0
24770
Газета Печатная версия

26.02.2018 00:01:00

На Ближнем Востоке формируется еще один кризисный очаг

Саудовскую Аравию хотят лишить святых мест

Александр Игнатенко

Об авторе: Александр Александрович Игнатенко – президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ.

Тэги: ближний восток, саудовская аравия, исламские святые места, хадж, мечеть, мекка, гостиница, катар, ваххабизм


ближний восток, саудовская аравия, исламские святые места, хадж, мечеть, мекка, гостиница, катар, ваххабизм Саудовская Аравия подверглась критике за сооружение гигантского отеля в заповедной зоне Мекки. Фото Reuters

Недавно было объявлено о создании международного комитета Al Haramain Watch. Его заявленная цель – «интернационализация» исламских святых мест, под которой подразумевается изъятие Мекки и Медины с их святынями у Саудовской Аравии и передача их под управление другого государства или коалиции государств.

Al Haramain Watch обосновывает это требование тем, что саудовские власти «политизируют» хадж – якобы ограничивают паломничество из государств, с которыми у Саудии напряженные политические отношения. Второе обвинение – «уничтожение исламского характера» мечети Аль-Харам. Здесь комитет привлекает внимание к тому, что в заповедной зоне Мекки построена гигантская гостиница, которая царит над мечетью Аль-Харам и Каабой. Наверху этого второго по высоте здания в мире вмонтированы самые большие в мире башенные часы. Это овеществленный символ превосходства Запада над исламом: часы спроектированы и изготовлены в Германии.

За требованием «интернационализации» исламских святых мест стоят Иран, Катар и Турция. Это требование в 2015 году выдвинул верховный лидер Ирана Али Хаменеи. Но Иран в настоящее время имеет мало шансов стать вместо Королевства Саудовской Аравии (КСА) куратором святых мест. На передний план выдвигаются Катар и Турция. Катар занят с использованием подконтрольных СМИ (в первую очередь Al-Jazeera) и организаций (типа того же Al Haramain Watch) дискредитацией саудовского ваххабитского духовенства как недостойного того, чтобы управлять святыми местами. Придворная катарская газета «Ар-Рая» в июне 2017 года назвала всех членов Совета великих улемов КСА лицемерами.

Лицемер – не моральная характеристика, а шариатское обвинение, смыкающееся с обвинением в «вероотступничестве», за которое в Саудовской Аравии полагается смертная казнь. В шариате так называется мусульманин, совершающий враждебные исламу действия. В октябре 2017 года катарский Всемирный союз ученых мусульман (внесен в Саудовской Аравии, ОАЭ и Египте в список террористических организаций) подтвердил обвинение Совета великих улемов в лицемерии (читай – вероотступничестве) тем, что совет не борется против секуляризма «младоаравийцев». Тогда же Al-Jazeera с фальшивой отсылкой к несуществующей статье в австрийской газете Tageszeitung опубликовала материал «Саудовская Аравия финансирует антиисламских активистов», в котором рассказала о мечети Аверроэс-Гете в Берлине, расходящейся с салафитским исламом буквально во всем. Там молятся вместе сунниты, шииты, алавиты, суфии и представители секс-меньшинств – геи и лесбиянки; молятся совместно женщины и мужчины; более того, предстоятелями на молитве являются одновременно двое – имам-мужчина и имамесса-женщина.

Катарское правящее семейство Аль Тани продвигает себя в качестве альтернативы саудовскому ваххабитскому духовенству. Эмиры Катара утверждают, что являются потомками основателя и эпонима ваххабизма. Овеществлением этого утверждения стало строительство в Дохе, столице Катара, мечети имени Шейха Мухаммада Ибн-Абд-аль-Ваххаба. В мае 2017 года на эти претензии катарских правителей отреагировали более двух сотен членов семейства Аль аш-Шайх, которые в Саудовской Аравии считаются прямыми потомками Ибн-Абд-аль-Ваххаба, о чем свидетельствует их фамилия – «Семейство Шейха». Среди них – верховный муфтий КСА, министр исламских дел, глава Совета Шуры КСА и еще две сотни улемов (исламских ученых) и кадиев (шариатских судей) с фамилией Аль аш-Шейх. Все они заявили, что эмир Катара, утверждающий, что он потомок Ибн-Абд-аль-Ваххаба, таковым не является. А потомками основателя ваххабизма являются они, в доказательство чего в заявлении приводятся подробные генеалогические выкладки.

Что касается мечети имени Шейха Мухаммада Ибн-Абд-аль-Ваххаба в Дохе, то они потребовали сменить ее название – потому, что катарские правители не имеют никакого отношения к основателю ваххабизма, а служители мечети, ее имамы и хатыбы не имеют отношения к ваххабизму. Но Катар не внял призывам семейства Аль аш-Шейх. Более того, продолжал антисаудовскую кампанию по дискредитации саудовского ваххабитского духовенства. Что и стало триггером бойкота Катара «антитеррористической четверкой», в которой ведущую роль играет Саудовская Аравия. Кстати сказать, Катар трактует этот бойкот как «блокаду», в рамках которой саудиты якобы препятствовали катарским мусульманам совершить хадж, что и стало проявлением «политизации» паломничества.

