфраструктуру. «Китай строит, а мы не строим», – констатировала она. Как объявила представитель Госдепа, у США с Китаем в регионе «конфликт интересов». А еще она назвала китайские кредиты под низкие проценты на цели развития континента «вредными и плохими».
В прошлом году американская разведка предупреждала, что первая зарубежная военная база Китая в Джибути скорее всего станет лишь первой из многих. «Китай стремится построить военные базы по всему миру, создавая новые области пересечения, а возможно, и столкновения, интересов безопасности Китая и США», – заявил представитель разведки. В Джибути располагается база Кэмп-Лемонье, единственный постоянный пункт военного базирования США на Африканском континенте, играющий роль узла для контртеррористических операций.
В самой же Африке китайская экспансия воспринимается положительно. Пекин помогает африканцам решать острые социальные проблемы. Он инвестирует в дороги, больницы и школы. Африканские студенты ездят учиться в КНР, как раньше ездили в СССР. Китайские банки выдают займы на выгодных условиях, которые выплачиваются полезными ископаемыми. Правда, обязательным условием при предоставлении кредитов остается твердая приверженность принципу «одного Китая», то есть отказ признавать государственную самостоятельность Тайваня.
Среди стран, с которыми Пекин установил дружеские отношения, немало режимов, которые Запад считает диктаторскими. Впрочем, выбери «диктаторы» проамериканскую политику, в глазах Вашингтона они моментально превратились бы если и не в образцовых демократов, то во вполне респектабельных политиков.
Ключевые партнеры Пекина – Ангола, Демократическая Республика Конго и Судан. Эти страны создали своеобразный «желто-красный пояс», простирающийся от Атлантического океана до Красного моря. Их недра полны ценнейшими ресурсами, будь то нефть, алмазы, золото, вольфрам, медь, кобальт, уран. Ангола стала одним из главных торговых партнеров Китая в Африке. А по поставкам черного золота в Поднебесную она обогнала Саудовскую Аравию.
Привычными стали поездки на Черный континент китайских лидеров. В ходе последнего визита премьер Госсовета КНР Ли Кэцян посетил Эфиопию, Нигерию, Анголу и Кению. Он участвовал в работе африканского саммита Всемирного экономического форума. Выступая там, премьер отметил, что Китай «никогда не будет выдвигать политические условия при оказании помощи Африке и вмешиваться во внутренние дела африканских государств». Ли также подчеркнул, что Пекин поддерживает Африку в ее стремлении играть большую роль в мировой политике. «Мы намерены развивать сотрудничество с Африкой на основе четырех принципов: искреннего уважения, укрепления взаимного доверия, совместного всеобъемлющего развития и внедрения инноваций в процесс сотрудничества», – заявил Ли Кэцян. Он пообещал, что КНР будет делиться с африканскими странами новейшими технологиями.
Китайский премьер уделил особое внимание финансовым отношениям. Он объявил о решении Китая увеличить объем кредитования африканских стран до 40 млрд долл. По словам Ли, к 2020 году объем двусторонней торговли со странами континента увеличится на 190% и составит 400 млрд долл., а объем китайских инвестиций планируется нарастить в четыре раза – до 100 млрд. В партнерство с КНР вовлечены более 50 стран континента.
Ранее председатель КНР Си Цзиньпин побывал в Хараре и Претории. Особое значение лидеры Китая и ЮАР придали заседанию Форума китайско-африканского сотрудничества, который прошел в Йоханнесбурге. Участвовали около 50 глав государств и правительств стран Африки, представители международных организаций. По словам экс-президента ЮАР Джейкоба Зумы, отношения с КНР сейчас «находятся на самом высоком уровне». Си Цзиньпин с ним согласился.
Хотелось бы, чтобы в не столь отдаленном будущем африканские лидеры так же могли сказать об отношениях с Россией. Пока для этого серьезных оснований нет. Впрочем, посмотрим на результаты африканского турне Лаврова.
комментарии(0)