Нынешний союзник Катара в разных областях – эрдогановская Турция – блокируется с ним и по вопросу о святых местах. Турция работает над созданием альтернативной паломнической инфраструктуры хаджа к святым местам, расположенным на территории Саудовской Аравии, разумеется, без согласования с Саудией. В декабре 2017 года президент Реджеп Тайип Эрдоган посетил Судан, и Турции был передан остров Суакин в Красном море. Турецкими властями было заявлено, что на Суакине будет создан перевалочный пункт для отдыха паломников, следующих в Мекку. И военная база.

Доктрина неоосманизма, которой следует Эрдоган, предполагает возвращение территории святых мест наряду с другими территориями арабских стран на Ближнем Востоке и в Северной Африке под контроль Турции. Мнимая неспособность Саудовской Аравии обеспечить паломничество является для Турции хорошим предлогом для действий, направленных на возвращение в какой-то форме территорий, которые, как и суданский Суакин, были исторически в совсем недалеком прошлом турецкими.

Что касается Мекки и Медины, то неоосманисты рассматривают их как бывшие турецкие территории, отбитые у Турции британцами. Мекка действительно была под властью османских турок до 1916 года, Медина – до 1919-го. Неоосманизм по-эрдогановски предполагает также восстановление Халифата, в столице которого Стамбуле до 1924 года (когда Халифат был упразднен Кемалем Ататюрком) сидел Абдул-Меджид II, последний из османских халифов, в одностороннем порядке узурпировавших этот пост у арабов. А восстановление Халифата предполагает восстановление поста халифа…

«Младоаравийцы» осознают опасность, исходящую от Катара, Турции и Ирана. В июле 2017 года глава МИД Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр заявил, что требования «интернационализации» паломничества мусульман в Мекку (хаджа) является «агрессией и объявлением войны». В дополнение к защитным мерам против Ирана и Катара аравийцы работают над антитурецкой мобилизацией арабов Аравии и всего Ближнего Востока. В декабре 2017-го глава МИД ОАЭ Абдалла бен Заед Аль Нахайян в своем Twitter воспроизвел (вместе с 137 515 другими арабскими пользователями) твит некоего «д-ра Али аль-Ираки» (явный псевдоним). Его содержание: османские турки в Аравии были оккупантами, которые не то что являлись хранителями, а были грабителями святых мест и совершали преступления против мирного арабского населения в Медине, и не только. Приводится известный из истории пример с вывозом по железной дороге из Медины в Турцию османским комендантом города пророка Мухаммеда в период арабского восстания против Османской империи в 1916–1919 годах Фахреддин-пашой множества артефактов и рукописей, которых набралось на целый железнодорожный состав.

Твит завершается словами: «Это предки Эрдогана, такова история их отношений с арабами». Эта фраза стала своего рода хештегом, и на учетной записи стали во множестве размещаться исторические свидетельства жестокостей османских турок против арабов на Ближнем Востоке. Например, размещен твит о печально знаменитом Джемаль-паше (1872–1922), получившем у арабов прозвище аль-Саффах, то есть Кровавый. Только 6 мая 1916 года по его приказу в Дамаске и Бейруте были повешены несколько тысяч арабов-шиитов, христиан и маронитов.

Эрдоган заявил, что нападки на Турцию со стороны некоторых арабских лидеров связаны с их «неуспешностью и даже предательством». «Те, кто обвиняет наших предков в краже священных реликвий и доставке их в Стамбул, вызывают жалость. Это не кража, а защита от разграбления со стороны (британских) оккупантов». То есть он признал факт вывоза аравийских реликвий и артефактов. И, наверное, надо ждать требований Саудовской Аравии к Турции эти ценности, особенно религиозные, исламские, вернуть их законному владельцу.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эр-Рияд лавирует между Трампом и Тегераном

Эр-Рияд лавирует между Трампом и Тегераном

Игорь Субботин

Саудовская Аравия хотела бы добиться прекращения активных наступательных действий со стороны Израиля

0
1795
Израиль делает ставку на помощь России в Ливане

Израиль делает ставку на помощь России в Ливане

Игорь Субботин

Нетаньяху расширяет круг посредников в урегулировании войны на севере

0
1977
Каковы перспективы американской политики при Трампе

Каковы перспективы американской политики при Трампе

Александр Лукин

Белый дом станет рассматривать иностранных партнеров с точки зрения их полезности для США

0
2061
О тихом посредничестве Саудовской Аравии и Катара

О тихом посредничестве Саудовской Аравии и Катара

Публичность переговоров часто вредит их эффективности

0
8079

Другие новости